Клещенко Анатолий Дмитриевич
|
Другие персоны с фамилией Клещенко
Другие персоны с именем Анатолий Кто родился в этот день 14.03 Кто родился в этот год 1921 |
[14.3.1921, д. Поройки Мологского уезда Ярославской губ.— 9.12.1974, с. Ключи
Елизовского р-на Камчатской обл.; похоронен в пос. Комарово Ленинградской обл.]
— поэт, прозаик.
Сын художника, в 1930-е вынужденного работать в ленинградских типографиях.
Значительное влияние на Клещенко имел его двоюродный брат Б.И.Коплан
(1898-1941) — видный литературовед, крупнейший специалист по истории русской
литературы XVIII в., поэт, ученый секретарь и ученый хранитель Пушкинского
Дома, арестованный в 1929 по «академическому делу» и до конца 1933 находившийся
в ссылке.
В 1932 Клещенко решил бежать в Америку, добрался до Молдавии, где почти год
обучался в таборе цыганским премудростям.
В 1933 Клещенко был найден отцом и отвезен в Киев учиться живописи; с осени
1934 — в Ленинграде.
С 12-летнего возраста Клещенко писал стихи, мечтал стать профессиональным
поэтом; вершиной поэзии Клещенко считал «Москву кабацкую» С.Есенина.
Поэтическая увлеченность познакомила его в 1936 с А.Ахматовой, а также с
Б.Корниловым, который ввел его в круг литературной богемы и познакомил юного
поэта со всеми злачными местами Ленинграда.
В 1937 Клещенко поступил на заочное отделение филологического факультета ЛГУ;
сотрудник отдела литературы и искусства газеты «Смена». Первая публикация в
1937.
С 1938 Клещенко входил в литературную группу «Смена» при СП (руководитель
А.Гитович; среди участников — В.Шефнер, И.Михайлов, А.Чивилихин, С.Ботвинник,
Н.Новоселов и др.). Программным для Клещенко стало стихотворение «Вийон читает
стихи» (Литературный современник. 1940. №5-6. С.133) — в дальнейшем на всех
этапах своей жизни Клещенко сопоставлял свою судьбу с участью Ф.Вийона.
13 февр. 1941 по доносу Н.Новоселова Клещенко вместе с тремя товарищами был
арестован; не зная причин ареста, Клещенко продолжал считать его своим другом и
в дальнейшем слал ему из заключения письма. Реальной виной Клещенко явилось
написание антисталинских стихов, изъятых у него при обыске; его подельникам
вменялось в вину недонесение — следователь же обвинил их в создании
контрреволюционной молодежной фашистской организации, ориентированной на
Германию и искавшей связь с «троцкистско-зиновьевским подпольем».
20 мая 1941 Трибунал Ленинградского военного округа судил Клещенко по ст.17 и
58-8 (подстрекательство к совершению террористического акта), 58-10
(антисоветская агитация и пропаганда) и 58-11 (организационная деятельность,
направленная к совершению контрреволюционного преступления) УК РСФСР. «На суде
Клещенко открыто заявил о своем протесте сталинской эпохе, признал себя
виновным в том, что был поэтом, требовал освободить ни в чем не повинных ребят,
проходивших по его делу» (Юность. 1989. №6. С.62). Клещенко был приговорен к 10
годам заключения и 5 годам поражения в правах; приговор был утвержден
определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 27 июня 1941.
В авг. 1941 Клещенко был этапирован в Севураллаг, затем отбывал заключение в
Красноярском крае. «Дважды пытался бежать, один раз организовал побег целому
лагерю» (Там же). После отбытия срока в 1951 был оставлен художником в клубе,
затем поселился в отстоящей на 25 км заимке сторожить колхозное сено. Раз в
месяц приходя отмечаться в комендатуру, пополнял припасы и приносил на продажу
«ковры» с лебедями и томными красавицами.
Осенью 1956 Клещенко вернулся в Ленинград. Родители Клещенко и семья
Б.И.Коплана погибли в первую блокадную зиму. До осени 1961 Клещенко не имел
жилья и с семьей жил на хуторах Ленинградской, Новгородской и Псковской обл.
20 авг. 1957 Клещенко был реабилитирован «за недоказанностью обвинения».
Благодаря помощи А.И.Гитовича в свет вышли два стихотворных сборника Клещенко
«Гуси летят на север» (Л., 1957) и «Добрая зависть» (Л., 1958), а также
подготовленный им вместе с Л.Н.Гумилевым сборник переводов с китайского
«Тибетские народные песни» (Л., 1958).
В 1958 Клещенко был принят в СП. Невозможность зарабатывать на жизнь поэзией
вынудила Клещенко обратиться к дотоле незнакомой ему прозе, сразу же обратившей
на себя доброжелательное внимание критики. «Он много и с удовольствием стал
работать, с легкостью перенесясь воображением в привычный для него мир тайги и
небольших таежных поселков, где все за дальностью расстояния и времени стало
полным поэзии, простым и понятным» (Распятые. С.100). Рассказы Клещенко охотно
стали публиковать как ленинградские (Звезда. 1958. №4; 1959. № 2, 3, 9, 10;
1960. №7; Нева. 1959. №6), так и столичные (Новый мир. 1959. №34) журналы;
сборник «Избушка под лиственницами» (Л., 1959; переизд.: Л., 1961) сделал имя
Клещенко известным в литературном мире.
В 1961 Клещенко впервые обзавелся собственным жильем, получив квартиру в
писательском доме.
Первая половина 1960-х — расцвет творчества Клещенко. Вслед за повестями
«Распутица кончается в апреле» (Звезда. 1961. №5) и «Когда расходится туман»
(Звезда. 1962. №7) Клещенко пробует свои силы в приключенческой прозе для
юношества (Без выстрела. Л., 1963); имя Клещенко становится известным в широких
читательских кругах; сборники прозы Клещенко выдерживают несколько переизданий.
Успех повестей Клещенко во многом обусловлен их тематикой: на фоне
благополучной современной ему литературы, герои которой занимаются лишь
нравственными исканиями да спорами о физике и лирике, советский читатель с
изумлением узнавал о своих современниках-соотечественниках, которые трудятся в
экстремальных природных условиях, воскрешающих в памяти жизнь героев Джека
Лондона. «В повестях Клещенко действие происходит, как правило, в лесной
глухомани, где каждый день жизни требует от людей немалых усилий физических и
нравственных; ценность человеческой личности выявляется не в манерах и
репутации, а в поступках; спрос с человека иной, чем в обжитых местностях с
устоявшимся бытом» (Горышин Г.— С.9).
В 1963 Клещенко переехал в Комарово на литературно-фондовскую дачу по соседству
с А.Ахматовой. Летом уезжал в Заполярье рабочим геологоразведочных партий.
Клещенко осознавал свою внутреннюю несовместимость с литературной средой
Ленинграда конца 1960-х. По мнению современного критика, Клещенко «портил игру
преуспевающим либералам, делавшим вид, будто все меняется к лучшему, хотя в
лучшем случае не менялось ничего или менялось к худшему — таково было
шестидесятническое двоемыслие, пышный ренессанс которого именуется гласностью»
(Микушевич В.— С.139). Дружеские отношения связывали Клещенко, помимо
А.Ахматовой, с О.Берггольц, А.Гитовичем, В.Шефнером, И.Михайловым, Г.Горышиным;
в целом же жизнь писательского мира была от него далека.
В авг. 1968 Клещенко переехал в Петропавловск-Камчатский, где стал работать
охотинспектором Елизовского р-на и завершил повесть «Это случилось в тайге»
(Л., 1969). «Подолгу пропадал в тайге, где чувствовал себя полным хозяином.
Осенью 1974 года он сильно простудился на промысле соболя. До ближнего поселка
Ключи его напарник тащил больного Клещенко несколько десятков километров по
таежному бездорожью на волокуше. Клещенко надрывно кашлял, очень ослаб. Но в
больнице не оказалось нужного лекарства, а вертолет доставить его из
Петропавловска-Камчатского не смог из-за разыгравшейся непогоды» (Распятые.
С.102) . Ослабший после перенесенного на ногах в тайге воспаления легких
Клещенко скончался в сельской больнице.
Похоронен близ глубокочтимой им А.Ахматовой.
Посмертно были переизданы два сборника прозы Клещенко и однотомник его стихов с
предисловием В.Шефнера. Интерес к творчеству Клещенко вновь появился на рубеже
1980-90-х, когда были опубликованы его антисталинские стих, и лагерная лирика.
Подготовленный в 1990 корпус поэтических текстов Клещенко «Вийон читает стихи»
света не увидел. Неизданным остаются также и значительный по объему массив
написанного им в камчатские годы (в т.ч. дневники). Несмотря на бесспорную
значимость творчества Клещенко в истории русской литературы, оно никогда не
являлось объектом изучения.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх