AZ-libr.ру

информационный портал





Лапшин Иван Иванович
[23.10.1870-17.11.1952]

  Другие персоны с фамилией Лапшин
Другие персоны с именем Иван
Кто родился в этот день 23.10
Кто родился в этот год 1870

       - философ, специалист по истории философии и теории творчества, музыковед.
       Род. в Москве.
       Окончил историко-философский факультет Петербургского университета. Продолжил образование за границей.
       Преподавал логику в Александровском лицее.
       В 1892 написал работу "Полемика между Гассенди и Декартом по поводу "Медитаций"" (эта работа, на что указывает А.Вашестов, сохранилась в архиве Л.).
       С 1887 - доцент, с 1913 и по 1922 - профессор Петербургского (Петроградского) университета;
       с 1906 - доктор философии (удостоен за труд "Законы мышления и формы познания", минуя степень магистра).
       Активный участник философского общества при Петроградском университете. Действительный член Психологического общества при Московском университете.
       В 1920-1922 - профессор Петроградского института истории искусств.
       В 1922 выслан из страны. Поселился в Берлине, затем переехал в Прагу, где вел преподавательскую и научную деятельность. Увлекался искусством, музыкой. Участник литературно-музыкального объединения "Збраславские пятницы" (1923-1925).
       Профессор Русского юридического факультета в Праге. Сотрудник Славянского института, председатель Русского философского общества и общества Достоевского в Праге. Профессор Карлова университета.
       Умер в Праге.
       Лапшин развивал критическую философию Канта, по-своему истолковывая некоторые ее моменты (в частности, в вопросе о возможности применять законы мышления за пределами опыта). Стремился построить систему абсолютного имманентизма, обосновав невозможность метафизики как науки. Согласно Лапшину, познаны могут быть лишь объекты с чувственным содержанием, имеющие пространственную, временную и иные категориальные формы. Вещи, существующие независимо от нашего опыта, непознаваемы (нельзя ничего сказать об их существовании, о приложимости к ним закона противоречия, об их пространственности или временности). Размышляя над проблемой солипсизма, Лапшин приходит к выводу о невозможности непосредственного восприятия чужого "Я", невозможности доказательства трансцендентальной реальности этого "Я"; можно говорить об имманентной реальности другого "Я", которое есть не что иное, как гипотетическая конструкция мысли.
       Много внимания Лапшин уделяет вопросам творчества в различных областях человеческой деятельности. Он создает работы, посвященные музыкальному, поэтическому и прозаическому творчеству, вопросам научного открытия и воображения. В.Ф.Пустарнаков ("К". Т.1. С.384-386) подчеркивает большой вклад Лапшин в теорию культуры. Несмотря на то, что В.Ф.Пустарнаков не занимался общими проблемами теории культуры, "во всех его трудах четко просматриваются культурол. аспекты". В.Ф.Пустарнаков пришел к обобщающему выводу "о наличии в каждую эпоху истории человеческой культуры известного единства стиля, соответствия между различными сторонами духовной жизни - философией, поэзией, музыкой, изобразительными искусствами и т.д., а также о взаимосвязи и взаимозависимости между наукой, искусством и моралью...".
       Лапшин - чуть ли не единственный из русских философов систематически занимался темой "музыки и философии". Будучи противником навязывания и проведения в музыке тех или иных философских идей, он признавал наличие связей между музыкой и философией. Музыкальный символизм, по Лапшин,- главное орудие для проекции наших чувствований на природу и обратно для ассимиляции внешних впечатлений. Велик вклад Лапшин в анализ философского наследия русских писателей, особенно А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского. Сделанный в 1944 в Праге доклад "О своеобразии русского искусства" можно считать не только искусствоведческим, но и культурологическим трудом.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:27:38 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"