Молева Светлана Васильевна
|
Другие персоны с фамилией Молева
Другие персоны с именем Светлана Кто родился в этот день 07.11 Кто родился в этот год 1946 |
[7.11.1946, пос. Чихачево Псковской обл.— 8.2.2005, Петербург; похоронена в
Пскове]
— поэт.
Родилась в небольшом поселке на Псковщине. По признанию поэтессы, деревня «на
всю жизнь одарила меня любовью к лесным просторам, народным песням, пляскам и к
стихам» (Автобиография. Отдел Новейшей литературы ИРЛИ РАН). Родители знали и
ценили русскую поэзию; с детства Молева знала наизусть Пушкина, Некрасова,
Есенина. Стихи начала писать в 4-м классе школы. Первая публикация — в
псковской газете «Молодой ленинец» (1963. 10 авг.). После окончания школы в
1965 поступила на заочное отделение Литературного института им. Горького в
Москве, где познакомилась с Ю.Кузнецовым, Н.Рубцовым, А.Вампиловым.
В 1965 переехала в Ленинград, где первыми литературными наставниками Молевой
стали поэты Глеб Семёнов и Игорь Григорьев.
В 1967 в Лениздате вышла первая книга стихов «Подснежники».
В 1976 принята в СП СССР и в том же году стала лауреатом Второго смотра
творчества «Молодость. Мастерство. Современность».
С 1967 по 1990 работала редактором Лениздата.
С 1988 жила и работала в Пскове, создала (вместе с мужем, писателем
М.Е.Устиновым) издательство «Отчина», где вышло более 30 книг.
В 2002 вернулась в Петербург.
Стихи Молевой привлекают цельностью чувств, доверительной интонацией, чуть
печальной или лукавой. Уже в первой книге «Подснежники» критики находили
задушевность, живую непосредственность, «просветленность поэтического рисунка»,
точность деталей (Шестинский О. Девочка с берестяным лукошком // Москва. 1968.
№4. С.212).
С самого начала в поэзии Молева заметны есенинские образы и интонации: «Край
мой, край, / задумчивый и росный, / С коромыслом радуг за плечами. / В той
глуши оранжевые сосны / В мягких лапах солнышко качают» («Край мой...», 1965).
В 19-летнем возрасте Молева написала поэму «Черный тополь» (1966), посвященную
своим корням, деду и отцу. Овеянные грустью расставания, картины деревенского
лада, небогатого счастья, света сменяются образами «пустого поля, непаханного
жнивья». Поэма о прощании с «неперспективными», обреченными на снос деревнями
показалась издателям неактуальной для эпохи НТР и полностью была опубликована
только в 2002.
В последующих книгах, «Сто дней весны» (1975), «Ожидание встречи» (1978) —
поэтесса пристально вглядывается в человеческое сердце, голос ее звучит тепло и
душевно. Личный опыт и народные понятия о жизни сплавлены в единстве совр. и
фольклорных мотивов. В поэзии Молевой «богатство голосовых модуляций, оттенков
выражаемых чувств: веселая бесшабашность ярмарки и тихие элегические ноты,
ироничная, лукавая версия той же поэтической темы, торжественная приподнятость
— и снова тихое, просветленное... И это интонационное, негромкое родство с
народной песней и речью куда громче декларативных признаний в любви к родной
земле» (Пикач А. Счастливое эхо // Аврора. 1976. №4. С.67).
В 1970-е на слова Молевой были созданы песни «Гори ясно», «Лель», вокальный
цикл «Берегите тепло».
Чистота и энергичность чувств, память о доме, всепроникающее ощущение Родины
наполняло четвертую книгу Молевой «Белый берег» (1986). Природа выступает в ней
не как фон или пейзаж, но как «действующее лицо, участница и свидетельница
жизни лирической героини» (Николаева Д. [Рец.] // Лит. обозрение. 1987. №4.
С.81).
Исторические перемены, произошедшие в России в конце XX столетия, дали импульс
к историко-философскому и религиозному осмыслению судеб Родины. В книгу
«Забытые песни» (2002) наряду с стихами прежних лет вошли произведения
последнего 10-летия, в которых лирическая просветленность сменяется интонациями
плача, причитания, тихой скорби: «Эти северные лица — / Уходящее тепло... / На
Руси легко молиться, / Только выжить тяжело» («В белой церкви отпевали...»).
Наступает «время молчать и ценить дорогие слова». Картины Руси обнищавшей и
разоренной, исполненной горя и страдания открываются в стихотворении «Эта
церковь бедна и далече...», «Черная осень». В то же время Русь в поэтическом
мире Молева — такое духовное пространство, где совмещаются ад и рай, безудерж
бесовских сил — и веянье Божьей благодати («Две жизни у Господа я прожила...»).
1990-е осмыслены Молевой как повторение народом ошибок начала века: та же
податливость на соблазны «прав и свобод», которые рано или поздно так же
обернутся кровью и тюрьмами. «Чего же ты ждешь на пустующем поле — / Ничей,
ниоткуда, с бумажкой советской...»,— с горечью и недоумением обращается поэт к
современнику, забывшему уроки истории («Хрипели, кричали...» // Скобари:
Сборник произведений псковских писателей. Псков, 1995. С.238-239).
В 1990-х Молева занимается изучением древнейшей истории русского народа,
датировкой возникновения россов, расшифровкой надписи на древнем Перуджианском
камне, при этом язык рассматривается как «ключ к тайнам нашей веры и нашей
глубочайшей истории». Молева задается вопросом, откуда явился русский народ,
«что значит он для мира? В чем таится его могущество? Откуда истоки его
величия, его жертвенности, его нестяжательности?» (Личутин В.— С.212).
Результаты этих исследований опубликованы в книге «Единородное слово» (Псков,
2000).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх