Наровчатов Сергей Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Наровчатов
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 03.10 Кто родился в этот год 1919 |
[3.10.1919, г. Хвалынск Саратовской обл.— 27.7.1981, Москва]
— поэт, литературовед, публицист.
Родители Наровчатова жили в Москве, но часто приезжали в Хвалынск, небольшой городок на Волге, где и
родился будущий писатель. Детские годы прошли в столице. Воспитывался Наровчатов в обычной
интеллигентской семье, но корни его отцовского рода уходили в древние пензенские леса, в маленький
городок Наровчат, известный уже с XIV в. Дед Наровчатова был уездным библиотекарем, мать Лидия
Яковлевна — библиографом. Дед лично знал Джона Рида и Ярослава Гашека, Алексея Толстого и
Константина Федина. С 3 лет мальчик уже научился читать, а к 13 годам познакомился с главными
произведениями русской и западной классики. Стихи начал сочинять с 5 лет. Подростку не было еще 14
лет, когда он вместе с родителями уехал жить в молодой г.Магадан, в котором его отец и мать стали
работать в системе Дальстрой. Наровчатов попал в первый выпуск единственной в Магадане
школы-десятилетки. Основными юношескими увлечениями были охота, рыбная ловля, спорт и чтение.
Первое стихотворение опубликовал в газете «Колымская правда» в 15 лет. Семейные традиции привили
юноше любовь к родному языку и истории.
После окончания средней школы он уезжает в Москву и в 1937 поступает учиться в Московский институт
истории, философии и литературы (МИФЛИ). Со времени пребывания на Колыме у него зародилась страсть
к путешествиям, которая прошла через всю его жизнь. Каждое студенческое лето Наровчатов проводит в
походах: проплыл на веслах по Волге, побывал на Дону, Кубани, прошел пешком через весь Крым, чтобы
посетить домик любимого им Александра Грина.
Летом 1939 он уехал работать на Большой Ферганский канал в Узбекистане. С самой юности Наровчатов
занимает активную жизненную позицию. Являясь секретарем комсомольской организации МИФЛИ, он
становится инициатором многочисленных кружков, семинаров и диспутов В институте Наровчатов
окончательно приобщается к стихам. Своими непосредственными учителями в поэзии он считал
И.Л.Сельвинского, «дядю Володю» — В.А.Луговского и Н.Н.Асеева, с которыми прошел серьезную школу
поэтического мастерства
В дек. 1939 Наровчатов уходит добровольцем на финскую войну. После окончания военных действий в
1940 он поступает учиться в Литературный институт им. Горького, а в МИФЛИ остается на экстернате.
Первая война оставила в его душе глубокий след.
За 3 месяца до Великой Отечественной войны, в марте 1941, в журнале «Октябрь» под рубрикой «Стихи
московских студентов» вместе с М.Кульчицким, Б.Слуцким, Д.Самойловым впервые были опубликованы и
стихи Наровчатова. Оба института он успел закончить в 1941, и дипломы об их окончании он уже получал
в первые дни немецкого наступления.
Военные годы оказались для Наровчатова самыми значительными во всей его биографии. Войну он прошел
от начала и до конца. Он участвовал в боях под Ельцом, Ливнами, Верховьем, воевал на Волховском и
Ленинградском фронтах, освобождал Эстонию и Польшу. Войну Наровчатов закончил 8 мая 1945 г. в
центре Германии на Эльбе в звании капитана. За участие в боях был награжден орденами и медалями, на
фронте вступил в ВКП(б). Военная и историческая темы становятся главными в поэзии Наровчатова.
Фронтовая и послевоенная дружба с поэтом М.К.Лукониным, которого Наровчатов пережил на 5 лет,
навсегда осталась светлой страницей в жизни писателя. «Наровчатов с Лукониным,— вспоминала
М.Луговская,— крепко дружили, но были удивительно разными и в плане багажа культуры, и в отношении
к искусству, книгам. Разными и по отношению к женщинам. У каждого все по-другому. Единой была
беззаветная любовь к Родине, фронтовая судьба — финская война, Великая Отечественная. Единым было
всегда, везде, при всех обстоятельствах высокое чувство гражданственности» (Луговская М. Отметины
на сердце // Воспоминания о Сергее Наровчатове. С.209).
Демобилизовавшись в 1946, Наровчатов работает в различных газетах, в аппарате ЦК ВЛКСМ, а затем
принимает решение стать писателем-профессионалом.
В 1948 в издательстве «Московский рабочий» вышел первый сборник стихов поэта «Костер», в основном
составленный из стихотворений военных лет. Вслед за первым сборником стихов последовал второй —
«Солдаты свободы» (1952). С этого момента Наровчатов вошел в литературу как талантливый поэт
фронтового поколения. В стихотворении «Костер», программном для всего одноименного сборника, поэт
говорит о необходимости дружбы как основе послевоенных человеческих отношений. «Тесность
фронтовой дружбы», по словам Наровчатова, переходит в дружбу интернациональную, способную
любому агрессору дать отпор. Публицистичность и полемическая направленность многих стихов
Наровчатова не заглушали в них романтизма и задушевности. Интимная лирика Наровчатова, стихи,
посвященные 12-летней дочери, «Разговор с дочкой» и «Скучное лето», вызвали живой интерес у
А.Фадеева, поддержавшего молодого поэта.
В стихах Наровчатова звучал не только «металл» публицистичности, но и высокий пафос глубоких
человеческих отношений. Обращаясь к дочери, Наровчатов писал: «И где бы я ни был — на всех
раздорожьях, / Куда бы мой жребий меня ни бросал,— / Имя твое, словно имя божье, / Как солдат в
старину, я от бед спасал».
Однако Наровчатов не замыкался на теме фронтовой и интимной лирики, страсть к путешествиям и
любовь к истории также нашли немалое место в его поэзии. Он вновь едет на Дальний Восток — на
Колыму, Чукотку, Курилы, Ледовитый и Тихий океаны, чтобы пройти дорогами своей юности. Появляются
стихи «У берегов Японии», «Тихий океан», «Шхуна на рейде», «Курильские есть острова» и др.
Расширяется и жанровый репертуар поэта, теперь он пишет и философскую лирику, и сатирические стихи,
и поэмы. Чувство истории, соединение прошлого с настоящим мы видим во всех произведениях
Наровчатова на историческую тему «Зеленые дворцы», «Рожденье», «Женский портрет (XVIII век)»,
«Русский посол во Флоренции» и др.
Тяготение к эпосу, историческому объему постоянно присутствует в лирике Наровчатова. И поэтому не
случайно в конце 1950-х он обращается к жанру поэмы. После первой своей поэмы «Пролив Екатерины»
(1956), изображающей современный труд китобоев, Наровчатов обращается к созданию главного своего
произведения — поэмы «Василий Буслаев» (1957-72). Поэма о герое народных былин посвящена не
воинским подвигам, а формированию души народа, раскрепощению его лучших творческих сил.
«Былинный мир,— писал Наровчатов,— это одновременно сказка и действительность, вымысел и история
<...> Когда я писал поэму "Василий Буслаев", то был буквально ошеломлен, найдя в старых книгах
свидетельство подлинного существования былинного героя. Васька Буслаев — воплощение новогородской
вольницы — представлялся мне <...> созданием народного воображения, вроде Ивана-царевича или
Иванушки-дурачка» (Необычное литературоведение. 1970. С.139). Стараясь сохранить в поэме дух и
поэтику былинного эпоса, в озорстве Васьки Буслаева писатель видит народного заступника,
пытающегося в одиночку осчастливить и освободить свой народ. Однако в своем индивидуалистическом
бунте, в своей гордости, в своем желании стать вровень с Творцом Васька Буслаев зашел далеко. Он
бросает дерзкий вызов не только новгородцам, но и святыне — вечевому колоколу, а также
равноапостольному князю Владимиру, не прислушивается к «вещему» предупреждению святых
благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Вольность Васьки Буслаева переросла в
своевольность, и судьба его за это наказывает. Пытаясь посрамить новгородцев, он разбегается, чтобы
перепрыгнуть через вечевой колокол, но — разбивается. Однако в эпилоге герой поэмы остается в живых.
Выслушав былину о своем двойнике, молодом гордеце Ваське-ушкуйнике, и его трагическом конце, он
грехи Васькины отпускает, «себя, молодого, прощает, <...> / Колоколу поклон отдает». Герой поэмы
стоит на распутье между индивидуалистической вольницей и общественным служением, первый путь,
убеждает писатель, ведет к гибели, второй — к возмужанию и спасению, к воспитанию в себе
гражданственного служения, почитанию культурных традиций и народных святынь.
В 1964 выходит новая большая поэма Наровчатова «Семён Дежнев». Дежнев предстает в ней характером
сильным и противоречивым, в нем, как и в Василии Буслаеве, борются два чувства — чувство казацкой
вольницы и чувство ответственности за границы России, за ее рубежи.
Тема истории России раскрывается Наровчатов не только в вышеназванных поэмах, но и в его рассказах
«Абсолют» (1979), «Диспут» (1980), «Ведьмы» (1980). В янв. 1959 Наровчатов создает одно из лучших
своих стихотворений «Пес, девчонка и поэт». Материал пригрезившегося поэту сюжета — спасение
замерзшей собачки и бросившейся с моста девицы, рождение сказочного Гвидона — оказался поэтическим
розыгрышем, за которым никаких добрых дел не стояло, ибо все это поэту только пригрезилось. Мораль —
человек ни на минуту не должен быть в жизни равнодушным и бездейственным: «И в этот вечер я не встал
со стула, / История мне не простит вовек, / Что пес замерз, девчонка утонула, / Великий не родился
человек!»
В последней, итоговой своей поэме «Фронтовая радуга» (1978-79) писатель вновь обращается к своей
молодости, к началу пути своего поколения, к тем погибшим товарищам, которые не вернулись с войны —
Н.Майорову, М.Кульчицкому, Г.Суворову, П.Когану и др. В этой поэме тесно переплелись исторические,
философские и психологические мотивы лирики Наровчатова. Ее сюжет — рассказ о недолгой любви двух
молодых людей, геройски погибших на войне. Сюжет о любви органично вплетается в историю страны от
Октября до Великой Отечественной войны. Наровчатов верит в бессмертие своих героев, в
ненапрас-ность их жертвы, ибо «Малое станет великим. / Час возвысится в век, / Героем тысячеликим /
Засветится человек» (СС. Т.1. С.412).
Большое влияние на Наровчатов оказал не только А.Грин, но и творчество Максимилиана Волошина,
которому он посвятил одну из последних своих статей. Однако самым любимым его поэтом всю жизнь
оставался М.Ю.Лермонтов (См.: Наровчатов С.С. Лирика Лермонтова: Заметки поэта. М., 1964).
Помимо вышеперечисленных работ лите-ратуроведческо-публицистического характера Наровчатовым
были написаны книги «Поэзия в движении» (1966), «Атлантида рядом с тобой» (1972), «Живая река»
(1974), а также книга воспоминаний «Мы входим в жизнь: Книга молодости» (1978).
Наровчатов активно занимался общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета
РСФСР, членом Советского Комитета защиты мира, членом МГК партии, секретарем правления СП СССР и
РСФСР, секретарем правления Московской писательской организации, членом редколлегии «Литературной
газеты.» и журнала «Знамя», с 1974. Наровчатов являлся главным редактором журнала «Новый мир». При
жизни писателя было издано 24 сборника его стихотворений и поэм.
Говоря о творчестве Наровчатов, Евг.Винокуров писал, что «русский язык С.Наровчатова живет и дышит.
<...> Веселое щегольство русской, а подчас славянской речью свойственно поэту. Его филологическая
страсть — родная сестра страсти исторической. <...> Философия русской истории — вот основная тема
Сергея Наровчатова. Россия и ее путь, ее судьбы, ее мировая миссия, ее идея, ее революционность и ее
государственность — вот над чем задумывался поэт, вот что стало его внутренней темой...» (Василий
Буслаев и Семён Дежнев. С.4-5, 8).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх