Мартынов Леонид Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Мартынов
Другие персоны с именем Леонид Кто родился в этот день 22.05 Кто родился в этот год 1905 |
[9(22).5.1905, Омск — 21.6.1980, Москва]
— поэт.
Родился в семье техника путей сообщения, детство провел на Великом Сибирском
железнодорожном пути, в служебном вагоне отца. Окончил 4 класса гимназии в
Омске. Начал писать стихи гимназистом. Первая публикация в 1921 («Мы —
футуристы невольные...» — в омском журнале «Искусство»). Печатался в журнале
«Сибирские огни», «Сибирь»; в 1927 по рекомендации Н.Тихонова — в «Звезде»
(«Корреспондент»). Был сельским книгоношей, участвовал в геолого-геодезических
экспедициях.
В конце 1920-х — начале 1930-х корреспондентом «Сибирских огней», «Сибири»,
«Наших достижений» много ездил по Сибири, Семиречью, Туркестану.
«Опасный» интерес Мартынова к прошлому Сибири послужил в 1930-е основанием для
ссылки Мартынова (и его друга поэта С.Маркова) на Север, в Вологду (образ
«прохожего» в стих. «Замечали — / По городу ходит прохожий?..» (1935, 1945) —
автобиографический).
По возвращении в Омск Мартынов пишет поэмы (первые поэмы: «Старый Омск»,
«Адмиральский час», обе — 1924): «Правдивая история об Увенькае, воспитаннике
азиатской школы толмачей в городе Омске» (1935-36), «Рассказ о русском
инженере» (1936), «Тобольский летописец» (1937), «Домотканая Венера» (1939),
«Поэзия как волшебство» (1939) и др. В поэмах-повестях фабульная выдумка при
исторической подлинности рассказа, глубокое знание фольклорно-этнографического,
историко-бытового материала, многоголосье, масштабность историко-философского
фона. Сибирь в эпосе Мартынова — страна цивилизации, творимой людьми разных
сословий, возникшей на перекрестке культур многих народов; Сибирь в поэмах —
земля, рождающая и принимающая под свое покровительство души сильные, яркие и
свободные. Оригинальная стихотворная манера: классический размер передан
длинной, прозаизированной строкой.
Первая книга Мартынова — «Стихи и поэмы» (1939) — вышла в Омске.
В 1940 в Москве и Омске появились 2 сборника под заглавием «Поэмы». В сборнике
«Лукоморье» и «Эрцинский лес» (оба — 1945) находит завершение
сказочно-фантастическая тема Лукоморья, характерная для лирики Мартынова
1930-х.
Обвиненный послевоенной критикой в аполитичности и вневременности своей поэзии,
певец Лукоморья почти на десятилетие был лишен возможности печататься. Широкая
известность Мартынова началась с выходом сборника «Стихи» (1955), созвучного
поре общественного обновления, раскрепощения человека, освобождения его от
страхов: «...На деревьях рождаются листья, / Из щетины рождаются кисти, / Холст
растрескивается с хрустом, / И смывается всякая плесень... / Дело пахнет
искусством. / Человечеству хочется песен» («Что-то новое в мире...», 1948,
1954); определяют основную тональность поэзии Мартынова книги стихов «Градус
тепла», «Из смиренья не пишутся стихотворенья...», «След», «Голоса» и др.
В сборниках «Новая книга» (1962), «Первородство» (1965), «Голос природы»
(1966), «Людские имена» (1969), «Гиперболы» (1972) — явление поэта-лирика,
утверждающего строить — в стихах — «свою державу», где он «заново все создает».
Мартынов — летописец духовных сдвигов в сознании людей XX столетия; лирика —
дневник состояний, в которых пребывало и еще пребудет человечество (стихи
Мартынова дальнозорки). Эмоциональная реакция поэта на происходящее в мире
рождается в лирике Мартынова как прямое следствие познания этого мира (читатель
стихов приобщается к самому процессу познания — с точки зрения археолога,
астронома, математика, биофизика и др.). В лирике Мартынова сильно выражено
возрожденческое начало, мысль об ответственности человека за все происходящее,
за судьбу Земли («Дедал», «Люди», «Мне кажется, что я воскрес...», «Царь
природы» и др.).
В сборнике «Узел бурь» (1979), «Золотой запас» (опубл. 1981) — лирика итогов
(«...сделав все резкие выпады, / Ты медленно делаешь выводы»), к которым поэт
приходит перед бездной вечности. Богатство ассоциативного мышления (звукового,
живописного, смыслового) — основа увлекательнейших игр словами, аллитераций,
метафор, оригинальных рифм (в т.ч. внутренних и каламбурных), источник
словотворчества в поэзии Мартынова.
Мартынов переводил стихи с венгерского, итальянского, чешского, польского и
других языков («Поэты разных стран», 1964). Автор книг мемуарной прозы
«Воздушные фрегаты» (1974), «Черты сходства» (опубл. 1982).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх