AZ-libr.ру

информационный портал





Молева Светлана Васильевна
[07.11.1946-08.02.2005]

  Другие персоны с фамилией Молева
Другие персоны с именем Светлана
Кто родился в этот день 07.11
Кто родился в этот год 1946

       [7.11.1946, пос. Чихачево Псковской обл.— 8.2.2005, Петербург; похоронена в Пскове]
       — поэт.
       Родилась в небольшом поселке на Псковщине. По признанию поэтессы, деревня «на всю жизнь одарила меня любовью к лесным просторам, народным песням, пляскам и к стихам» (Автобиография. Отдел Новейшей литературы ИРЛИ РАН). Родители знали и ценили русскую поэзию; с детства Молева знала наизусть Пушкина, Некрасова, Есенина. Стихи начала писать в 4-м классе школы. Первая публикация — в псковской газете «Молодой ленинец» (1963. 10 авг.). После окончания школы в 1965 поступила на заочное отделение Литературного института им. Горького в Москве, где познакомилась с Ю.Кузнецовым, Н.Рубцовым, А.Вампиловым.
       В 1965 переехала в Ленинград, где первыми литературными наставниками Молевой стали поэты Глеб Семёнов и Игорь Григорьев.
       В 1967 в Лениздате вышла первая книга стихов «Подснежники».
       В 1976 принята в СП СССР и в том же году стала лауреатом Второго смотра творчества «Молодость. Мастерство. Современность».
       С 1967 по 1990 работала редактором Лениздата.
       С 1988 жила и работала в Пскове, создала (вместе с мужем, писателем М.Е.Устиновым) издательство «Отчина», где вышло более 30 книг.
       В 2002 вернулась в Петербург.
       Стихи Молевой привлекают цельностью чувств, доверительной интонацией, чуть печальной или лукавой. Уже в первой книге «Подснежники» критики находили задушевность, живую непосредственность, «просветленность поэтического рисунка», точность деталей (Шестинский О. Девочка с берестяным лукошком // Москва. 1968. №4. С.212).
       С самого начала в поэзии Молева заметны есенинские образы и интонации: «Край мой, край, / задумчивый и росный, / С коромыслом радуг за плечами. / В той глуши оранжевые сосны / В мягких лапах солнышко качают» («Край мой...», 1965). В 19-летнем возрасте Молева написала поэму «Черный тополь» (1966), посвященную своим корням, деду и отцу. Овеянные грустью расставания, картины деревенского лада, небогатого счастья, света сменяются образами «пустого поля, непаханного жнивья». Поэма о прощании с «неперспективными», обреченными на снос деревнями показалась издателям неактуальной для эпохи НТР и полностью была опубликована только в 2002.
       В последующих книгах, «Сто дней весны» (1975), «Ожидание встречи» (1978) — поэтесса пристально вглядывается в человеческое сердце, голос ее звучит тепло и душевно. Личный опыт и народные понятия о жизни сплавлены в единстве совр. и фольклорных мотивов. В поэзии Молевой «богатство голосовых модуляций, оттенков выражаемых чувств: веселая бесшабашность ярмарки и тихие элегические ноты, ироничная, лукавая версия той же поэтической темы, торжественная приподнятость — и снова тихое, просветленное... И это интонационное, негромкое родство с народной песней и речью куда громче декларативных признаний в любви к родной земле» (Пикач А. Счастливое эхо // Аврора. 1976. №4. С.67).
       В 1970-е на слова Молевой были созданы песни «Гори ясно», «Лель», вокальный цикл «Берегите тепло».
       Чистота и энергичность чувств, память о доме, всепроникающее ощущение Родины наполняло четвертую книгу Молевой «Белый берег» (1986). Природа выступает в ней не как фон или пейзаж, но как «действующее лицо, участница и свидетельница жизни лирической героини» (Николаева Д. [Рец.] // Лит. обозрение. 1987. №4. С.81).
       Исторические перемены, произошедшие в России в конце XX столетия, дали импульс к историко-философскому и религиозному осмыслению судеб Родины. В книгу «Забытые песни» (2002) наряду с стихами прежних лет вошли произведения последнего 10-летия, в которых лирическая просветленность сменяется интонациями плача, причитания, тихой скорби: «Эти северные лица — / Уходящее тепло... / На Руси легко молиться, / Только выжить тяжело» («В белой церкви отпевали...»). Наступает «время молчать и ценить дорогие слова». Картины Руси обнищавшей и разоренной, исполненной горя и страдания открываются в стихотворении «Эта церковь бедна и далече...», «Черная осень». В то же время Русь в поэтическом мире Молева — такое духовное пространство, где совмещаются ад и рай, безудерж бесовских сил — и веянье Божьей благодати («Две жизни у Господа я прожила...»).
       1990-е осмыслены Молевой как повторение народом ошибок начала века: та же податливость на соблазны «прав и свобод», которые рано или поздно так же обернутся кровью и тюрьмами. «Чего же ты ждешь на пустующем поле — / Ничей, ниоткуда, с бумажкой советской...»,— с горечью и недоумением обращается поэт к современнику, забывшему уроки истории («Хрипели, кричали...» // Скобари: Сборник произведений псковских писателей. Псков, 1995. С.238-239).
       В 1990-х Молева занимается изучением древнейшей истории русского народа, датировкой возникновения россов, расшифровкой надписи на древнем Перуджианском камне, при этом язык рассматривается как «ключ к тайнам нашей веры и нашей глубочайшей истории». Молева задается вопросом, откуда явился русский народ, «что значит он для мира? В чем таится его могущество? Откуда истоки его величия, его жертвенности, его нестяжательности?» (Личутин В.— С.212). Результаты этих исследований опубликованы в книге «Единородное слово» (Псков, 2000).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:51:22 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"