Крутилин Сергей Андреевич
|
Другие персоны с фамилией Крутилин
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 02.10 Кто родился в этот год 1921 |
[2.10.1921, с. Делехово Рязанской губ.— 28.2.1985, Москва]
— прозаик, очеркист.
Родители — крестьяне. После учебы в школе-десятилетке оканчивает строительный
техникум (1940) и едет на Дальний Восток, где работает прорабом на стройках.
Затем поступает на службу в армию, учится в офицерском училище, с первых дней
Великой Отечественной войны на фронте. После тяжелого ранения в 1942 и
демобилизации поступает на филологический факультет МГУ, по окончании которого
(1947) занимается напряженной журналистской работой. Будучи корреспондентом
«Смены» и «Литературная газета», Крутилин много ездит по стране, пишет очерки и
рассказы, поначалу фокусируя внимание на жизни заводских рабочих.
Однако к началу 1950-х в журналистской практике Крутилин доминирующей
становится тема, составившая основу всего последующего творчества писателя,—
тема судеб русской деревни. Результатом качественно новой переработки
журналистского опыта Крутилин является выход в 1953 его первого художественного
произведения — повести «Родники» (Октябрь. 1953. №8,9). Здесь Крутилин
поднимает проблему, ставшую сквозной тематической составляющей много других его
произведений,— конфликтные взаимоотношения несостоятельного руководителя
колхоза со своими подчиненными и с молодыми новаторами, пытающимися вносить
позитивные коррективы в его деятельность. Повесть была встречена критикой
достаточно прохладно. 3.Кедрина, сравнивая Крутилина с дебютировавшим тогда же
В.Тендряковым, отмечает, что в отличие от последнего Крутилин «все время как бы
не договаривает чего-то, словно поверяя свое произведение не жизнью, а
произведениями других писателей» (Кедрина 3.— С.3). Тем не менее в «Родниках»
виден предмет глубинного художественного интереса Крутилина, прослеживающийся в
большинстве последующих его произведений,— психологический анализ тех моментов,
когда положительный по сути герой обнаруживает не столько социальную, сколько
общечеловеческую несостоятельность, а также анализ переломных моментов в жизни
героя.
В последующее десятилетие Крутилин занял, наряду с Ф.Абрамовым, В.Липатовым и
В.Крупиным, место одного из ведущих писателей-«деревенщиков». Прошлому и
настоящему г.Кирова (Вятки) и области посвящен цикл очерков Крутилин «Город на
Вятке-реке» (1959), деревенской жизни — сборник «За поворотом» (1961). Тогда же
выходит и первый роман Крутилин «Подснежники» (1961), посвященный молодежи,
осваивающей новые земли Казахстана. Эти произведения Крутилина были
одобрительно встречены как критикой, так и читателями. Однако главной книгой
писателя стал роман «Липяги», имеющий подзаголовок «Из записок сельского
учителя» (первоначальный вариант: Дружба народов. 1963. №2,3; 1964. №4,5; в
переработанном виде: Кн.1-2 — 1964; Кн.3 — 1966), где Крутилину удалось с
высокой степенью художественной убедительности создать панораму полувекового
периода жизни старинного русского села Липяги, расположенного неподалеку от
Куликова поля, а также показать русское крестьянство в его
социально-историческом и духовно-онтологическом аспектах. Жанровая форма романа
— записки — роднит произведение, с одной стороны, с древнерусской летописной
традицией, с другой — с более близкими литературными аналогами: особенно
повлияло на Крутилин прочтение «Истории села Горюхина» Пушкина (Осетров Е.
Проза Сергея Крутилина. М., 1981. С.5). Выбор формы повествования обусловил и
образ рассказчика — сельского учителя физики — во многом автобиографический, но
во многом и вымышленный автором. Позиция именно такого рассказчика мотивировала
то, что в романе «во взглядах на людей нет ничего от высокомерия приехавшего на
село "изучать жизнь". Свой пишет о своих» (Осетров Е. Страницы народной жизни.
С. 667).
С особенностями повествования в «Липя-гах» прочно связано и своеобразие
художественного хронотопа и времени произведения. «История России живет и дышит
здесь, неразделимо сливаясь с историей русского села» (Сурганов Вс. — С.207).
Е. Осетров замечает, что «форма записок дала автору возможность не только
показать читателю, что события, происходящие сегодня, берут свое начало в
далеком прошлом, но и поразмышлять о путях в будущее» (Осетров Е. Страницы
народной жизни. С.674). Средствами построения особого худож. времени в романе
становятся воспоминания рассказчика и других персонажей, новеллы-притчи, а
также такие хроното-пические символы, как дуб, дорога и др. Этим обусловлено и
отсутствие единой фабулы, и разомкнутость композиции, где каждая глава
достаточно автономна. Отмеченные особенности сближают «Липяги» с повестью
Г.Троепольского «В камышах» и с «Последним поклоном» В.Астафьева: «во всех этих
произведениях видно желание писателей показать современную деревню во всем
многообразии ее бытия...» (Сурганов Вс. — С.207).
Создание галереи самобытных мужских и женских образов русских крестьян,
искусное введение различных оттенков смешного, оправданное использование
народно-разговорных языковых пластов — все эти художественные достоинства
романа «Липяги», несмотря на его однозначную идеологическую окрашенность,
позволяют причислить произведение к лучшим образцам советской деревенской
прозы.
В 1967 за роман «Липяги» Крутилин удостоен Государственной премии РСФСР им.
М.Горького.
Однако, по признанию самого Крутилина, он не считал себя деревенским писателем:
«...я не мог полностью замкнуться в одной, пусть и великой теме» (Осетров Е.
Проза Сергея Крутилина. М., 1974. С.8). Подтверждением этих слов оказывается
появление в конце 1950-х и в 1970-х военных и так называемых бытовых повестей
Крутилин. Осмыслению и исследованию подвига народного в Великой Отечественной
войне посвящены повести «Лейтенант Артюхов» (Москва. 1968. №10), «Кресты»
(Москва. 1975. №7-8) и «Окружение» (Наш современник. 1976. №12), которые,
будучи связанными сюжетно, чуть позже объединяются Крутилиным в роман-трилогию
«Апраксин бор» (1978). В произведениях художественно преломляется собственный
военный опыт автора. В первой из этих повестей К. выбирает неожиданный и новый
для фронтовой повести ракурс: герой лишь едет на войну, постигая ее в полной
грозных предзнаменований дороге. «Крутилину важно проследить, как, еще не
вступая в бой, Артюхов и его товарищи из вчерашних наивных мальчишек становятся
солдатами» (Сурганов Вс. — С.211). В двух следующих частях трилогии война
предстает во всем своем кровавом обличье — на различных уровнях структуры своих
военных повестей Крутилин утверждает принцип «война — труд», а в разработке
идеи о том, что настоящий героизм чуждается всего показного, Крутилин,
несомненно, следует за Л.Толстым.
В ряде повестей, вошедших в сборник «Мастерская» (1981), Крутилин, изображая
героя в пространстве современного города, продолжает художественный анализ
отношения конкретных людей к таким общечеловеческим ценностям, как природа,
труд, долг, любовь. Вносит писатель свою лепту и в размышления о месте
художника в новом обществе, о психологии творчества, о том, что достойно и что
недостойно искусства (повесть «Мастерская в глухом переулке»).
Тем не менее на протяжении всего своего творческого пути Крутилин не оставляет
деревенскую тему, над ней работает он и в последние годы жизни. Так, в романе
«Грехи наши тяжкие» (1982) Крутилина на качественно новом уровне возвращается к
проблемам своего первого художественного опыта, пытается вскрыть причины
нарушенного равновесия между городом и деревней. Будущее русской деревни,
согласно Крутилину, возможно только при улучшении условий жизни сельских
тружеников, а в воплощении такой задачи важны психологические особенности
личности руководителя — его способность понять нужды подчиненных. Подробному
рассмотрению этих вопросов и посвящен роман «Грехи наши тяжкие», пронизанный
заботой о завтрашнем дне села.
Произведения Крутилина переведены на языки республик бывшего СССР, а также на
испанский, польский и другие иностранные языки.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх