| 
Коротаев Виктор Вениаминович  
 | 
| Другие персоны с фамилией Коротаев Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 08.01 Кто родился в этот год 1939 | 
      
[8.1.1939, Вологда — 18.5.1997, Вологда]  
      
— поэт. 
      
Детство, совпавшее с годами войны, провел в д.Липовицы Сокольского р-на 
Вологодской обл. Бабушка привила Коротаеву любовь к народному творчеству, 
родной деревне. Мальчик рано приобщился к чтению. Коротаев начал писать стихи с 
14 лет. Публиковался в областных газетах, альманахах, сборниках.  
      
В 1963 окончил историко-филологический факультет Вологодского педагогического 
института.  
      
В 1963-65 служил в армии в Заполярье. Работал в газете «Вологодский 
комсомолец».  
      
В 1962 в Вологде вышла первая книга стихов «Экзамен».  
      
В 1965 после выхода книги «Мир, который люблю» принят в СП СССР. 
      
В 1969 вышли 3 поэтических сборника Коротаева: «Мальчишки из далеких деревень» 
и «Жребий» — в Москве, «Липовица» — в Архангельске.  
      
В 1969-71 учился на Высших литературных курсах в Москве. 
      
Со временем творчество Коротаева получило всероссийскую известность.  
      
С 1962 по 1991 вышла 21 книга стихотворений.  
      
В 1973-78 К. возглавлял Вологодскую писательскую организацию, много лет был 
членом редколлегии журнала «Север». Провел около 5000 творческих встреч с 
читателями. Руководил литературным объединениями Вологодской обл.  
      
В 1992-97 возглавлял издательскую фирму «Вестник», выпустившую около 30 книг. 
Лауреат литературных премий им. А.Яшина, Н.Островского, А.Фадеева (1973, за 
поэму «Славянка»). Награжден орденом «Знак Почета» (1989). 
      
Коротаев — самобытный представитель т.н. «тихой лирики», «вологодской школы» 
1960-70-х. Предшественниками и соратниками Коротаева были А.Яшин, А.Передреев, 
А.Прасолов, Н.Рубцов, Ю.Кузнецов, А.Романов. Главная тема творчества Коротаева 
— любовь к большой и малой Родине, ощущение кровной связи с Отечеством. Им 
движет чувство неразрывного единства с миром деревни, с родной землей и людьми, 
которые трудятся на ней. «Поэтический характер в поэзии Коротаева 
многосторонен. В нем юношеская жесткость и сознание долга... проникновенная 
нежность, а вместе с тем неуемность и бескомпромиссность чувств (особенно 
свойственные стихам о любви)» (Оботуров В. Всегда, Россия, о тебе... // Север. 
1969. №12. С.122). Любовная лирика Коротаева отличается повышенной 
эмоциональностью. Ранний Коротаев — «тонкий бытописатель, знаток народных 
обычаев, мастер разговорной речи. В его стихах привлекали зоркость 
художественного видения, подлинный, пусть несколько грубоватый, юмор, точность 
языка, естественность жизненных ситуаций» (Федоров И. Нет у меня иного 
счастья... // Север. 1980. №5. С.123). В то же время в первых сб. поэта критики 
отмечали некоторую декларативность, излишний публицистический пафос. 
      
Постепенно от пейзажных зарисовок и бытовых сценок поэт приходит к жизни души, 
предстает как психолог, способный запечатлеть самые тонкие нюансы нравственных 
переживаний. В зрелом творчестве Коротаева все чаще возникает образ совести, 
выражающий остроту самонедовольства и самоосуждения поэта («Дышу, словно каюсь, 
что раньше — увы! — / Тщеславно и шумно любил я Отчизну»). Перед родной 
природой он «кается в душевной глухоте и жестокости... в ней же ищет он 
утешения и очищения» (Перцовский В.— С.118). В стихотворении «Не лукавлю пред 
собой, как прежде...» поэт, некогда «закаленный партиец», перед лицом вечности 
отвергает как ложную мысль о конечности человеческой души, утверждается в вере 
в бессмертие: «Но душе / Не хочется на свалку, / Ей повыше б место / Подыскать» 
(«Единство». С.74). В поэзии Коротаева усматривали влияние С.Есенина, 
М.Лермонтова, Н.Рубцова. 
      
Коротаев обращался и к эпическим жанрам. В основе поэмы «Славянка» (1972) — 
легенда о спасении в годы войны памятника ценой жизни нескольких русских 
женщин. 
      
В 1970-80-е все ощутимее становится тревога за судьбу гибнущих деревень и 
вековой, связанной с ними культуры. «Притяжение» (1976), как и др. книги этого 
периода,— это исповедь взволнованной души, мучающейся, плачущей, жаждущей 
радости и откровений. Один из главных уроков поэзии Коротаев — «желание быть, а 
не казаться» (Харчев В. Монологи Виктора Коротаева // Север. 1978. №3. С.120). 
Книга «Вечный костер» (1984) — «попытка понять русскую народную натуру, тайну 
ее живучести, попытка поглядеть на нее трезво, а порой и беспощадно, но для 
того, чтобы окончательно уверовать в ее будущее» (Куняев С. Земная душа). 
      
Поэтическая система Коротаева близка народной песне и романсу. Коротаев умело 
использует прием повторов, фольклорную метафоричность, широко вводит в 
поэтический язык разговорную речь. Его стихам присуща поэтика контрастов: 
любовь и ненависть, жизнь и смерть, добро и зло. Чтобы привлечь внимание 
читателя, Коротаев подчас устранял излишнюю благозвучность рифм, любил игру 
интеллекта, меткость и ясность мысли. «Живое, энергичное, грубоватое ощущение 
жизни и языка согревается изнутри задушевной лирической волной» (Перцовский В.— 
С.119). 
      
Стихи этого периода овеяны болью за человеческую нищету, страдания, нищету и 
распад страны. Поэзия начала 1990-х — «это соприкосновение чуткой души поэта с 
горевыми вздохами всего российского народа. Это гнев и отрезвление от речей 
лукавых властителей» (Романов А. Дума о Викторе Коротаеве // Красный Север. 
Вологда, 1998. 16 мая). Коротаева волновало положение русского поэта. Одно из 
последних стих. «За ржавою оградой...» (1997) — вера в неистребимость 
поэтического слова в эпоху безвременья и смуты: «Звереет ветер с полюса, / У 
птиц сплошные тризны. / Но не теряют голоса / Певцы родной Отчизны». 
      
На слова В.Коротаева написаны песни «Девичья лирическая», «Марш металлургов», 
«Песенка о Вологде», «Матери рождают не солдат...». 
      
Коротаев — автор книг прозы «На свидание: Повести и рассказы» (М., 1978) и 
«Стояли две сосны» (Архангельск, 1984). Главные герои его рассказов — 
деревенские старики и старушки — характеры выносливые, несущие в себе духовный 
свет незаметного подвига жизни. В книге «Козырная дама: Почти документальная 
повесть с эпилогом о том, как убили поэта Н.М.Рубцова» (1991) Коротаев отразил 
последние годы жизни поэта, привел документы из закрытого судебного процесса 
над убийцей Рубцова. 
      
«Его голос,— пишет о К.Е.Степаненко в статье "Тяжелый хлеб едят поэты...",— 
солнечный и звонкий, то бесшабашно-разудалый, то грустно-приглушенный, иногда 
сдержанно-напряженный, а порой и набатный, но всегда искренний, проникновенный, 
сохранивший выразительность и колоритность языка простого русского народа,— не 
затерялся в поэтическом многоголосии» (Север. 1981. №11. С.128). На памятнике 
поэту в Вологде начертаны слова, которые можно считать его творческим 
завещанием: «Но Русь была, и есть, и будет / При нас, до нас и после нас!»
Литература и другие источники информации
| 
Дата последнего изменения: | 
Наверх