Липкин Семён Израилевич
|
Другие персоны с фамилией Липкин
Другие персоны с именем Семён Кто родился в этот день 19.09 Кто родился в этот год 1911 |
[6(19).9.1911, Одесса — 1.4.2003, Москва]
— поэт, прозаик, переводчик.
«Я родился в доме двухэтажном. / Двадцать было в нем квартир. / Зеркалом цирюльни, вечно влажном, /
Окнами портняжным и скорняжным / Он глядел на божий мир» — так обрисовал обстановку своего детства
поэт («Пустырь», 1950).
В 1929 Липкин переселяется в Москву и пробует себя на литератрном поприще, публикуя стихи в газетах и
журналах. Испытав неудачи на этом пути, с начала 1930-х, обладая редкими филологическими
способностями, Липкин освоил персидский язык и стал заниматься переводами. Параллельно обучался в
Московском инженерно-экономическом институте (окончил в 1937). В годы Великой Отечественной войны
Липкин был корреспондентом на Юге России, что нашло отражение как в его стихах («В бинокле»,
«Правый берег», 1942; и др.), так и в прозе (книга очерков «Сталинградский корабль», 1943). «Я мог бы
валяться в ложбине степной. / Завеянный прахом, засыпанный солью. / Мертвец, озаренный последнею
болью, / Последней улыбкой, последней мечтой»,— напишет он в 1945 («Счастливец»).
Литературную деятельность Липкин в основном сводят к его переводческой работе. Действительно, в
области переложения на русский язык эпических творений народов СССР ему нет равных. Липкин перевел
калмыцкий эпос «Джангар» (1940), киргизский «Манас» (1941), кабардинский «Нарты» (1951). (О
трудностях в реализации этих замыслов см. очерк Липкина «Бухарин, Сталин и "Манас"» // Огонек. 1989.
№2.) Итогом многолетнего труда стал классический перевод поэмы Фирдоуси «Шахнамэ», поэм А.Навои.
Для юного читателя Липкин создал прозаические переложения народного эпоса: «Приключения богатыря
Шовшура» (1947), «Манас Великодушный» (1948), «Царевна из Города Тьмы» (1961).
Литературное окружение Липкин в 1930-е выглядело парадоксально: Э.Багрицкий, И.Бабель — и Павел
Васильев. Потом Липкин сам удивится: «Ему (П.Васильеву.— Г.Ф.) импонировало мое славянофильство... У
меня нет тех номеров "Нового мира", альманаха "Земля и фабрика", в которых были напечатаны лишенные
самостоятельности мои юношеские стихи, написанные под влиянием жадно прочитанных Лескова,
Мельникова-Печерского, Хомякова, Ивана и Константина Аксаковых, Н.Я.Данилевского» (В Овражном
переулке и на Тверском бульваре: Из книги «Зарисовки-соображения» // Новый мир. 1994. №2. С.190).
После войны Липкин публикует свои стихи редко, преимущественно в альм, типа «День поэзии». Когда
появление его стихов в альманахе «Метрополь» (1979) было сопровождено погромом этого издания
советской прессой, Липкин вышел из СП СССР (был его членом с 1934). Доступные для публикации к тому
времени стихотворения Липкина вошли в его книгу «Очевидец: Стихотворения разных лет» (1967),
включающую стихи, созданные с 1935. В альманахе «День поэзии» за 1969, где ведущие критики давали
прогноз на следующее десятилетие, имя Липкин как наиболее перспективное звучало неоднократно.
Основное свойство поэтического мышления Липкина — неразрывность природы и истории при их четкой
определенности: «Затеваются ливни и грозы, / У стены, где надрезаны лозы. / Как счастливые первые
слезы, / Виноградная капает кровь» (1956). До того были стих. «Роса», «Пепел». А ранее, в 1944, Липкин
написал стихотворение «Соловьи», где «птицы в мужицких сермягах / Свищут в зеленой тюрьме». В
стихотворении «Снова в Одессе» поэт прочувствует «молчаливые листья акаций», в марте 1953 напишет
«Воробышка», где в «жалком чириканье» пташки раскроются и «свобода воли, и пахучие зори», которые
вещает «в сером джемпере жгучий брюнет».
Липкин мастерски владеет пластикой стиха. У него: «Над хозяйством большим экипажа / Рвется дождика
тонкая пряжа»; «Словно блудные дети земли, / У причалов стоят корабли»; «К сердцу берег прижал
молчаливо / Потемневшую воду залива» («В экипаже», 1941). А в целом свою творческую позицию Липкин
определил давно: «Равнодушье к печатным страницам / И вражда к рупорам» («На свежем корчевье»,
1942).
В последние годы книги Липкин выходят в свет преимущественно за рубежом. Это сборник «Воля» (Ann
Arbor, 1981), содержащий стихи, которые в СССР в 1970-е было напечатать невозможно; «Кочевой огонь»
(Ann Arbor, 1981), «Картины и голоса» (Лондон, 1986). В российской периодике появляются лаконичные,
но содержательные подборки его стих.: «Избеги суесловия...» // Согласие. 1991. №2; «При шуме листьев
и дождя» // Новый мир. 1994. №4; «Я люблю твой язык...» // Дружба народов. 1994. №7; «Бег волны» //
Знамя. 1994. №10. Обратился Липкин и к прозаическим жанрам. Им написана «Жизнь и судьба Василия
Гроссмана»: Страницы воспоминаний (Литературное обозрение. 1988. №6,7). О пережитом лично и
осознанном исторически в традиционной беллетристической форме рассказывается в повести Липкина
«Записки жильца» (Новый мир. 1992. №9,10) и «летописной повести» «Декада» о трагедии
малочисленного кавказского народа (Дружба народов. 1989. №5,6).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх