Лукач Дьердь
|
Другие персоны с фамилией Лукач
Другие персоны с именем Дьердь Кто родился в этот день 13.04 Кто родился в этот год 1885 |
- философ, эстетик, литературный критик.
Венгр.
Философское образование получил в Будапеште, Берлине, Гейдельберге.
В 1918 вступил в Коммунистическую партию Венгрии, в 1919 - нарком по культурным делам Венгерской Советской республики. После ее падения работал в эмиграции в Вене.
В 1920-1945 жил в Москве, занимался исследованием философского наследия Маркса и Энгельса, разработкой теории классического реализма.
В 1945 вернулся в Венгрию, был профессор эстетики и философии Будапештского университета.
В 1956 входил в правительство Имре Надя.
На философское понимание действительности Л. сильное влияние оказали сначала диалектика Гегеля, а затем диалектика Маркса.
Лукач отвергал диалектику природы, ограничивая диалектику лишь область социального бытия, выделяя при этом диалектику "актуализированной" практики. В его философских построениях важнейшее место занимали категории: "тотальность", "овеществление" и "эстетическое" (исследование эстетического должно, по Лукач, не начинать, а завершать построение философии).
Лукач формирует особую категорию эстетического, создает уникальную категориальную систему. Специфичность эстетического выявляет в сопоставлении с наукой, религией, этикой. Исследуя историю новейшей философии, он отходит от ортодоксально марксистской схемы неизменной конфронтации материализма и идеализма, полагая, что эта история была борьбой между иррационализмом и диалектическим разумом.
Лукач одним из первых ставит вопрос об общекультурной функции марксистской философии и вообще философии знания. В работе "Литературные теории XIX в. и марксизм" он исследует влияние антропологического принципа Л.Фейербаха на немецкую литературу (Шопенгауэра, Геттнера, Вагнера), связь философии сенсуализма с немецким романтизмом.
Лукач ввел понятие "религиозный атеизм". Разрабатывал вопросы диалектики социальной реальности. Сознание Лукач считал истинной действительностью, абстрактно-логическое мышление связывал с движением исторического мышления, активность субъекта познания рассматривал как реализующуюся в диалектике относительного и абсолютного. Социологические воззрения Л. основаны на признании диалектики общественного бытия, своеобразно понимаемого им.
Эконические отношения, по Лукач, не выступают определяющими для надстройки (чем богаче надстройка, тем меньше общественных противоречий). Признание классовой обусловленности философии и идеологии трактуется Лукач как вульгарный материализм и догматизм. Фатальности классовой борьбы Лукач противопоставляет "идею свободы творчества", носитель которой - интеллигенция - является независимой социальной группой общества, "кузницей идей".
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх