Коротаев Виктор Вениаминович
|
Другие персоны с фамилией Коротаев
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 08.01 Кто родился в этот год 1939 |
[8.1.1939, Вологда — 18.5.1997, Вологда]
— поэт.
Детство, совпавшее с годами войны, провел в д.Липовицы Сокольского р-на
Вологодской обл. Бабушка привила Коротаеву любовь к народному творчеству,
родной деревне. Мальчик рано приобщился к чтению. Коротаев начал писать стихи с
14 лет. Публиковался в областных газетах, альманахах, сборниках.
В 1963 окончил историко-филологический факультет Вологодского педагогического
института.
В 1963-65 служил в армии в Заполярье. Работал в газете «Вологодский
комсомолец».
В 1962 в Вологде вышла первая книга стихов «Экзамен».
В 1965 после выхода книги «Мир, который люблю» принят в СП СССР.
В 1969 вышли 3 поэтических сборника Коротаева: «Мальчишки из далеких деревень»
и «Жребий» — в Москве, «Липовица» — в Архангельске.
В 1969-71 учился на Высших литературных курсах в Москве.
Со временем творчество Коротаева получило всероссийскую известность.
С 1962 по 1991 вышла 21 книга стихотворений.
В 1973-78 К. возглавлял Вологодскую писательскую организацию, много лет был
членом редколлегии журнала «Север». Провел около 5000 творческих встреч с
читателями. Руководил литературным объединениями Вологодской обл.
В 1992-97 возглавлял издательскую фирму «Вестник», выпустившую около 30 книг.
Лауреат литературных премий им. А.Яшина, Н.Островского, А.Фадеева (1973, за
поэму «Славянка»). Награжден орденом «Знак Почета» (1989).
Коротаев — самобытный представитель т.н. «тихой лирики», «вологодской школы»
1960-70-х. Предшественниками и соратниками Коротаева были А.Яшин, А.Передреев,
А.Прасолов, Н.Рубцов, Ю.Кузнецов, А.Романов. Главная тема творчества Коротаева
— любовь к большой и малой Родине, ощущение кровной связи с Отечеством. Им
движет чувство неразрывного единства с миром деревни, с родной землей и людьми,
которые трудятся на ней. «Поэтический характер в поэзии Коротаева
многосторонен. В нем юношеская жесткость и сознание долга... проникновенная
нежность, а вместе с тем неуемность и бескомпромиссность чувств (особенно
свойственные стихам о любви)» (Оботуров В. Всегда, Россия, о тебе... // Север.
1969. №12. С.122). Любовная лирика Коротаева отличается повышенной
эмоциональностью. Ранний Коротаев — «тонкий бытописатель, знаток народных
обычаев, мастер разговорной речи. В его стихах привлекали зоркость
художественного видения, подлинный, пусть несколько грубоватый, юмор, точность
языка, естественность жизненных ситуаций» (Федоров И. Нет у меня иного
счастья... // Север. 1980. №5. С.123). В то же время в первых сб. поэта критики
отмечали некоторую декларативность, излишний публицистический пафос.
Постепенно от пейзажных зарисовок и бытовых сценок поэт приходит к жизни души,
предстает как психолог, способный запечатлеть самые тонкие нюансы нравственных
переживаний. В зрелом творчестве Коротаева все чаще возникает образ совести,
выражающий остроту самонедовольства и самоосуждения поэта («Дышу, словно каюсь,
что раньше — увы! — / Тщеславно и шумно любил я Отчизну»). Перед родной
природой он «кается в душевной глухоте и жестокости... в ней же ищет он
утешения и очищения» (Перцовский В.— С.118). В стихотворении «Не лукавлю пред
собой, как прежде...» поэт, некогда «закаленный партиец», перед лицом вечности
отвергает как ложную мысль о конечности человеческой души, утверждается в вере
в бессмертие: «Но душе / Не хочется на свалку, / Ей повыше б место / Подыскать»
(«Единство». С.74). В поэзии Коротаева усматривали влияние С.Есенина,
М.Лермонтова, Н.Рубцова.
Коротаев обращался и к эпическим жанрам. В основе поэмы «Славянка» (1972) —
легенда о спасении в годы войны памятника ценой жизни нескольких русских
женщин.
В 1970-80-е все ощутимее становится тревога за судьбу гибнущих деревень и
вековой, связанной с ними культуры. «Притяжение» (1976), как и др. книги этого
периода,— это исповедь взволнованной души, мучающейся, плачущей, жаждущей
радости и откровений. Один из главных уроков поэзии Коротаев — «желание быть, а
не казаться» (Харчев В. Монологи Виктора Коротаева // Север. 1978. №3. С.120).
Книга «Вечный костер» (1984) — «попытка понять русскую народную натуру, тайну
ее живучести, попытка поглядеть на нее трезво, а порой и беспощадно, но для
того, чтобы окончательно уверовать в ее будущее» (Куняев С. Земная душа).
Поэтическая система Коротаева близка народной песне и романсу. Коротаев умело
использует прием повторов, фольклорную метафоричность, широко вводит в
поэтический язык разговорную речь. Его стихам присуща поэтика контрастов:
любовь и ненависть, жизнь и смерть, добро и зло. Чтобы привлечь внимание
читателя, Коротаев подчас устранял излишнюю благозвучность рифм, любил игру
интеллекта, меткость и ясность мысли. «Живое, энергичное, грубоватое ощущение
жизни и языка согревается изнутри задушевной лирической волной» (Перцовский В.—
С.119).
Стихи этого периода овеяны болью за человеческую нищету, страдания, нищету и
распад страны. Поэзия начала 1990-х — «это соприкосновение чуткой души поэта с
горевыми вздохами всего российского народа. Это гнев и отрезвление от речей
лукавых властителей» (Романов А. Дума о Викторе Коротаеве // Красный Север.
Вологда, 1998. 16 мая). Коротаева волновало положение русского поэта. Одно из
последних стих. «За ржавою оградой...» (1997) — вера в неистребимость
поэтического слова в эпоху безвременья и смуты: «Звереет ветер с полюса, / У
птиц сплошные тризны. / Но не теряют голоса / Певцы родной Отчизны».
На слова В.Коротаева написаны песни «Девичья лирическая», «Марш металлургов»,
«Песенка о Вологде», «Матери рождают не солдат...».
Коротаев — автор книг прозы «На свидание: Повести и рассказы» (М., 1978) и
«Стояли две сосны» (Архангельск, 1984). Главные герои его рассказов —
деревенские старики и старушки — характеры выносливые, несущие в себе духовный
свет незаметного подвига жизни. В книге «Козырная дама: Почти документальная
повесть с эпилогом о том, как убили поэта Н.М.Рубцова» (1991) Коротаев отразил
последние годы жизни поэта, привел документы из закрытого судебного процесса
над убийцей Рубцова.
«Его голос,— пишет о К.Е.Степаненко в статье "Тяжелый хлеб едят поэты...",—
солнечный и звонкий, то бесшабашно-разудалый, то грустно-приглушенный, иногда
сдержанно-напряженный, а порой и набатный, но всегда искренний, проникновенный,
сохранивший выразительность и колоритность языка простого русского народа,— не
затерялся в поэтическом многоголосии» (Север. 1981. №11. С.128). На памятнике
поэту в Вологде начертаны слова, которые можно считать его творческим
завещанием: «Но Русь была, и есть, и будет / При нас, до нас и после нас!»
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх