AZ-libr.ру

информационный портал





Кропоткин Пётр Алексеевич
[09.12.1842-08.02.1921]

  Другие персоны с фамилией Кропоткин
Другие персоны с именем Пётр
Кто родился в этот день 09.12
Кто родился в этот год 1842

       - один из главных деятелей русского и международного анархизма, социолог, географ и геолог.
       Род. в Москве.
       Происходил из старинного княжеского рода.
       Окончил Пажеский корпус (1862).
       В 1867 вышел в отставку, учился на физико-математическом факультете Петербургского университета.
       В 60-е гг. приобрел известность как ученый-географ.
       В 1872, посетив Бельгию, Швейцарию, примкнул к бакунинскому крылу Интернационала. Вернувшись в Россию, участвовал как анархист в народническом движении. Вел пропаганду среди петербургских рабочих.
       В 1874 арестован и заключен в Петропавловскую крепость.
       В 1876 бежал и эмигрировал за границу, где развернул пропаганду идей анархизма. В изгнании провел 40 лет.
       В 1917 возвратился в Россию. Признал Октябрьскую революцию, но отрицательно отнесся к диктатуре пролетариата, оставался противником государственной власти. Для философских взглядов Кропоткина был характерен натурализм. Критически относясь к построениям Гегеля и методу Маркса, Кропоткин полагал, что диалектика должна быть заменена "строго научным индуктивным методом".
       В качестве основы своей социологии и этики Кропоткин использовал эволюционные идеи Дарвина. Полагая, что интерпретаторы последнего неправомерно делают упор на роли борьбы (и вражды) в эволюции природы, Кропоткин считал наиболее ценными для социальных исследований другие фрагменты дарвиновского учения, а именно те, которые свидетельствуют о важной роли взаимной поддержки, "солидарности" особей внутри вида для выживания данного вида.
       Развивая этот мотив, Кропоткин сформулировал "биологический закон взаимной помощи", имеющий силу как в природе, так и в человеческом обществе и на его основе - периодизацию истории. Взаимная помощь, по Кропоткин, есть "инстинкт общительности, который медленно развивался среди животных и людей в течение чрезвычайно долгого периода эволюции, с самых ранних ее стадий, и который научил в равной степени животных и людей сознавать ту силу, которую они приобретают, практикуя взаимную помощь и поддержку, и осознавать удовольствия, которые можно найти в общественной жизни".
       Кропоткин считал, что периоды, когда институты, имевшие целью взаимную помощь, достигали своего наивысшего развития, были также периодами величайшего прогресса в области искусства, промышленности и науки. К институтам взаимопомощи он относил род, племя, деревенскую общину, средневековый город, гильдию, рабочие союзы и другие организации, но никоим образом не государство. Государство, по Кропоткину, создает препятствия для осуществления принципа взаимопомощи, оно - источник насилия, войн, неравенства, разделения общества на классы: "Государство - это покровитель крепостного права, покровитель мироедства, заступник хищничества, защитник собственности, основанной на захвате чужой земли и чужого труда". Государство, как и частная собственность, деморализует человека и противостоит прогрессу.
       Положительно оценивая революции как необходимое средство разрушения институтов, затрудняющих прогресс, Кропоткин считал, что результатом ожидаемой им революции должна стать высшая ступень общественной эволюции - анархия. Целью революции должно стать "довольство для всех", движущей силой - пролетариат на Западе и крестьянство в России. В безгосударственном анархическом обществе, основанном на совместном владении всеми богатствами, должны осуществиться принципы свободы и равенства.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:09:48 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"