AZ-libr.ру

информационный портал





Крандиевская Наталья Васильевна
[02.02.1888-17.09.1963]

  Другие персоны с фамилией Крандиевская
Другие персоны с именем Наталья
Кто родился в этот день 02.02
Кто родился в этот год 1888

       [21.1 (2.2).1888, Москва — 17.9.1963, Ленинград]
       — поэтесса.
       Отец Крандиевской — публицист, издатель («Бюллетени литературы и жизни» и др.), мать — А.Р.Крандиевская-Тархова, писательница. В доме, где жили родители, часто собирались литераторы. В этой обстановке сама Крандиевская начала писать стихи с 7 лет, печататься в московских журналах — с 13 лет. Ее творчество было отмечено вниманием именитых современников. И.Бунин, когда Крандиевская принесла ему свои стихи (1903), подчеркнув ряд недостатков, благословил 15-летнего поэта: «Стихи у Вас все-таки с корешком. Писать будете. Я потому и браню Вас, дорогой коллега» (Воспоминания. С.42). Впоследствии, в России и за границей, Бунин продолжал высоко ценить творчество Крандиевской, считал ее любимой и единственной своей ученицей. Стихи Крандиевской хвалили А.Блок и Ф.Сологуб, отмечали А.Ахматова и К.Чуковский, выделяли среди других С.Маршак и О.Форш, В.Шишков и К.Федин, из более молодых ее современников — Б.Слуцкий.
       В семейном архиве сохранилась тетрадь ранних стихов Крандиевской, собранных ее старшим братом (см.: Чернов А.- С.5).
       В 1913 в издательстве К.Ф.Некрасова вышла первая книга лирики Крандиевской с обложкой работы М.Добужинского (у него и Л.Бакста Крандиевская занималась в студии). Книга была сочувственно встречена критикой, отметившей ум и одаренность автора. Тем не менее Крандиевская не займет заслуженного места ни в истории литературы, ни в сердцах широкого круга читателей. Когда в 1970-е Крандиевскую как бы откроют заново, окажется, что даже вполне компетентные исследователи знают ее творчество недостаточно. Отчасти повинна в этом была жизнь, судьба Крандиевской — в ее мир, уже замужней женщины и матери, властно вошла очень большая любовь.
       В 1915 она связала свою судьбу с А.Толстым, в 1918 выехала с ним и детьми из голодающей Москвы на Украину, а затем в эмиграцию — «многотрудное... странствие по чужим землям, длившееся четыре года» (Воспоминания. С.139); в 1923 по обоюдному желанию Крандиевская и А.Толстой вернулись на родину. Совместная жизнь их продолжалась до 1935. Более чем 20 лет жизни Крандиевская были заполнены одним: «Все силы были отданы семье и работе с мужем. Я была его секретарем, советчиком, критиком, часто просто переписчиком. Я вела иностранную корреспонденцию с издателями, подбирала нужные материалы к "Петру...", правила корректуры, заполняла декларации фининспектора...» («Автобиография». Цит. по: Чернов А.— С.8-9). Об этом и в стихах: «Так — целым миром пренебречь / для одного тебя, чтоб тенью / у ног твоих покорно лечь» («Вечерний свет». С.23). На этом основании в некоторых материалах о Крандиевской утверждается, что на все время жизни с А.Толстым до его ухода из семьи Крандиевская перестала быть поэтом. Это не так.
       В 1919 в Одессе вышла вторая книга стихов Крандиевская, в 1922 в Берлине — третья, в 1925 в Ленинграде — книга для детей «Звериная почта». Известно, что Крандиевская написала ряд стихов для либретто оперы Ю.Шапорина «Декабристы». Была, разумеется, и «придушенность» (определение самой Крандиевской) собственного творчества во имя всепоглощающей радости служения столь любимой семье, в которой росло уже четверо детей. Но все эти годы Крандиевская продолжала писать детские стихи и песни, вела дневники. А.Толстой высоко ценил поэтический дар Крандиевской, считал ее «настоящим поэтом и мастером» (Толстой Д. Начало жизни // Нева. 1971. №1. С.26). Обаятельный облик ее нашел отражение в характерах самых любимых героинь А.Толстого — сестер Кати и Даши Булавиных («Хождение по мукам»), в воспоминаниях родных и друзей. Сохранились 176 писем А.Толстого к Крандиевской.
       «Расхождение путей» Крандиевская пережила очень тяжело, но чудо любви и благодарную память о ней пронесла вместе с болью до конца дней — об этом Крандиевская вела разговор в удивительных по глубине психологизма, такта, душевной красоты стихах, вышедших уже посмертно. Огонь огромного чувства, озаривший молодость («Алексей — с гор вода...»), даже после ожога светил. Этот «Вечерний свет» (название сб. 1972), мерцающий в собственно интимной лирике («Он не приходит перед сном», «Люби другую, с ней дели...», «Больше не будет свидания...» и др.), не гаснет и в философских размышлениях о родной земле, которая так много значила для обоих, о жизни и смерти, о месте человека в мироздании, о связи времен, о природе, о творчестве, так зримо демонстрирующих возможные пути воплощения традиций, органическую внутреннюю связь К. с любимым поэтом Ф. Тютчевым.
       Войну Крандиевская встретила в Ленинграде, провела неразлучно с родным городом самые тяжкие его блокадные дни. Это тоже отразилось в стихах — цикле «В осаде», посвященном сыну-фронтовику. Эти стихи постигнет странная судьба. Книга блокадной лирики Крандиевской «Дорога», уже набранная, в 1946 будет рассыпана после доклада А.Жданова о журнале «Звезда» и «Ленинград», от нее останется только обложка. Но, может быть, именно это спасло К. от более страшных испытаний: тех ли, что выпали на долю «героев» доклада — А.Ахматовой и М.Зощенко, или тех, которые Крандиевская не исключала для себя с 1930-х: «Лифт, поднимаясь, гудит / Хлопнула дверь — не ко мне. / Слушаю долго гудки / Мимо летящих машин...» Не случайно в семейном архиве хранится фото, на котором к дому, где жила Крандиевская, подъезжает «черная Маруся» — милицейская, из НКВД, машина. В результате непомерных переживаний от разлуки с А.Толстым Крандиевская тяжело болела, к концу жизни ослепла.
       Итак — три книги стихов в начале пути, три «этапных» книги посмертно, три прекрасных сына, внуки (о них — тоже в стихах) — наверное, не так уж мало. И все же имя поэтессы страдало от забвения. Крандиевская никогда не воспользовалась «семейными связями» — ни самого А.Толстого, ни занимавших позднее высокое положение в науке и искусстве сыновей для устройства своих литературных дел. Но где-то в глубине души, очевидно, жила надежда на более полный выход к читателям. Во всяком случае, в начале 1960-х она составила, по сути дела, программу издания всего написанного ею, начиная с середины 1930-х, расположив материал по циклам: «Разлука» (1935-38), «Виноградный лист» (1938-40), «На озере Селигер» (1938-40), «В осаде» (1941-43), «Памяти А.Н.Толстого» (1945-46), «Когда виден берег» (1946-57), «Венок сонетов. Ключ» (1954), «Вечерний свет» (1958-61).
       Крандиевская никогда не входила ни в какие поэтические группировки Серебряного века — как И.Бунин и А.Толстой. Как и они, Крандиевская принадлежала к «золотой» классической традиции. Ее поэтическое наследие не прочитано до конца. Но без лучших ее стихов уже невозможно себе представить поэзию XX в. так же, как без А.Ахматовой и М.Цветаевой.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:06:42 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"