| 
Курчаткин Анатолий Николаевич  
 | 
| Другие персоны с фамилией Курчаткин Другие персоны с именем Анатолий Кто родился в этот день 23.11 Кто родился в этот год 1944 | 
      
[23.11.1944, Свердловск]  
      
— прозаик, эссеист. 
      
Родился в семье инженеров. Детство провел в поселке завода Уралмаш. После 
окончания школы работал фрезеровщиком и техником-конструктором на заводе, 
одновременно учился на вечернем отделении Уральского политехнического института 
(1962-63).  
      
В 1963-66 служил в рядах СА. После демобилизации на учебу в институт не 
вернулся, работал корреспондентом свердловской молодежной газете «На смену!» 
(1966-67). 
      
В 1967 поступил в Литературный институт им. Горького. На старших курсах начал 
работать в отделе публицистики, затем прозы редакции журнала «Наш современник» 
(1971-72), позднее — в отделе литературы и искусства журнал «Студенческий 
меридиан» (1973-77). 
      
Прозу начал печатать с 1973.  
      
В 1977 вступил в СП. Секретарь СП Москвы (1991-94). Один из инициаторов и 
участников группы «Апрель». Был членом редколлегии журнала «Советская 
литература» (на иностранном языке.), редакционного совета журнала «Урал» (до 
1999), общественного совета журнала «Октябрь». Член исполкома русского 
ПЕН-центра (1989-99). 
      
Курчаткин — автор повестей «Газификация» (1981), «Веснянка» (1989), «Записки 
экстремиста» (1990), романов «Вечерний свет» (1980), «Стражница» (1993), 
«Радость смерти» (2000). Творчество Курчаткин квалифицируется в критике как 
«проза сорокалетних» (термин В. Бондаренко), к которой причисляются также 
В.Маканин, А.Ким, Р.Киреев и др., и в значительной мере отражает основные 
тенденции развития этой генерации совр. русской прозы. Ведущими составляющими 
этой литературы становятся своеобразие героя (т.н. «безопорного») и особенность 
позиции автора («непроявленность»). 
      
Так, герой Курчаткина — современный человек, амбивалентный и маргинальный, 
разрываемый противоречиями, страдающий от одиночества и «ищущий человека», 
погрязший в безнравственной мгле и нащупывающий путь к просветлению, жаждущий 
истины и живущий фантомами. Если герои-современники «деревенской прозы» могли 
опереться на народно-национальную (крестьянскую) традицию, если герои-ровесники 
«городской прозы» искали опору в культурно-интеллектуальном наследии прошлого, 
то герой Курчаткина оказался без «почвы», без опоры, без идеала и ориентира. 
Таковы ведущие персонажи его рассказов (например, «Фома из нашего двора», 
1986), повестей («Веснянка» и др.) и романов («Вечерний свет» и др.). 
      
С другой стороны, позиция автора в прозе Курчаткина (так же как и другие 
«сорокалетних») отличается внешней «непроявленностью», «независимостью», 
«невмешательством»: снятость полярной маркированности и безоценочность героев и 
ситуаций, приятие окружающего «как есть» позволяло автору усилить ощущение 
конфликтности и беспринципности совр. жизни, обозначить нравственный «разлом», 
произошедший в мире. 
      
Ранняя проза Курчаткина собрана в сборники рассказов — «Семь дней недели» 
(1977) и «Переход в середине сезона» (1978). Интересная тематически, она 
явилась началом утверждения особой авторской манеры, отразила поиски его 
своеобразного стиля и языка. 
      
Положительный критический и читательский отклик получил сборник «Через Москву 
проездом» (1981), в котором ярко проявились основные черты писательского 
универсума Курчаткина. 
      
Создавая свои рассказы и повести преимущественно в реалистической манере, 
Курчаткин не чужд условности и даже фантастичности. Критика отмечает близость 
Курчаткина приемам художественного письма Г.Уэллса и Ф.Кафки (В.Агеносов, 
П.Богдан). В этом проявилось характерное для поколения 1950-70-х стремление к 
аллюзивности и реминисцентности письма, к «защитной реакции» времени 
андеграунда и диссидентства. 
      
Условность письма, ощутимая на уровне приема (а нередко и тематической 
заданности) уже в ранних рассказах (например, «В поисках почтового ящика», 
1967), в отдельных произведениях перерастает в «антиутопическую тенденцию», 
наиболее отчетливо проявившуюся в повести «Записки экстремиста». Герои 
Курчаткина, стремящиеся уйти от «социального кодекса» своего времени, чуждые 
насильственным тенденциям современного общества, оказавшись в условиях 
самоизоляции (в художественной реальности сюжета — попытка строительства линии 
метро), «бессознательно» строят образец еще более страшной и трагичной, чем 
«наверху», «подземной» системы. 
      
Приметы «горбачевского времени» нашли свое злободневное отражение («поэтика 
масскультуры») в романе «Стражница» (1993): в стремлении героев «перестроить» 
себя, время и социум отчетливо обнаруживает себя иронико-трагическая 
обреченность, неспособность и неготовность — «малость» совр. человека-творца. 
      
Над романом «Радость смерти» Курчаткин работал почти 10 лет. Героями «эпопеи 
<...> о тотальном ужасе российского существования» становятся реальные лица, 
фамилии которых означены в тексте инициалами: Елизавета С., Георгий М., Славик 
Ш., Анатолий К. (авторский персонаж) и др., и за этим приемом — не только 
«документальность», но и элемент типизации, стремление к уподоблению и 
всеобщности. Смерть — основной мотив романа, состоящего из 9 частей, в каждой 
из которых смерть красиво, величественно, фантастично, справедливо и неизбежно 
настигает героев. Обращает на себя внимание «нарушение» гуманистической 
традиции русской литературы, однако за «холстами» художника прочитывается не 
«любование» смертью, а скрытая, глубинная тревога за утраченную жизнь. Судьбы 
героев становятся иллюстрацией к истории страны — от революции и Отечественной 
войны до сегодняшнего дня, живописными мазками, отразившими в себе угасание 
«света» и приближение «тьмы». «По сути, весь его роман — это <...> карусель 
Дантова ада» (А.Королев). 
      
Отличительную особенность творчества Курчаткина составляет не только блеск 
рассказового мастерства, тонкое владение формой, изящество стиля и изысканность 
манеры, но и глубина постижения человеческой психологии, умение проникнуть в 
скрытые и сокровенные, потаенные уголки души героя, способность постичь и 
худож. отразить добро и зло, свет и тьму, духовность и порочность «цельной» 
личности, детерминированные не столько обстоятельствами внешнего социума, но 
внутренней природой самого человека. 
      
Курчаткин — лауреат премии журнала «Знамя» (1993), СП Москвы «Венец» (2001), 
выдвигался на «Буккера»-2001 («long-list»). 
      
Проза Курчаткин переведена на немецкий, французский, английский, болгарский, 
польский, чешский, японский, китайский, корейский и другие языки.
Литература и другие источники информации
| 
Дата последнего изменения: | 
Наверх