Козырев Михаил Яковлевич
|
Другие персоны с фамилией Козырев
Другие персоны с именем Михаил Кто родился в этот день 15.10 Кто родился в этот год 1892 |
[3(15).10.1892, г.Лихославль Тверской губ.— начало 1942, Саратов]
— поэт, прозаик.
Родился в многодетной крестьянской семье, отец занимался кузнечным ремеслом.
Младшая сестра Козырева, Антонина Яковлевна,— мать известного русского поэта
Владимира Соколова и прозаика Марины Соколовой. В автобиографии Козырев
напишет: «Читать научился сам, без посторонней помощи, и лет с четырех читал
все, что попадалось под руки» («Утренники». Пг., 1922. Кн.2. С.120). После
учебы в местной приходской школе юный Козырев поступает в Тверское реальное
училище, которое заканчивает с медалью. Писать начал с 12 лет стихи, статьи,
рассказы.
В 1909 в «Тверской газете» под псевдонимом Матвей Кредит печатаются его заметки
о жизни родного Лихославля, в том же году публикуется и первое стихотворение
Козырева.
В начале 1910-х Козырев учится в Петроградском политехническом институте на
экономическом отделении. Работать по специальности Козырев не стал. Его детское
увлечение определило дальнейшую судьбу.
С 1913 критические статьи Козырев печатаются в петроградских изданиях:
«Современник», «Современный мир», «Мечта», Он знакомится с Д.Философовым,
который вводит молодого писателя в литературную среду столицы, редактирует его
произведения и публикует в 1915 в журнале «Голос жизни» рассказ «Комната». В
Петрограде Козырев женится на поэтессе О.В.Ивойловой, выступавшей под
псевдонимом Ада Владимирова, дочери Елены Гуро.
В 1914-15 его стихи появляются в альм. «Очарованный странник», в котором в это
время сотрудничают И.Северянин, Е.Гуро, А.Владимирова, В.Хлебников, Ф.Сологуб,
3.Гиппиус.
О времени революции и Гражданской войны Козырев писал в автобиографии:
«...революция, советская служба, кочевье. Ездил, как и все, за мукой, за
картошкой, за лучшей жизнью. Можно сказать — в вагоне провел революцию,
наблюдая кочевую Русь и ее беспризорную жизнь» («Утренники». С.120). Только в
1920 Козырев сменил несколько мест работы.
В 1920 переезжает в Москву.
К 1921 написан рассказ «Крокодил. Три дня из жизни Красного Прищеповска»,
который вызывает ряд откликов в печати. Сатирико-фантастическое повествование о
неразберихе в уездном городе, в реке которого, по слухам, появился крокодил,
так и не будет опубликовано при жизни писателя (впервые — в книге: Козырев М.
Пятое путешествие Гулливера и др. рассказы. М., 1991). В 1922 выходит первая
книга Козырева («Морока. Настоящие рассказы». М., 1922), получившая высокую
оценку на страницах петроградского альманаха «Утренники».
С начала 1920-х писатель — активный участник московской литературной жизни. Он
входит в кружок «фантастических писателей» (П.Зайцев, М.Булгаков, С.Заяицкий,
Л.Леонов, В.Мозалевский).
В 1923 произведения писателя печатаются сразу в нескольких московских
альманахах: рассказ-«эпопея» «Покосная тяжба» в «Деревенских былях» и «Веселом
альманахе», рассказ «Мертвое тело» в «Современниках», «Повесть о том, как с
Андреем Петровичем ничего не случилось» в «Возрождении», роман «Неуловимый
враг» в «Недрах». В это же время Козырев — член редколлегии еженедельника
«Сегодня», позже принимает участие в журнале «Новая Россия».
С 1922 Козырев работает секретарем в салоне-предприятии «Никитинские
субботники». Здесь выступают А.Белый, М.Булгаков, Л.Леонов, М.Пришвин и др. На
заседаниях обсуждаются многие повести, рассказы, пьесы Козырева (в их числе
«Поручик Журавлев», «Мистер Бридж», «Инвалид Чуфыркин», отрывок из романа
«Девушка из усадьбы», комедия «Балласт» и др.). Некоторые из них потом вошли в
многочисленные сборники, выпущенные издательством «Никитинских субботников», и
в 4-томное СС (1928).
В 1923-27 на страницах сатирико-юмористических изданий («Крокодил», «Бегемот»,
«Лапоть», «Смехач», «Пушка», «Заноза», «Красный перец» и др.) появляются
заметки, анекдоты, рассказы и фельетоны, подписанные различными псевдонимами
Козырева (Беберий, Ганюша Беберя, Большой Фома, Матвей Кредит, Лузга Александр,
Михаил Мухин).
С 1926 писатель работает секретарем в журнале «Лапоть». Специфика издания для
крестьянства наложила отпечаток и на произведения Козырева. Он активно
использует сказку (серия «сказки-складки про наши непорядки»), анекдот («на
завалинке»), загадку, гадание. Фольклорные и церковные («Самоновейшие святцы»)
жанры автор наполняет сатирическим, злободневным содержанием. Мн. рассказы
сюжетно и идейно просты, нравоучительны, с наивным оптимизмом концовки
(«Кулак», «Штрафовщики», «Слово»); они ориентированы на крестьянскую аудиторию
и на актуальные для деревни темы: выборы в сельсовет, взаимоотношения
крестьянина с начальством, проникновение городских реалий (бюрократизм,
кооперация, спекуляция) в жизнь деревни, и конечно, старый и новый быт:
«Никаких изменений! Да, наш быт стоит на мертвой точке, чтобы все переделать,
надо сто революций» (По-новому // Муравейник. Веселые рассказы. М., 1926. С.5).
Возможно, «устав от деревенских тем» (признание в письме И.Кремлеву-Свэну —
РГАЛИ. Ф.600. Оп.2. Ед.хр.166) и поссорившись с А.Григоровичем (редактор
журнала «Лапоть»), Козырев уходит из журнала, начинает сотрудничать с
«Бегемотом», а чуть позже занимает должность заведующего редакцией «Крокодила».
Наиболее важные темы произведений, печатавшихся в «рабочих» журналах: личность
и документ («Человек с документами», «Покойник»), бюрократизм («Музей»,
«Щетка»), ломка языка («Засорение», «Язык образца 1924 года», «Приставки»),
современная беллетристика («Через сто лет»), журналистская работа («Газета»,
«Репортер Володин», «Хорошая пьеса», «Мытарства», «Красный журнал»). В серии
«Библиотек» юмористических журналов выходят его книги: «Б-ка "Лаптя"» выпускает
сборник рассказов «Гражданин Репкин» (М., 1926), «Коробочка» (М., 1927); «Б-ка
"Смехача"» — «Товарищ из центра» (М., 1928); «Б-ка "Бегемота"» —
«Необыкновенные истории» (М., 1927). Его произведения иллюстрируют известные
карикатуристы — Кукрыниксы, К.Елисеев, М.Черемных, А.Романов.
Критика 1920-х (как в России, так и в эмиграции) не оставляет без внимания
стихотворные и прозаические опыты писателя. Известный критик Н.Осинский на
страницах газеты «Правда» рекомендует прозу Козырев массовому читателю (Побеги
травы. Заметки читателя // Правда. 1922. 30 апр.). Литературный портрет
Козырева-поэта появляется в известной книге Б.Гусмана «Сто поэтов» (Тверь,
1923): «Михаил Козырев знает, как это трудно — извлечь из запыленных городом
душ таящиеся в них подлинные радости и муки...» (С.139). В далекой Италии
замечает Козырева-прозаика М.Горький; в письме Вл. Ходасевичу от 13 авг. 1925
он упоминает Козырева в числе литераторов, активно работающих в Москве,
благосклонно отзывается о его рассказе «Мистер Бридж». А.Воронский признает
Козырева талантливым беллетристом. На страницах журнала «Книгоноша», «Красная
новь», «Печать и революция», «Огонек» регулярно печатаются рецензии на книги
Козырева. Порой автор обвиняется в мелкотемье (А.Вайсброд), в равнодушном
отношении к действительности (Ф.Ж., В.Гольцев), поверхностности (А.Палей),
подражательности (Н.Барютин). Иногда отзывы прямо противоположны:
подчеркивается глубокий социальный анализ, добродушный мягкий юмор
(А.Вайсброд), «подкупающая прямота» и свежесть взгляда (Огонек. 1927. №37.
С.2), оригинальность стиля (В. Львов-Рогачевский).
С середины 1920-х Козырев работает над повестью «Ленинград», пытается
опубликовать ее. Однако выйдет в свет она лишь в 1991 (Завтра. Фантастический
альм. М., 1991. Вып.2. С.118-162). Временной акцент первоначального названия
(«1950») Козырев заменил пространственным, откликаясь на события тех лет
(переименование Петрограда) и подключаясь к традиции петербургской темы русской
литературы. В эти годы к феномену Петербурга-Ленинграда обращаются А.Грин,
Е.Замятин, К. Вагинов, А.Толстой и др. Козырев, используя традиционные
петербургские мотивы (маленький человек и государство,
территориально-социальное разделение городского пространства, мотив
преступления и наказания, спасения, сна, мотив карточной игры), наполняет их
исключительно сатирическим содержанием, выстраивая весь образ города как
перевернутое, искаженное отражение старого. Проснувшийся через 37 лет
революционер наблюдает «воплощение» собственных идеалов. Вместо религии —
идеология с иконами вождей, исповедником-политруком и литургиями-собраниями в
клубе, вместо дворянской молодежи — верхушка привилегированных рабочих. Во всем
царит классовый подход, суд совести заменен социальным, свобода печати — все
переписывающей цензурой, книги шаблонны, меблировка комнат «рабочих» —
одинакова, досуг — однообразен. В борьбе с системой герой прибегает к старым,
подпольным средствам, однако подготовленный им мятеж подавлен, а сам он
арестован. Бесперспективность социальных переворотов без перевоспитания
человека отстаивает идейный противник героя, философ с толстовскими чертами.
В 1930-е Козырев переживает «таянье славы», его произведения печатаются все
реже. Писатель принимает участие в коллективном романе «Инженер Гвоздев (Роман
с идеологией)». Продолжается сотрудничество Козырева с И.Свэном, в соавторстве
с которым в 1920-х были написаны драматические произведения («Балласт», «Дом
сумасшедших», «После грозы»). В 1930-х их совместному перу принадлежат роман
«Город энтузиастов», стихотворение «Молодой артиллерист», «Бьется сердце
молодое», песня «Найти».
В 1936 Козырев работает над антиутопией «Пятое путешествие Гулливера»,
стилизованным продолжением романа Дж.Свифта. В Юбераллии, «лучшей из стран
мира», легко угадываются черты фашистской Германии (борьба «высшей» расы с
«низшими», кресты на рукавах и касках солдат, сожжение книг, былая слава
университетов и др.).
В 1937 один из рецензентов рекомендовал книгу для юношества, однако при жизни
автора она так и не была опубликована.
В 1940 Козырев пишет роман «Рост» о жизни деревни после революции: «Мало чем
изменился быт основной деревенской массы: получив давно ожидаемую прирезку,
многие, подобно Назару, решили, что тут и кончилась революция, и только
отмахнулись от требований власти ответить на эту прирезку подъемом хозяйства»
(РГАЛИ. Ф. 2230. Оп.1. Ед.хр.11).
В 1941 Козырев был объявлен «врагом народа» и арестован; его книги стали
изыматься из библиотек. Он погиб в саратовской тюрьме в начале 1942. Родные,
жившие в то время неподалеку, о его смерти узнали лишь годы спустя. Исчез
русский писатель, запретили его книги, однако песни на его стихи, анонимные,
считавшиеся народными, с удовольствием пели советские люди («Называют меня
некрасивою...», «Недотрога», «Газовая косынка» и др.). Козырев был восстановлен
в СП 10 июня 1963, однако его имя вернулось в историю литературы только в конце
XX в.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх