Недогонов Алексей Иванович
|
Другие персоны с фамилией Недогонов
Другие персоны с именем Алексей Кто родился в этот день 01.11 Кто родился в этот год 1914 |
[19.10(1.11).1914, г. Александровск-Грушевский (Шахты) Ростовской обл. — 13.3.1948, Москва]
— поэт.
Родился в семье рабочего, с 1929 сам работает на шахте, в 1935-39 учится в Литературном институте им.
М.Горького. Во время финской кампании был тяжело ранен под Выборгом, в годы Великой Отечественной
войны — военный журналист. Первые стихи опубликовал в 1932, с 1938 печатается в журналах и газетах:
«Звезда», «Знамя», «Новый мир», «Комсомольская правда». Первый сборник «Простые люди»,
подготовленный с участием автора, вышел посмертно в 1948 (Недогонов погиб в результате несчастного
случая — попал под трамвай). Сборник включал в себя 21 стих, и только что законченную поэму «Флаг
над сельсоветом». 1-я часть поэмы была напечатана в 1947 в Библиотеке журнала «Огонек», а в 1948 в
Костромском областном издательстве.
Поэма «Флаг над сельсоветом», принесшая Недогонов посмертно Сталинскую премию 1-й степени и
широкую известность, не является лучшим произведением поэта, она оказалась первой ласточкой среди
произведений, в которых приукрашенно, без выявления действительных трудностей и конфликтов
изображалась жизнь колхозного села в первые послевоенные годы («Колхоз "Большевик"» и «Весна в
"Победе"» Н.Грибачева, «Алена Фомина» А.Яшина, «Зеленый заслон» В.Замятина, «Кавалер Золотой
Звезды» и «Свет над землей» С.Бабаевского и др.). Конфликт недавних фронтовиков Егора Широкова и
Андрея Дубкова, вернувшихся в родное село, изображен в поэме Недогонов плакатно, лубочно,
упрощенно. Запоминающимися в поэме остались зарисовки русской природы, которые выразительно и
неповторимо умел делать Недогонов. Афоризмом тех лет стали и слова: «Из одного металла льют / Медаль
за бой, / Медаль за труд!», которые иногда приписывают А.Твардовскому (так случилось на почтовой
открытке работы Ю.Косорукова, выпущенной в 1972 ко Дню Победы).
Подлинную художественную ценность представляют пейзажные стихи Недогонова и особенно его
героико-философские баллады («Пулеметчик», «Гнездо», «Гильза», «Баллада о железе» и др.). В
балладах Недогонов прежде всего обращает на себя внимание редкая для этого «малогабаритного» жанра
масштабность художественного обобщения. Поэт стремится слить в драматическом контрапункте малое и
грандиозное, природное и «железное», лирико-философское и героическое. Здесь от обычного пушечного
выстрела колеблется мир, «потрясенный до основ», а сам поэт соглашается «на то, чтоб при всех, под
сияньем светил» из него «златоустинский мастер снаряды сработал». У Недогонова космические блики
ложатся на скромные фронтовые пейзажи, а если говорится, например, о тоске, то она непременно
вырастает в пантеистическую: «Мы по женам тоскуем. / Тоскует зерно в черноземе / По дождям
проливным, / И тоскует трава по косе...»
Недогонов и раньше, до войны, стремился охватить единым взором и мир природы — он писал о звездах, о
грозах, травах и птицах,— и мир «железный», «сработанный» человеком. Но тогда эти миры, эти стихии
находились в покое, хотя и напряженном. Так, в стихотворении «Перед грозой» и река, и щеглы, и
самолет у ангара, и грозовые облака, и сам автор — все «ждет сигнала». В годы войны это напряжение
находит у Недогонова выход в динамике балладного сюжета, родственной балладам Н.Тихонова. В
сюжетах фронтовых баллад Недогонов важную роль играют лирические размышления о соотношении в
человеке «воды и металла», природного и «железного». Говоря о том, что «мир стоит на железе», что в
«адской кузне» войны «нужно железные нервы иметь», поэт вместе с тем считает, что для большей
прочности человеку необходимо иметь в своем составе, кроме железа, и 10 процентов «воды». Именно
благодаря этой «воде», этому природному, естественному, органическому началу «Нас немецкая сталь не
доймет — / Мы покрепче ее на войне!». В поэтическом мире Недогонова вполне естественно и то, что
артиллерийский снаряд, над изготовлением которого потрудились мн. Ивановы, т.е. весь народ,
необходим не только для того, чтобы произвести выстрел, от которого, «потрясенный до основ, мир в
панораме задрожал», но и для того, чтобы в оставшуюся после выстрела гильзу налить воды и поставить
в нее букет «военно-полевых цветов».
В тугой сюжетный узел связаны природное и «железное» в балладе «Гнездо». Напинается она со
спокойной и величавой зарисовки высоты, на которой «под ветром, на дожде», при свете полыхающих
белых гроз жила перепелка «с желторотым птенчиком в гнезде». Эпически спокойная интонация,
размеренный ритм сохраняются на протяжении почти всей баллады. И только в одном месте, в
кульминации, когда «вражий строй пошел на высоту», а «птица, возвратившаяся к дому, / Вдруг
затрепетала на лету / Запела вдруг» (это пение и послужило для пулеметчика сигналом к бою),— только
тогда интонация заметно изменяется, но не настолько, чтобы нарушить внутреннюю значительность
повествования. Здесь будничное оборачивается высоким, здесь начинается контрапунктное движение
мотива жизни и смерти, воли и чувства, «железа» и природной стихии, которое гармонически завершается
аккордом почти трагического звучания: «Грянул бой. / Она над боем черным / Заклинала песней хрупкий
дом, / Всем своим издревле непокорным, / Гордым материнским существом... / А когда свинец поверг
пехоту / И опасность обратилась вспять, / Человек, приросший к пулемету, / Мертвым был. / Но продолжал
стрелять».
Героико-философские баллады Недогонова являются новым словом в развитии этого старинного
поэтического жанра.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх