Лукьяненко Сергей Васильевич
|
Другие персоны с фамилией Лукьяненко
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 11.04 Кто родился в этот год 1968 |
[11.4.1968, Каратау Казахской ССР]
— прозаик, фантаст, киносценарист.
Отец — известный в Казахстане психиатр, мать — нарколог. Когда Лукьяненко исполнилось 5 лет, семья
перебралась в г.Джамбул.
В 1985 Лукьяненко поступил в Алма-Атинский государственный медицинский институт (АГМИ). В начале
1990-х, отучившись год в интернатуре по специальности врач-психиатр, Лукьяненко сделал выбор в
пользу литературы: работал в журнале фантастики «Миры», газете «Казахстанская правда», затем в
газете «Мальвина».
С 1994 занимается исключительно писательским трудом.
В 1997 получил гражданство РФ и переехал в Москву. Женат, воспитывает сына.
Писать Лукьяненко начал на 1-м курсе института. Алма-атинский журнал «Заря»; выходивший
параллельно на русском и казахском яз., в 1988 напечатал три его рассказа: «Нарушение», «Чужая боль» и
«Спираль времени». В конце того же года Лукьяненко вышел на союзный уровень — миниатюра «За лесом,
где подлый враг» появилась в свердловском журнале «Уральский следопыт». Тогда же Лукьяненко
получает приглашение на литературный семинар «Аэлита-89» (г.Свердловск), а затем и на всесоюзный
семинар молодых фантастов в г.Дубулты (Латвия).
В 1992 вышли две книги: сборник «Атомный сон» и повесть «Рыцари сорока островов», которые принесли
Лукьяненко премию «Старт» за лучший дебют года. Показанная в «Рыцарях сорока островов» детская
жестокость вызвала бурную дискуссию о неожиданной для традиций классической советской фантастики
манере подачи материала.
Многогранность таланта автора проявилась в середине 1990-х, когда почти одновременно были написаны
такие разные по духу и стилю произведения, как дилогия «Линия грез» — «Императоры иллюзий» (1996) и
роман «Осенние визиты» (1997).
В дилогии «Линия грез» — «Императоры иллюзий» (позже к двум романам добавилась небольшая повесть
«Тени снов») используется антураж компьютерной игры «Master of Orion», однако сюжет не дает повода
называть эти произведения новеллизациями. Приключения телохранителя Кея Дача в обществе, где
бессмертие можно купить за деньги, по сути являются богоискательством. Финал, в котором Кей приходит
к Богу, но видит перед собой лишь пустыню, придает дилогии философский оттенок.
В «Осенних визитах» противостояние мистических сил, определяющих вектор развития человечества,
сведено к противостоянию отдельных людей. Апробативная этика героев романа невероятно жестка —
средства одерживают полную и окончательную победу над целью. Вечный вопрос мировой литературы —
«Что есть добро, и чем оно, собственно, отличается от зла?» — ставится здесь наряду с чисто российским
«Что делать?» и библейским «Камо грядеши?».
В 1997 Лукьяненко становится первым российским писателем, имеющим официальную страницу в
Интернете и работающим в жанре «виртуальная реальность». Появилась книга, ставшая культовой в
среде программистов и сетевиков,— «Лабиринт отражений». Роман стал популярным благодаря
реалистичному отображению быта и мечтаний многих компьютерщиков. Через некоторое время выходит в
свет продолжение «Лабиринта отражений» — роман «Фальшивые зеркала» (1998). Чуть позже добавилась
и третья часть — экспериментальная повесть «Прозрачные витражи» (2002), которая писалась
оригинальным способом. Каждая глава выкладывалась на одном из интернет-сайтов, и его посетителям
предлагалось большинством голосов выбрать вариант развития сюжета.
Одна из характерных черт творчества Лукьяненко — совместные проекты. Первым соавтором Лукьяненко
стал Юлий Буркин. В результате их совместной работы родилась юмористическая трилогия «Сегодня,
мама», «Остров Русь» и «Царь, царевич, король, королевич» (1997). Затем Лукьяненко объединил свои
усилия с популярным фантастом Ником Перумовым, с которым был создан роман в жанре классической
фэнтези «Не время для драконов» (1997). В соавторстве написано и продолжение самого знаменитого
(благодаря, прежде всего, экранизации) романа Лукьяненко «Ночной дозор» (1998). В нем борьбу Темных и
Светлых магических сил на улицах Москвы Лукьяненко описал со стороны Светлых. Идея написать роман
со стороны Темных возникла у Владимира Васильева и реализовалась в виде совместного «Дневного
дозора» (2000). Третья книга цикла, «Сумеречный дозор», в которой Лукьяненко попытался закрыть тему
«дозоров», вышла в 2003. Популярность цикла такова, что на страницах различных изданий постоянно
появляются произведения «по мотивам».
В конце 1990-х Лукьяненко, со свойственной ему жаждой к литературному эксперименту, создал дилогию
под общим названием «Искатели небес» («Холодные берега», 1998; и «Близится утро», 2000). Основной
задачей этих произведений, написанных в жанре «альтернативная история», стал анализ развития
человечества в ситуации, когда в одном из ключевых исторических моментов события разворачиваются
не так, как это было в действительности. Дилогия написана даже не собственно в жанре «альтернативная
история», но в весьма необычной его ветви — «альтернативная религия». Действие происходит в мире,
который описывается в Книге книг — Библии.
В творчестве Лукьяненко можно выделить три основные темы: тема чуда, тема свободы и история
будущего.
Несколько раз краеугольным камнем произведений Лукьяненко становилась картина нашего общества,
изменившегося в результате неожиданного «чуда». В «Лабиринте отражений» фактором, изменившим
человечество, стало изобретение дип-программы, позволяющей погрузиться в виртуальность даже с
самого примитивного компьютера. В дилогии «Звезды — холодные игрушки» (1997) и «Звездная тень»
(1998) ученые из МГУ изобретают «джамп» — возможность на нынешней космической технике
перемещаться мгновенно на колоссальные расстояния. В «Спектре» (2002) Земля изменилась в результате
прилета инопланетян-ключников, построивших Врата в другие миры и потребовавших сделать доступ к
ним полностью свободным. Человечество неоднозначно отреагировало на неожиданно свалившуюся с
неба свободу перемещения.
Неоднократно поднималась автором и тема свободы. В «Звездной тени» мы видим общество, где идеи
свободы доведены до абсолютизма. В «Лабиринте отражений» свобода — виртуальная, но тоже почти
абсолютная.
Миры будущего у Лукьяненко весьма разнятся. Здесь и Империя, противостоящая Чужим в «Линии грез»; и
могущественные земляне, в прошлом разместившие на многих планетах храмы Сеятелей, дабы в будущем
получить союзников-людей в иных мирах, а себе оставить нетронутый рай (трилогия «Лорд с планеты
Земля», 1994-96); и мир «Генома» (1999), где преобладают генетически измененные люди-спец,
являющийся дальнейшей трансформацией мира подросткового романа «Танцы на снегу» (2001).
Каждый роман Лукьяненко многослоен. Его книги могут читать и дети, которых привлекает
занимательный сюжет, и люди постарше, увлеченные этическими уравнениями, предлагаемыми автором,
эстеты же могут получить удовольствие от емкого, метафоричного языка.
Кроме романов, на счету Лукьяненко десятки рассказов, повестей, эссе, критических обзоров и пр.
Большинство из них скомпонованы в 4 сб.: «Отложенное возмездие» (1996), «"Л" — значит люди» (1999),
«Атомный сон» (2002) и «Гаджет» (2004).
Лукьяненко — лауреат практически всех современных литературных премий в области фантастики
(«Аэлита», «Интерпресскон», «Роскон», «Русская фантастика», «Сигма-Ф», «Странник»), В 2003 на
европейской конференции фантастики «Еврокон», проходившей в г.Турку (Финляндия), Лукьяненко
завоевал звание лучшего писателя-фантаста Европы. Всего на счету Лукьяненко более 20 литературных
призов.
Произведения Лукьяненко переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский,
голландский, польский, чешский, венгерский, болгарский, литовский, китайский, корейский и другие
языки. Практически на все романы Лукьяненко куплены права на экранизации.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх