Малашкин Сергей Иванович
|
Другие персоны с фамилией Малашкин
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 16.07 Кто родился в этот год 1888 |
[4(16).7.1888, с. Хомяково Ефимовского уезда Тульской губ.— 22.6.1988, Москва]
— прозаик.
Родился в крестьянской семье. 1 год проучился в церковно-приходской школе и переехал в Москву, где
был разнорабочим.
В 1905 Малашкин участвовал в Московском вооруженном восстании. В Москве вместе с С.Есениным учился в
Народном университете Шанявского.
В 1915 Малашкин переехал в Сормово и работал деревообделочником на лесопильном заводе.
В литературу Малашкин вступил как поэт. Первые публикации стихов — «Егорий», «Памяти Э. Верхарна»,
«Еще не пели зорю певни...» — появились в конце 1916 в «Нижегородском листке». Первая книга
Малашкина — поэма «Мускулы» вышла в 1918 почти сразу в 5 изд.: в Москве, на Урале, в Волжском
военном округе и 2 издания в Нижнем Новгороде. На эту книгу обратил внимание В.Брюсов, написавший в
статье «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии»: «Насколько оживляюще влияет на поэтов тема,
настолько же иногда пробуждается их самобытность, как только они отходят от традиционных размеров,
безнадежно увлекающих их на проторенные тропы. В этом отношении характерны опыты С.Малашкина
("Мускулы", 1918), которому стихом Верхарна и Уитмена удалось резко выявить пролетарское настроение»
(Печать и революция. 1922. №7). Второй и последней поэтической книгой Малашкина стал сборник стихов
«Мятежи», дважды в 1920 вышедший в Нижнем Новгороде. Отдельные стихи Малашкина печатались
также в «Антологии революционной поэзии» (Ташкент, 1919), в сборники стихов пролетарской поэзии о
Красной Армии (1923), в периодических издания, входили в антологию И.Ежова и Е.Шамурина «Русская
поэзия XX в.» (1925).
С 1920 Малашкин начал писать прозу. Он писал рассказы, главным образом о героическом прошлом:
«Ординарец Сидоренко» и «Разведчик Ловянников» (1924), опубликовал главы из повести «Твоего отца
убили на Пресне» (1926) — о событиях в Москве в 1917-18 и о работе чекистов, но успех молодому
прозаику принесла одна из его первых повестей «Луна с правой стороны, или Необычайная любовь»
(1926), которая вызвала бурную дискуссию. В повести рассказывается о судьбе девушки из кулацкой
семьи: во время Гражданской войны она стала комсомолкой, занималась общественной работой на селе,
затем переехала в город, попала в компанию молодежи, проповедующей «свободу любви». После
двадцать второго мужа, после «афинских ночей» героиня начинает испытывать мучения совести,
влюбляется наконец-то по-настоящему в коммуниста Петра, доходит почти до самоубийства, но все же
находит в себе силы преодолеть все и обрести здоровое счастье и любимого человека. Автор вводил в
повествование дневники, письма и даже целые вставные рассказы, сопровождал сюжет авторскими
замечаниями; при этом повесть отличалась уверенностью композиции. В критике было высказано немало
положительного о повести. «"Луна с правой стороны..." увлекает нас, убеждает, вызывает то горячее
согласие, то резкий протест, заставляет раздумывать, тревожиться, самостоятельно искать вывод и еще
раз проверять уже найденный. Разве это не все необходимое для того, чтобы мы почувствовали
художественное произведение нужным и значительным?» (Горбов Д. У нас и за рубежом. М., 1928).
Произведений на аналогичную тему выходило в те годы немало. В том же 1926 вышла еще одна повесть
Малашкин — «Больной человек», в которой главным героем был психически больной комиссар Завулонов.
Одна из сильнейших сцен в «Больном человеке» рисовала расстрел белогвардейца. Малашкин воссоздавал
страшное действо с мельчайшими подробностями, происходящее представлено в нарочито растянутом,
замедленном темпе, чтобы вызвать сочувствие у читателя, склонить его к гуманизму. Именно эти две
книги Малашкина имел в виду М.Слоним, когда в своем «Литературном дневнике» писал: «С.Малашкина
очень много ругают, но еще больше читают. И то и другое вполне понятно. У Малашкина много
недостатков: резонерство, растянутость некоторых рассказов, порою вялый и невыразительный язык,
стремление к "достоевщине" чисто внешнего, неоправданного типа. Все это справедливо отмечают
критики. Но читатель видит и другое: его привлекает известная острота проблем, <...> их человеческая
или социальная значительность. <...> Талант, правда, еще не полностью раскрытый, но, несомненно,
развивающийся и свежий» (Воля России (Прага). 1927. №5-6).
Подобно многими писателям 1920-х, Малашкин был чрезвычайно плодовит.
В 1927 вышли рассказ «В бурю» (о девушке из буржуазной семьи, перешедшей на сторону революции),
повесть «Записки Анатолия Жмуркина» (также о революционных событиях), роман «Две войны и два
мира» и многие другие.
В 1928 появился роман о народном комиссаре «Сочинение Евлампия Завалишина»; в 1929 — «Шлюха», а в
1930 — «Поход колонн». Основными темами произведений Малашкина были размышления о жестокости
массовых расстрелов во время революции и Гражданской войны и аморальность нового быта, прививаемая
властями. Героями книг Малашкина была преимущественно молодежь. Малашкина много критиковали в
конце концов он замолчал.
В 1933 был опубликован роман Малашкина «За жизнью», а затем почти четверть века книги Малашкина не
выходили. Лишь изредка в тонких журналах «Молодой колхозник», «Красноармеец» или «Краснофлотец»
появлялись короткие рассказы Малашкина преимущественно об эпизодах Гражданской войны.
Началом творческого возрождения Малашкин стал 1956, когда вышел его новый роман «Девушки»,
написанный в годы войны о жизни и труде молодежи на торфоразработках.
В 1958 Малашкин выпустил сб. военных рассказов «Два бронепоезда», а в 1962 — повесть «Хроника одной
жизни» — о комсомолке, организовавшей в родном селе колхоз и погибшей от рук кулаков. Послевоенной
деревне был посвящен роман «Крылом по земле» (1963), явившийся продолжением книги «Девушки».
В 1968 Малашкин опубликовал роман «Петроград», а в 1972 — «Страда на полях» — о битве под Москвой
зимой 1941/42, в 1973 — роман «Город на холмах» — о революционных событиях и гражданской войне в
российской глубинке.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх