AZ-libr.ру

информационный портал





Липкин Семён Израилевич
[19.09.1911-01.04.2003]

  Другие персоны с фамилией Липкин
Другие персоны с именем Семён
Кто родился в этот день 19.09
Кто родился в этот год 1911

       [6(19).9.1911, Одесса — 1.4.2003, Москва]
       — поэт, прозаик, переводчик.
       «Я родился в доме двухэтажном. / Двадцать было в нем квартир. / Зеркалом цирюльни, вечно влажном, / Окнами портняжным и скорняжным / Он глядел на божий мир» — так обрисовал обстановку своего детства поэт («Пустырь», 1950).
       В 1929 Липкин переселяется в Москву и пробует себя на литератрном поприще, публикуя стихи в газетах и журналах. Испытав неудачи на этом пути, с начала 1930-х, обладая редкими филологическими способностями, Липкин освоил персидский язык и стал заниматься переводами. Параллельно обучался в Московском инженерно-экономическом институте (окончил в 1937). В годы Великой Отечественной войны Липкин был корреспондентом на Юге России, что нашло отражение как в его стихах («В бинокле», «Правый берег», 1942; и др.), так и в прозе (книга очерков «Сталинградский корабль», 1943). «Я мог бы валяться в ложбине степной. / Завеянный прахом, засыпанный солью. / Мертвец, озаренный последнею болью, / Последней улыбкой, последней мечтой»,— напишет он в 1945 («Счастливец»).
       Литературную деятельность Липкин в основном сводят к его переводческой работе. Действительно, в области переложения на русский язык эпических творений народов СССР ему нет равных. Липкин перевел калмыцкий эпос «Джангар» (1940), киргизский «Манас» (1941), кабардинский «Нарты» (1951). (О трудностях в реализации этих замыслов см. очерк Липкина «Бухарин, Сталин и "Манас"» // Огонек. 1989. №2.) Итогом многолетнего труда стал классический перевод поэмы Фирдоуси «Шахнамэ», поэм А.Навои. Для юного читателя Липкин создал прозаические переложения народного эпоса: «Приключения богатыря Шовшура» (1947), «Манас Великодушный» (1948), «Царевна из Города Тьмы» (1961).
       Литературное окружение Липкин в 1930-е выглядело парадоксально: Э.Багрицкий, И.Бабель — и Павел Васильев. Потом Липкин сам удивится: «Ему (П.Васильеву.— Г.Ф.) импонировало мое славянофильство... У меня нет тех номеров "Нового мира", альманаха "Земля и фабрика", в которых были напечатаны лишенные самостоятельности мои юношеские стихи, написанные под влиянием жадно прочитанных Лескова, Мельникова-Печерского, Хомякова, Ивана и Константина Аксаковых, Н.Я.Данилевского» (В Овражном переулке и на Тверском бульваре: Из книги «Зарисовки-соображения» // Новый мир. 1994. №2. С.190). После войны Липкин публикует свои стихи редко, преимущественно в альм, типа «День поэзии». Когда появление его стихов в альманахе «Метрополь» (1979) было сопровождено погромом этого издания советской прессой, Липкин вышел из СП СССР (был его членом с 1934). Доступные для публикации к тому времени стихотворения Липкина вошли в его книгу «Очевидец: Стихотворения разных лет» (1967), включающую стихи, созданные с 1935. В альманахе «День поэзии» за 1969, где ведущие критики давали прогноз на следующее десятилетие, имя Липкин как наиболее перспективное звучало неоднократно.
       Основное свойство поэтического мышления Липкина — неразрывность природы и истории при их четкой определенности: «Затеваются ливни и грозы, / У стены, где надрезаны лозы. / Как счастливые первые слезы, / Виноградная капает кровь» (1956). До того были стих. «Роса», «Пепел». А ранее, в 1944, Липкин написал стихотворение «Соловьи», где «птицы в мужицких сермягах / Свищут в зеленой тюрьме». В стихотворении «Снова в Одессе» поэт прочувствует «молчаливые листья акаций», в марте 1953 напишет «Воробышка», где в «жалком чириканье» пташки раскроются и «свобода воли, и пахучие зори», которые вещает «в сером джемпере жгучий брюнет».
       Липкин мастерски владеет пластикой стиха. У него: «Над хозяйством большим экипажа / Рвется дождика тонкая пряжа»; «Словно блудные дети земли, / У причалов стоят корабли»; «К сердцу берег прижал молчаливо / Потемневшую воду залива» («В экипаже», 1941). А в целом свою творческую позицию Липкин определил давно: «Равнодушье к печатным страницам / И вражда к рупорам» («На свежем корчевье», 1942).
       В последние годы книги Липкин выходят в свет преимущественно за рубежом. Это сборник «Воля» (Ann Arbor, 1981), содержащий стихи, которые в СССР в 1970-е было напечатать невозможно; «Кочевой огонь» (Ann Arbor, 1981), «Картины и голоса» (Лондон, 1986). В российской периодике появляются лаконичные, но содержательные подборки его стих.: «Избеги суесловия...» // Согласие. 1991. №2; «При шуме листьев и дождя» // Новый мир. 1994. №4; «Я люблю твой язык...» // Дружба народов. 1994. №7; «Бег волны» // Знамя. 1994. №10. Обратился Липкин и к прозаическим жанрам. Им написана «Жизнь и судьба Василия Гроссмана»: Страницы воспоминаний (Литературное обозрение. 1988. №6,7). О пережитом лично и осознанном исторически в традиционной беллетристической форме рассказывается в повести Липкина «Записки жильца» (Новый мир. 1992. №9,10) и «летописной повести» «Декада» о трагедии малочисленного кавказского народа (Дружба народов. 1989. №5,6).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:38:32 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"