Некрасов Виктор Платонович
|
Другие персоны с фамилией Некрасов
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 17.06 Кто родился в этот год 1911 |
[4(17).6.1911, Киев — 3.9.1987, Париж]
— прозаик.
Отец — банковский служащий, мать — врач. С детства тяготел к занятиям искусством, увлекался
архитектурой, живописью и в особенности театром. Жизнь Киева давала немало возможностей, чтобы
утолить все эти многообразные и порою неожиданные, возникавшие импульсивно, интересы.
В 1936 окончил архитектурный факультет Киевского строительного института, но еще раньше, с 1933,
начал систематические занятия по актерскому мастерству. Некрасов поступил, сдав экзамены, в
Театральную студию, работавшую под руководством талантливого педагога и бывшего актера
И.П.Чужого (настоящая фамилия — Кожич). Об этом человеке и о занятиях в студии он впоследствии
написал мемуарный рассказ (из серии «Маленькие портреты»). Занятия в студии окончательно
пристрастили Некрасова к театру, которому он, еще в бытность студентом строительного института,
отдавал едва ли не все свое время. Однако и изучение архитектуры представляло для Некрасова
огромный интерес, сохранившийся на всю жизнь. Бывая во многих городах мира, он смотрел на
прославленные здания и архитектурные ансамбли не глазами туриста, а взглядом знатока. Некрасов был
сторонником рациональной, функциональной красоты зодчества, поклонником Корбюзье, но не
недооценивал других форм в этой области. Окончив строительный институт, Некрасов много ездит по
стране с театральными коллективами, побывал во Владивостоке, Кирове, Ростове-на-Дону и др. городах.
Одновременно он продолжал учиться в Театральной студии при Киевском театре русской драмы.
Художественное дарование позволило ему быть в театре не только актером и — иногда — режиссером, но
и театральным художником. Он был человеком разносторонне и богато одаренным от природы и при всей
импульсивности своего характера обладал большой и целеустремленной работоспособностью, страстью к
знаниям. Все знавшие Некрасова отмечали тонкую артистичность и художественную одаренность его
натуры, а также хорошую эрудированность во многих сферах искусства — в литературе, живописи,
театре, не говоря уже об архитектуре, бывшей его специальностью.
Великая Отечественная война застала Некрасов в гастрольной поездке с одним, по его выражению,
«левым театриком». В авг. 1941 он был уже мобилизован. По своей специальности Некрасов был назначен
полковым инженером, а затем заместителем командира саперного батальона — в этой должности
архитектору Некрасову приходилось не строить, а, наоборот, разрушать и взрывать здания, мосты,
железные дороги, строительные знания употреблять при сооружении землянок и дотов. В 1943 на Донце
Некрасов был ранен — к тому времени он уже был капитаном; в 1945 демобилизовался.
В свои 34 года, будучи еще молодым человеком, Некрасов уже имел огромный и тяжкий жизненный опыт,
накопил массу впечатлений, познал множество характеров, был свидетелем разнообразных — трагических
и смешных — ситуаций, а главное, он увидел и сердцем познал свой народ, его мужество, терпение,
доброту, самоотверженность и многие другие качества, не всегда положительные, но в совокупности
своей дававшие достаточно объемный образ. В сознании и живой памяти художника роились образы и
даже типы, настоятельно и чуть ли не болезненно требовавшие своего художественного воплощения. Он
чувствовал обязанность вернуть — посредством художественного слова — к жизни тех, подчас молодых,
безусых, еще и не видевших взрослой жизни, но успевших на войне и постареть и погибнуть. Некрасов
задумывает повесть (или роман), где о войне должна быть правда и только правда. Надо сказать, что в
первые послевоенные годы тяга к правде о войне главенствовала в душах многих писателей — недавних
фронтовиков. Здесь можно назвать многих: от В.Гроссмана, с которым Некрасов дружил, до Пановой, от
Вершигоры до Полевого и Фадеева. Некрасов задумал (и быстро написал) правдивую книгу «В окопах
Сталинграда» (1946). Ее главный герой Керженцев имеет немало автобиографических черт. Повесть по
замыслу должна была быть откровенной, лиричной, а по тональности и внутреннему смыслу —
фактографичной. Она действительно сочетает в себе достоверность фронтовых записок, близких к
дневнику или личному письму, и репортажность, раскованность и строгость, импрессионистичность и
дисциплину, вольность и ту жестокую прочерченность линий, что свойственна архитектору, знающему
ремесло и науку чертежника. Некрасов в бытность свою полковым инженером, строителем укрепленных
точек, дотов и дзотов, постоянно занимался черчением, в т.ч. и оперативных карт. Отсюда
достоверность и точность его описаний.
Война предстает у Некрасова во множестве характерных деталей, штрихов, жестов, которые неминуемо
исчезли бы из памяти даже самых наблюдательных ее участников, если бы не были своевременно и с
таким неподражаемым талантом закреплены Некрасов на страницах его небольшой повести.
Повествование действительно невелико по своим размерам, но по прочтении остается впечатление, будто
прочитана большая, в сотни страниц, книга, что и не удивительно, т.к. «В окопах Сталинграда» по сути
есть эпическое повествование. Эпическая природа повести как бы скрыта лирической манерой автора —
не то дневниковой, не то эпистолярной. Кроме того, повесть принципиально фрагментарна — она
временами походит на киномонтаж: кадры быстро и довольно резко сменяют друг друга, мелькают и
пропадают. Однако впечатления разорванности, клочковатости все же нет, поскольку все, что
появляется в отдельном «кадре», передано без расплывчатости, с продуманной графической
стереоскопической точностью, с резкой наводкой, как у опытного художника-фотографа. Недаром
Некрасов был прекрасным фотографом, а впоследствии и автором сценариев к кинофильмам.
Повесть появилась в печальном для русской литературы авг. 1946 (Знамя. 1946. №8-10), когда вышло
постановление ЦК о журнале «Звезда» и «Ленинград». Произведение Некрасова сразу же вызвало
настороженность, но писателя спасло присуждение Сталинской премии (1947). По предположению
А.Берзер, премия явилась со стороны Сталина тактическим ходом — «дымовой завесой». Тем не менее
критики упрекали Некрасова в «приземленности», в том, что он предпочитает видеть войну «из окопа», а
следует смотреть шире и с несравненно большей высоты.
Художнический опыт неприкрашенной жестокой, «окопной» правды Некрасов продолжил и в следующих
своих произведениях — в военных рассказах «Рядовой Лютиков» (1948), «Сенька» (1956), «Судак» (1958
«Посвящается Хемингуэю» (1959 «Вторая ночь» (1960), «Новичок» (1963 Во всех рассказах поднимаются
проблемы нравственности и долга, мужества и человечности. Если говорить о литературных традициях,
то в них виден опыт Л.Толстого, автора «Севастопольских рассказов». Перекличка же с романом «Война и
мир» больше обнаружила себя в повести «В окопах Сталинграда», где непоказное мужество героев
заставляет невольно вспомнить батарею капитана Тушина. Могучая толстовская традиция своеобразно,
но органически переплетается у Некрасова с чеховской и хемингуэевской. Столь несходные по своему
характеру, они не видны с первого взгляда, т.к. полностью растворяются в авторской индивидуальной
манере. Но все же чеховская акварель и его лирическая недосказанность дают себя знать. Так же,
впрочем, как и «фраза Хемингуэя», мужественная и кинематографически-фрагментарная, любящая диалог
и знаменитую «паузность» вместо подразумеваемых, но не произносимых слов.
В повести «В родном городе» (1954) Некрасов художественно осваивал послевоенный быт, предвосхищая
здесь отчасти Ю.Трифонова и соприкасаясь с исканиями В.Пановой. В отличие от «бесконфликтной»
литературы, занимавшей тогда большое место, Некрасов рисует трудности возвращения фронтовиков,
неустроенность их жизни, а подчас и самые настоящие бедствия — в поисках жилья, работы и т.д. Все это
было для литературы того времени достаточно непривычно и вызывало нарекания опять-таки в
«приземленности», даже в «очернительстве». В повести «Кира Георгиевна» (1961) Некрасов пишет о
болезни равнодушия к человеку, начавшей заметно разъедать послевоенное общество. Кроме того, здесь
он одним из первых показал путь возвращения к общей мирной жизни людей из лагерей и тюрем,
сломанные судьбы репрессированных «зеков».
В те же годы (во второй половине 1950-х и 1960-е) Некрасов совершает несколько поездок за рубеж. Его
зарубежные очерки «Первое знакомство» (1958), «По обе стороны океана» (1962), «Месяц во Франции»
(1965), написанные с присущей ему наблюдательностью и независимостью, вызвали резкую критику в
печати за «нейтральность» в изображении буржуазной действительности, за отсутствие изображения
социальных контрастов и т.д. «Турист с тросточкой» — так назывался фельетон М.Стуруа в газете
«Известия», редактировавшейся А.Аджубеем (зять Н.Хрущева). В те годы наступила неблагоприятная
полоса для развития искусства: возникло «Дело Пастернака», «Дело В.Гроссмана», а рядом с ними и «Дело
Некрасова». Ему ставили в вину даже хлопотыпо сооружению Мемориала под Киевом — на месте
трагически известного Бабьего Яра. В квартире был произведен обыск, начались многодневные допросы.
В 1974 Некрасов эмигрировал сначала в Швейцарию, затем во Францию, поселившись в Париже. Там он
выпустил книгу «Сталинград», написал несколько рассказов и литературных портретов, а также
«Маленькую печальную повесть», напечатанную в журнале «Юность» в сент. 1987, т.е. одновременно со
смертью писателя.
Некрасов вошел в литературу как писатель, с исключительной правдивостью и человечностью
показавший будни Великой Отечественной войны. Его главной книгой остается повесть «В окопах
Сталинграда». Но и весь круг его последующих произведений может служить примером мужественной
борьбы литературы с тоталитарным режимом, торжества высокого словесного мастерства, вошедшего в
золотой фонд нашего искусства.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх