Лодий Пётр Дмитриевич
|
Другие персоны с фамилией Лодий
Другие персоны с именем Пётр Кто родился в этот день 04.05 Кто родился в этот год 1764 |
- философ, логик; доктор философии и словесных искусств, профессор С.-Петербургского университета.
Род. в Австро-Венгрии.
Окончил Унгварский лицей (1787).
С 1787 - профессор логики, метафизики и нравственной философии Львовского университета, затем декан философского факультета.
С 1801 занимал кафедру философии и кафедру чистой и прикладной математики в Краковском университете, где читал философию, а также курсы теоретической и естественной истории.
С 1803 - заведующий кафедрой теоретической и практической философии в С.-Петербургском педагогическом институте,
а в 1819-1820 - декан философско-юридического факультета и заведующий кафедрой логики метафизики С.-Петербургского университета.
Лодий активно выступал за развитие науки и просвещения в России, против запрета преподавания философии в учебных заведениях, заявляя, что это противоречило бы "здравому рассудку и правилам логики". Все это было расценено как посягательство на основы государства и послужило основанием для гонения на Лодий, развернутого его начальством уже в 1820.
В 1821 его перевели на заведование кафедрой теории общих прав, не допускали к преподаванию философии и логики, на него писали доносы. Его труды не переиздавались. Его книга "Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного" была названа "исполненной опасности по нечестии и разрушительных начал" и изъята из учебного процесса.
Скончался Лодий в Петербурге.
Даже после смерти его имя упоминается в официальных бумагах, адресованных Николаю I, в связи с "философской историей мятежа" 14 декабря 1825. В философии Лодий занимал деистическую позицию, сводя к минимуму роль Бога в мироздании. Он выступал против низведения философии до роли "служанки богословия", защищая автономность философии как особой сферы знания. Отрицал божественный характер души и идеалистические представления о ее бессмертии. Развивая сенсуалистические взгляды на проблему познания, Лодий одним из первых подверг критике априоризм и агностицизм И.Канта, прежде всего за отрыв чувственного от рационального, логического от эмпирического.
Лодий считал, что мир существует сам по себе, "вне нашего ума", а знание возникает вследствие воздействия внешнего мира на органы чувств. На это знание опирается разум, и при помощи мышления человек глубже отображает мир, открывает его законы, проникает в "натуральные" законы и объективные законы общества. Он выступал против чисто формального "разумения", против отрыва резкого "разумения" от чувственности. Он писал: "Мысли без содержания (без предметов) пусты, и воззрения без понятий слепы. Ежели разумение есть способность мыслить о предметах чувственного воззрения, то о чем будет разумение мыслить, когда его совсем отделить от чувственности и прочих способностей? Ежели мысли без содержания пусты, то какова должна быть чистая логика, которая, отвлеченно от содержания мыслей, занимается одною только формою оных" ("Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного". СПб., 1815. С. 76).
Лодий считал логику философской наукой, тесно связанной с теорией познания и с теориями частных, в том числе общественных наук. Логикой же Лодий называл совокупность правил, по которым "должно употреблять разумение в размышлении и различении истинного от ложного". Специалист по истории логики признают, что Лодий первым в России сформулировал закон обратного отношения объема и содержания понятия, впервые дал краткую историю логики.
Лодий разработал социально-политическое учение о естественном всеобщем государственном праве, философски осмыслив общие понятия права. Однако его работа "Естественное право народов" осталась в рукописи, как и "Полный курс философии", и, вероятно, эти работы погибли. Следует отметить также большую переводческую деятельность Л. Он перевел с латыни "Нравственную философию" Баумейстера (Львов, 1796), с нем.- "Частное естественное право" Цейлера (СПб., 1809), "Уголовное право" Фейербаха. ЧЛ (СПб., 1810). Все это имело большое значение для разработки общих проблем философии и философии права в России.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх