| 
Крусанов Павел Васильевич  
 | 
| Другие персоны с фамилией Крусанов Другие персоны с именем Павел Кто родился в этот день 14.08 Кто родился в этот год 1961 | 
      
[14.8.1961, Ленинград]  
      
— прозаик. 
      
Родился в семье служащих. Окончил географический факультет Ленинградского 
педагогического института им. А.И.Герцена. В первой половине 1980-х — активный 
участник музыкального андеграунда, член Ленинградского рок-клуба. В те же годы 
участвовал в выпуске литературного самиздатского журнала «Гастрономическая 
суббота». Работал осветителем в кукольном театре, садовником, техником 
звукозаписи, инженером по рекламе, печатником офсетной печати, редактором в 
издательствах «Васильевский остров», «Тритон», «Северо-Запад», «Азбука», 
«Лимбус Пресс», «Амфора». Печатается с 1990 в журнале «Родник», «Звезда», 
«Московский вестник», «Соло», «Комментарии», «Нева», «Октябрь» и др.  
      
В 1990 выходит первая книга Крусанова «Где венку не лечь» (М., 1990) — 
роман-притча о братьях Зотовых, несущих в себе собственную гибель. 
      
В начальном периоде творчества Крусанова отчасти заметно влияние У.Фолкнера, 
признаваемое и самим автором. В первую очередь оно сказывается в использовании 
сквозных персонажей, мозаичном построении композиции, неразрывном переплетении 
и взаимопроникновении прошлого и настоящего.  
      
С начала 1990-х творческая манера Крусанова претерпевает изменения — сперва в 
сторону изощренных постмодернистских конструкций («Знаки отличия»., СПб., 
1995), а затем в направлении альтернативного реализма и освоения формы 
«имперского романа» (Князев С. Имперское начало литературы // Книжное 
обозрение. 2001. №23-24. 4 июня. С.26).  
      
Увлекшись в 1996-97 изучением карело-финского эпоса, Крусанов переложил в форме 
эпического романа корпус рун «Калевалы», собранный Э.Лённротом (Рунопевец. М., 
1997). Вплоть до настоящего времени это переложение является наиболее полным, 
оно возвращает нам древний эпос как современное, глубокое и прекрасное чтение» 
(Звягин Е. Возвращенная «Калевала» // Питерbook плюс. 1998. №7). 
      
После выхода романа «Укус ангела» (2000) к Крусанов пришла всероссийская 
известность и за автором закрепилась репутация «имперца». Критики определяли 
жанр то как «интеллектуальное фэнтези», то как «антиутопию», то как 
«альтернативную историю», то как «неомифологизм». Характерная оппозиция оценок 
выглядела так: «Петербургский литератор Крусанов написал мощнейший роман XXI 
века» (Данилкин Л. // Афиша. 2000. №11(31)); «Павел Крусанов и его книга "Укус 
ангела" — первая проба ценителей имперских сапог в области изящной словесности» 
(Ольшанский Д. // Новая русская книга. 2000. №4-5. С.16). 
      
Следующий роман Крусанова «Бом-бом» (2002) описывает историю старинного 
дворянского рода Норушкиных, который издавна самим провидением поставлен 
охранять подземную «чертову башню» с мистическим «гневизовом» — орудием 
пробуждения русского бунта. 
      
В разные годы Крусанов работал над составлением сборников и альманахов «Семь 
верст до небес» (Л., 1990), «Русский разъезд» (СПб., 1993), «Ё» (СПб., 1996), 
«Митьки. Выбранное» (СПб., 1999), «Незримая империя» (СПб., 2004). Крусанов — 
финалист премий «Северная Пальмира» за сборник рассказов «Знаки отличия» 
(1996), АБС-премии за роман «Укус ангела» (2001), «Национальный бестселлер» за 
роман «Бом-бом» (2003). Лауреат премии года журнала «Октябрь» за роман «Укус 
ангела» (1999).
Литература и другие источники информации
| 
Дата последнего изменения: | 
Наверх