Никитин Николай Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Никитин
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 08.08 Кто родился в этот год 1895 |
[27.7(8.8).1895, Петербург — 26.3.1963, Ленинград]
— прозаик.
Родился в семье служащего.
В 1915 начал заниматься в Петроградском университете на филологическом и юридическом факультетах.
В 1918 добровольцем вступил в Красную Армию, был культработником, лектором, служил сначала в
воинских частях, затем перешел в политуправление штаба Петроградского укрепрайона и
демобилизовался в 1922.
В 1916 опубликовал первый рассказ «Барышня из киоска».
Посещал в 1920 студию Дома искусств в Петрограде.
В 1921 вошел в литературную группу «Серапионовы братья», внутренний смысл которой, как вспоминал
М.Слонимский, заключался «главным образом в романтической идее о дружбе» (Жизнь искусства. 1929.
№11. С.5). «Серапионовы братья» собирались в Доме искусств, знакомили друг друга со своими
произведениями перед их публикацией. «Там царствовало бескорыстие, там не было ни ненависти, ни
зависти. Это были "Воробьевы горы", если вспомнить клятву Герцена и Огарева» (Никитин Н.
«Воспоминания юных дней». Личный архив Н.Никитина).
Печатался в «Петроградской правде», «Красной газете», «Правде», «Красной ниве» и др. Один из первых
рассказов Никитина одобрил М.Горький. На Никитина, как и на других «Серапионовых братьев»,
«нападала» критика 1920-х. Особенно резко критиковали его повесть «Рвотный форт» (1922). Но опытный
литератор А.Воронский высказал вполне определенную оценку: «Большой дар у Никитина, и многое ему
дано» (Красная новь. 1922. №3. С.266). И.Оксенов писал: «Лучшая в книге вещь — "Рвотный форт"»
(Книга и революция. 1923. №1. С.54).
Проза Никитин 1920-х отличалась музыкальностью, тонкой игрой мелодий. Писатель слышал музыку жизни
и пытался соотнести с ней музыку революции. Здесь не было бравурных маршей и благостных песнопений.
В сборнике «Рвотный форт» (1922), «Бунт» (1923), «Полет» (1925) не раз звучали ноты тревоги за судьбу
национальной жизни. Уставшая от вечной нужды деревня обеспокоенно насторожилась у Никитин перед
решительной властностью «нынешних людей, молодых и жестких». В рассказе «Тоска» (1924) Никитин
писал от имени героя-рассказчика: «Я иду в лес — и по дороге мечтаю: что, если на каждую елку повесят
по электрической лампочке,— станет ли светлее жить? Или лампочку носит в себе человек... Знаю — в
большом городе люди будут советовать мне почитать Карла Маркса. А пускай сам Карл Маркс придет
сюда, где баба Анфимья ходит неслышно, как кот, в мягких медвежьих чулках» (Полет. Л., 1925. С.53).
Никитин ищет свой путь в изображении противоречивой современности.
В 1923 сообщает в личном письме: «Вчера только что вернулся с Волхова, с постройки гидроэлектрической
станции. Вот чему надо петь сонеты и поэмы» (РО ИРЛИ. Ф.385). Никитин обращается к жизни современной
молодежи, известным становится его роман на эту тему «Преступление Кирика Руденко» (1927). Никитин
энергично осваивает различные прозаические жанры — издает сборник рассказов «Американское счастье»
(1922), «Камни» (1923), «Ночной пожар» (1924), «Екатеринбургские рассказы» (1927), сборник очерков и
рассказов «С карандашом в руке» (1926), «Лирическая земля» (1927) и др. Обратившись к крупным
формам, пишет повесть «Собачий ящик» (1928), роман «Шпион» (1930), позднее повести «Поговорим о
звездах» (1934), «Потерянный Рембрандт» (1935), «Двойная ошибка» (1936).
Обращается к сцене. В 1924 печатает пьесу «Корона и плащ» (переработка романа Г.Бергстеда «Праздник
святого Йоргена»).
В 1927 в соавторстве с А.Пиотровским создает пьесу «Сэр Джон Фальстаф» (литературная переработка
исторической хроники В.Шекспира «Генрих IV»), которая была тогда же поставлена в Большом
драматическом театре в Ленинграде. Активно выступает также в общественной жизни; в 1924 вместе с
А.Толстым, О.Форш, М.Зощенко и др. подписывает письмо протеста в ЦК РКП(б), в котором говорилось:
«...мы протестуем против огульных нападок на нас» (К вопросу о политике РКП(б) в художественной
литературе. М., 1924. С.79).
Тенденцию к реалистическому изображению жизни продолжила пьеса «Линия огня» (1931). Посвященная
коллизиям социалистического строительства, она прошла по сценам Ленинграда и Москвы.
В 1931 пьеса «Корона и плащ» под названием «Святой» была возобновлена театром им. М.Горького в
Ленинграде.
В 1933 Никитин пишет «комедию в событиях» — «Конкурс хитрецов», в том же году ее ставят два театра.
Театрально-общественным событием явилась пьеса Никитина об установлении советской власти в
Азербайджане — «Баку» (другое название — «Апшеронская ночь»), в 1937 она была поставлена в
Ленинграде и Москве.
Писатель много путешествовал. Сборник «Сейчас на Западе. Берлин — Рур — Лондон» (1924) — отражение
его поездки по Западной Европе. В годы первых пятилеток Никитин побывал на многих стройках СССР.
Ветречался с участниками Гражданской войны в Узбекистане, в т.ч. с М.Фрунзе. Несколько лет Никитин
работал над романом об Узбекистане, изучал газеты, книги, мемуары, справочники, архивные дела,
полюбил Узбекистан и сердечно описал его в романе «Это было в Коканде» (1939, первоначальное
название — «Это началось в Коканде»). Роман внес свой вклад в развитие исторической темы, в
укрепление дружбы народов. И на этот раз не обошлось без несправедливой критики, в защиту Никитин
выступили «Серапионовы братья» — Н.Тихонов, М.Зощенко, М.Слонимский, протестовавшие в печати
против «безгранично-наплевательского» отношения к работе известного писателя, «отдавшего 5 лет
напряженной работы своему произведению» (Звезда. 1940. №7. С.218).
С первых дней Великой Отечественной войны Никитин выполнял задания политуправления
Ленинградского военного округа. Затем по состоянию здоровья был эвакуирован из Ленинграда.
В 1942 стал в Москве постоянным корреспондентом Совинформбюро, газеты «Комсомольская правда»,
«Гудок» и др. Издал пропагандистские брошюры для массового читателя «Кто такой немецкий оккупант»,
«Как король Саксонский из-под Варшавы удирал», «Удар Брусилова», «Как мы воевали с немцами», «Миф о
непобедимой Германии» и др. Работал во время войны также для сцены — театрализованный рассказ «Как
Чапаев дрался с немцами» и др.
В 1950 Никитин опубликовал новый роман «Северная Аврора», посвященный Гражданской войне на
Севере. Как и при работе над романом об Узбекистане, автор глубоко вживался в материал, посещал
места развертывания сюжета. Сыграло особую роль личное знакомство писателя с ведущим героем
«Северной Авроры» — Павлином Виноградовым, чьим именем была названа центральная улица в
Архангельске. Роман привлек широкое внимание общественности, вызвал множество откликов в печати.
По мотивам своего романа Никитин написал пьесу «Северные зори», ее поставили многие театры.
Композитор Ю.Мейтус по мотивам «Северной Авроры» написал оперу «Заря над Двиной» (сценарий
Вс.Рождественского), опера в 1955 была поставлена в Киеве.
В 1957 Никитин опубликовал пьесу о событиях Октябрьской революции в Петрограде — «Фирсовы»
В течение ряда лет Никитин работал членом редколлегии журнала «Звезда», избирался членом правлений
Ленинградской писательской организации, СП СССР. Был также депутатом Ленсовета, членом
Ленинградского комитета защиты мира. Постоянно выступал в печати по вопросам литературы и
искусства. Написал воспоминания о С.Есенине, А.Толстом, статьи о М.Горьком, О.Форш, Э.Толлере. Роман
«Третья аллея» остался незавершенным.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх