Лопатин Лев Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Лопатин
Другие персоны с именем Лев Кто родился в этот день 13.06 Кто родился в этот год 1855 |
- философ и психолог.
Род. в Москве, в дворянской семье. Близкий друг Вл.Соловьева и кн. С.Н.Трубецкого.
Окончил в 1879 историко-филологический факультет Московского университета.
Год работал учителем русского языка в одном из реальных училищ.
Был принят в Московский университет, где сдал магистерские экзамены и начал читать лекции по философии в качестве приват-доцента.
Две его диссертации составляют два тома книги "Положительные задачи философии" (1886 и 1891).
Профессор Московского университета. Активно участвовал вместе с Н.Я.Гротом в создании Московского Психологического общества (являлся его председателем с 1899), а также первого в России философского журнала "Вопросы философии и психологии", был его редактором.
В 1917 деятельность общества и издание журнала прекращаются, Лопатин вынужден уйти из университета.
В 1920 скончался в Москве от истощения.
В философии принадлежал к персоналистам. Огромное влияние на него оказали Лейбниц, Лотце, а также Вл.Соловьев и А.Шопенгауэр.
Лопатин стремился доказать неизбежность метафизики, установить ее понятие и область. "Я обращаюсь к старому спору, который уже столько раз провозглашали разрешенным окончательно, я выступаю защитником умозрительной философии,- того, что принято называть метафизикой,- я стараюсь показать, что на чистом разуме основанное учение о существующем возможно и необходимо" (Положительные задачи философии. T.l. М., 1911. C.XXI-XXII). Умозрительная философия есть знание действительных вещей в их началах и конечном назначении. В плане раскрытия существа и структуры умозрительной философии значительный интерес представляют статьи Лопатина "Научное мировоззрение и философия" и "Аксиомы философии", опубликованные в 1903 и 1904. Эти статьи являлись своеобразным ответом на статью В.И.Вернадского "О научном мировоззрении".
С одной стороны, Лопатин защищает Вернадского в том, что касается существования "научного мировоззрения", являющегося как бы промежуточной познавательной конструкцией между частными науками о природе и философии (здесь можно усмотреть нечто, подобное современной "научной картине мира" или "натуралистского мировоззрения", но только непосредственно не завершаемого философии). Лопатин видит заслугу В.И.Вернадского в вычленении и анализе этого мировоззрения, существующего уже давно в сфере культуры.
С другой стороны, Лопатин высказывает свое несогласие с Вернадским в том, что касается существа философии. Он не принимает тезиса, будто умозрительная философия не имеет объективных истин, будто все ее содержание личностно, субъективно. Конечно, в философии имеется немало субъективно-личностного, недостоверного. Но есть и достоверные истины, в гносеологическом отношении равноправные с естественно-научными истинами. Таковыми являются истины, в которых фиксируется факт существования внешнего мира, наличие закона причинности, признание нашего собственного бытия как сознающих существ и т.п. Они (эти положения) относятся именно к философии, а не к "научному мировоззрению" или к какой-то одной частной науке и обладают истинностным характером.
Вывод Лопатин таков: "Действительно, существуют общепризнанные философские истины, притом обладающие непосредственно убедительным, аксиоматическим характером. Сомневаться в этих истинах можно, но от них нельзя серьезно отказаться. Поэтому их по справедливости можно назвать аксиомами философии. В этом особенность философии, общая у нее с математикой, что в ней есть аксиомы, т.е. общепризнанные и общепонятные положения, хотя это редко желают заметить даже сами философы. Напротив, в науках опытных едва ли можно говорить о каких-нибудь общих положениях, непосредственно убедительных для каждого ума: едва ли их возможно указать в физике, химии или биологии... Существование философских положений аксиоматического характера вовсе не избавляет от совершенной необходимости их умозрительного анализа, установления их действительного смысла, их рационального оправдания против возможных нападений скептицизма" (Научное мировоззрение и философия // Аксиомы философии. 1996. С.313).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх