Курчаткин Анатолий Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Курчаткин
Другие персоны с именем Анатолий Кто родился в этот день 23.11 Кто родился в этот год 1944 |
[23.11.1944, Свердловск]
— прозаик, эссеист.
Родился в семье инженеров. Детство провел в поселке завода Уралмаш. После
окончания школы работал фрезеровщиком и техником-конструктором на заводе,
одновременно учился на вечернем отделении Уральского политехнического института
(1962-63).
В 1963-66 служил в рядах СА. После демобилизации на учебу в институт не
вернулся, работал корреспондентом свердловской молодежной газете «На смену!»
(1966-67).
В 1967 поступил в Литературный институт им. Горького. На старших курсах начал
работать в отделе публицистики, затем прозы редакции журнала «Наш современник»
(1971-72), позднее — в отделе литературы и искусства журнал «Студенческий
меридиан» (1973-77).
Прозу начал печатать с 1973.
В 1977 вступил в СП. Секретарь СП Москвы (1991-94). Один из инициаторов и
участников группы «Апрель». Был членом редколлегии журнала «Советская
литература» (на иностранном языке.), редакционного совета журнала «Урал» (до
1999), общественного совета журнала «Октябрь». Член исполкома русского
ПЕН-центра (1989-99).
Курчаткин — автор повестей «Газификация» (1981), «Веснянка» (1989), «Записки
экстремиста» (1990), романов «Вечерний свет» (1980), «Стражница» (1993),
«Радость смерти» (2000). Творчество Курчаткин квалифицируется в критике как
«проза сорокалетних» (термин В. Бондаренко), к которой причисляются также
В.Маканин, А.Ким, Р.Киреев и др., и в значительной мере отражает основные
тенденции развития этой генерации совр. русской прозы. Ведущими составляющими
этой литературы становятся своеобразие героя (т.н. «безопорного») и особенность
позиции автора («непроявленность»).
Так, герой Курчаткина — современный человек, амбивалентный и маргинальный,
разрываемый противоречиями, страдающий от одиночества и «ищущий человека»,
погрязший в безнравственной мгле и нащупывающий путь к просветлению, жаждущий
истины и живущий фантомами. Если герои-современники «деревенской прозы» могли
опереться на народно-национальную (крестьянскую) традицию, если герои-ровесники
«городской прозы» искали опору в культурно-интеллектуальном наследии прошлого,
то герой Курчаткина оказался без «почвы», без опоры, без идеала и ориентира.
Таковы ведущие персонажи его рассказов (например, «Фома из нашего двора»,
1986), повестей («Веснянка» и др.) и романов («Вечерний свет» и др.).
С другой стороны, позиция автора в прозе Курчаткина (так же как и другие
«сорокалетних») отличается внешней «непроявленностью», «независимостью»,
«невмешательством»: снятость полярной маркированности и безоценочность героев и
ситуаций, приятие окружающего «как есть» позволяло автору усилить ощущение
конфликтности и беспринципности совр. жизни, обозначить нравственный «разлом»,
произошедший в мире.
Ранняя проза Курчаткина собрана в сборники рассказов — «Семь дней недели»
(1977) и «Переход в середине сезона» (1978). Интересная тематически, она
явилась началом утверждения особой авторской манеры, отразила поиски его
своеобразного стиля и языка.
Положительный критический и читательский отклик получил сборник «Через Москву
проездом» (1981), в котором ярко проявились основные черты писательского
универсума Курчаткина.
Создавая свои рассказы и повести преимущественно в реалистической манере,
Курчаткин не чужд условности и даже фантастичности. Критика отмечает близость
Курчаткина приемам художественного письма Г.Уэллса и Ф.Кафки (В.Агеносов,
П.Богдан). В этом проявилось характерное для поколения 1950-70-х стремление к
аллюзивности и реминисцентности письма, к «защитной реакции» времени
андеграунда и диссидентства.
Условность письма, ощутимая на уровне приема (а нередко и тематической
заданности) уже в ранних рассказах (например, «В поисках почтового ящика»,
1967), в отдельных произведениях перерастает в «антиутопическую тенденцию»,
наиболее отчетливо проявившуюся в повести «Записки экстремиста». Герои
Курчаткина, стремящиеся уйти от «социального кодекса» своего времени, чуждые
насильственным тенденциям современного общества, оказавшись в условиях
самоизоляции (в художественной реальности сюжета — попытка строительства линии
метро), «бессознательно» строят образец еще более страшной и трагичной, чем
«наверху», «подземной» системы.
Приметы «горбачевского времени» нашли свое злободневное отражение («поэтика
масскультуры») в романе «Стражница» (1993): в стремлении героев «перестроить»
себя, время и социум отчетливо обнаруживает себя иронико-трагическая
обреченность, неспособность и неготовность — «малость» совр. человека-творца.
Над романом «Радость смерти» Курчаткин работал почти 10 лет. Героями «эпопеи
<...> о тотальном ужасе российского существования» становятся реальные лица,
фамилии которых означены в тексте инициалами: Елизавета С., Георгий М., Славик
Ш., Анатолий К. (авторский персонаж) и др., и за этим приемом — не только
«документальность», но и элемент типизации, стремление к уподоблению и
всеобщности. Смерть — основной мотив романа, состоящего из 9 частей, в каждой
из которых смерть красиво, величественно, фантастично, справедливо и неизбежно
настигает героев. Обращает на себя внимание «нарушение» гуманистической
традиции русской литературы, однако за «холстами» художника прочитывается не
«любование» смертью, а скрытая, глубинная тревога за утраченную жизнь. Судьбы
героев становятся иллюстрацией к истории страны — от революции и Отечественной
войны до сегодняшнего дня, живописными мазками, отразившими в себе угасание
«света» и приближение «тьмы». «По сути, весь его роман — это <...> карусель
Дантова ада» (А.Королев).
Отличительную особенность творчества Курчаткина составляет не только блеск
рассказового мастерства, тонкое владение формой, изящество стиля и изысканность
манеры, но и глубина постижения человеческой психологии, умение проникнуть в
скрытые и сокровенные, потаенные уголки души героя, способность постичь и
худож. отразить добро и зло, свет и тьму, духовность и порочность «цельной»
личности, детерминированные не столько обстоятельствами внешнего социума, но
внутренней природой самого человека.
Курчаткин — лауреат премии журнала «Знамя» (1993), СП Москвы «Венец» (2001),
выдвигался на «Буккера»-2001 («long-list»).
Проза Курчаткин переведена на немецкий, французский, английский, болгарский,
польский, чешский, японский, китайский, корейский и другие языки.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх