| 
Липкин Семён Израилевич  
 | 
| Другие персоны с фамилией Липкин Другие персоны с именем Семён Кто родился в этот день 19.09 Кто родился в этот год 1911 | 
      
[6(19).9.1911, Одесса — 1.4.2003, Москва]  
      
— поэт, прозаик, переводчик. 
      
«Я родился в доме двухэтажном. / Двадцать было в нем квартир. / Зеркалом цирюльни, вечно влажном, / 
Окнами портняжным и скорняжным / Он глядел на божий мир» — так обрисовал обстановку своего детства 
поэт («Пустырь», 1950).  
      
В 1929 Липкин переселяется в Москву и пробует себя на литератрном поприще, публикуя стихи в газетах и 
журналах. Испытав неудачи на этом пути, с начала 1930-х, обладая редкими филологическими 
способностями, Липкин освоил персидский язык и стал заниматься переводами. Параллельно обучался в 
Московском инженерно-экономическом институте (окончил в 1937). В годы Великой Отечественной войны 
Липкин был корреспондентом на Юге России, что нашло отражение как в его стихах («В бинокле», 
«Правый берег», 1942; и др.), так и в прозе (книга очерков «Сталинградский корабль», 1943). «Я мог бы 
валяться в ложбине степной. / Завеянный прахом, засыпанный солью. / Мертвец, озаренный последнею 
болью, / Последней улыбкой, последней мечтой»,— напишет он в 1945 («Счастливец»). 
      
Литературную деятельность Липкин в основном сводят к его переводческой работе. Действительно, в 
области переложения на русский язык эпических творений народов СССР ему нет равных. Липкин перевел 
калмыцкий эпос «Джангар» (1940), киргизский «Манас» (1941), кабардинский «Нарты» (1951). (О 
трудностях в реализации этих замыслов см. очерк Липкина «Бухарин, Сталин и "Манас"» // Огонек. 1989. 
№2.) Итогом многолетнего труда стал классический перевод поэмы Фирдоуси «Шахнамэ», поэм А.Навои. 
Для юного читателя Липкин создал прозаические переложения народного эпоса: «Приключения богатыря 
Шовшура» (1947), «Манас Великодушный» (1948), «Царевна из Города Тьмы» (1961). 
      
Литературное окружение Липкин в 1930-е выглядело парадоксально: Э.Багрицкий, И.Бабель — и Павел 
Васильев. Потом Липкин сам удивится: «Ему (П.Васильеву.— Г.Ф.) импонировало мое славянофильство... У 
меня нет тех номеров "Нового мира", альманаха "Земля и фабрика", в которых были напечатаны лишенные 
самостоятельности мои юношеские стихи, написанные под влиянием жадно прочитанных Лескова, 
Мельникова-Печерского, Хомякова, Ивана и Константина Аксаковых, Н.Я.Данилевского» (В Овражном 
переулке и на Тверском бульваре: Из книги «Зарисовки-соображения» // Новый мир. 1994. №2. С.190). 
После войны Липкин публикует свои стихи редко, преимущественно в альм, типа «День поэзии». Когда 
появление его стихов в альманахе «Метрополь» (1979) было сопровождено погромом этого издания 
советской прессой, Липкин вышел из СП СССР (был его членом с 1934). Доступные для публикации к тому 
времени стихотворения Липкина вошли в его книгу «Очевидец: Стихотворения разных лет» (1967), 
включающую стихи, созданные с 1935. В альманахе «День поэзии» за 1969, где ведущие критики давали 
прогноз на следующее десятилетие, имя Липкин как наиболее перспективное звучало неоднократно. 
      
Основное свойство поэтического мышления Липкина — неразрывность природы и истории при их четкой 
определенности: «Затеваются ливни и грозы, / У стены, где надрезаны лозы. / Как счастливые первые 
слезы, / Виноградная капает кровь» (1956). До того были стих. «Роса», «Пепел». А ранее, в 1944, Липкин 
написал стихотворение «Соловьи», где «птицы в мужицких сермягах / Свищут в зеленой тюрьме». В 
стихотворении «Снова в Одессе» поэт прочувствует «молчаливые листья акаций», в марте 1953 напишет 
«Воробышка», где в «жалком чириканье» пташки раскроются и «свобода воли, и пахучие зори», которые 
вещает «в сером джемпере жгучий брюнет». 
      
Липкин мастерски владеет пластикой стиха. У него: «Над хозяйством большим экипажа / Рвется дождика 
тонкая пряжа»; «Словно блудные дети земли, / У причалов стоят корабли»; «К сердцу берег прижал 
молчаливо / Потемневшую воду залива» («В экипаже», 1941). А в целом свою творческую позицию Липкин 
определил давно: «Равнодушье к печатным страницам / И вражда к рупорам» («На свежем корчевье», 
1942). 
      
В последние годы книги Липкин выходят в свет преимущественно за рубежом. Это сборник «Воля» (Ann 
Arbor, 1981), содержащий стихи, которые в СССР в 1970-е было напечатать невозможно; «Кочевой огонь» 
(Ann Arbor, 1981), «Картины и голоса» (Лондон, 1986). В российской периодике появляются лаконичные, 
но содержательные подборки его стих.: «Избеги суесловия...» // Согласие. 1991. №2; «При шуме листьев 
и дождя» // Новый мир. 1994. №4; «Я люблю твой язык...» // Дружба народов. 1994. №7; «Бег волны» // 
Знамя. 1994. №10. Обратился Липкин и к прозаическим жанрам. Им написана «Жизнь и судьба Василия 
Гроссмана»: Страницы воспоминаний (Литературное обозрение. 1988. №6,7). О пережитом лично и 
осознанном исторически в традиционной беллетристической форме рассказывается в повести Липкина 
«Записки жильца» (Новый мир. 1992. №9,10) и «летописной повести» «Декада» о трагедии 
малочисленного кавказского народа (Дружба народов. 1989. №5,6).
Литература и другие источники информации
| 
Дата последнего изменения: | 
Наверх