Киреевский Пётр Васильевич
|
Другие персоны с фамилией Киреевский
Другие персоны с именем Пётр Кто родился в этот день 23.02 Кто родился в этот год 1808 |
- фольклорист, публицист, археограф, исследователь древнеруской культуры.
Род. в с.Долбино Лихвинского уезда Калужской губ. Семья Киреевских принадлежала к старинному дворянскому роду. Сын А.П.Елагиной, брат И.В.Киреевского.
Получил прекрасное домашнее воспитание, проходившее по программам, составленным В.А.Жуковским. Помимо славянских, говорил и писал еще на семи языках. Мировоззрение молодого Киреевского формировалось под влиянием кружка любомудров (одним из основателей которого был его брат И.В.Киреевский), высказываний В.Кюхельбекера о народности русской литературы, о том, что песни и сказания народа являются чистейшими источниками отечественной словесности. Не последнюю роль сыграло и влияние матери, считавшей, что "усовершенствование наук - еще не главное; ум - только второе отделение души, нужно усовершенствовать душу и не дать ей спать".
В 1829 вслед за братом едет в Германию. Становится студентом Мюнхенского университета, слушает лекции Ф.Шеллинга, имеет с ним личные беседы. Увлекся философией и даже вел "Философский дневник", показывающий его интерес к диалектике ("Все вместе причина и действие; конечная причина смыкается с конечным действием. Поэтому всякая истина относительна, но относительность не противоречит действительности").
При содействии Жуковского поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, прослужил до 1835.
В 1831 Киреевский обратился к главному делу своей жизни, продолжавшемуся до самой его смерти. Обладая обширными знаниями в области литературы, истории, философии, Киреевский всю свою одинокую жизнь посвятил собранию народных песен, видя в своей песенной "коллекции" живую истину, представленную самой жизнью народа в ее исторической цельности. Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин, А.В.Кольцов, В.И.Даль и др. передавали ему записанные ими песни. Итогом исследований К. стало знаменитое "Собрание русских песен" 1827-1828 гг.
В 1837 поселяется в Киреевской слободке под Орлом, откуда ездит в экспедиции за песнями.
Умер в своей дер. Киреевская Слобода, похоронен в Оптиной пустыни.
Определившись уже в молодости как славянофил, уверовавший в "великое значение русского народа", Киреевский решает посвятить себя воссозданию его духовной основы, великого "предания", с наибольшей полнотой отразившегося, как он считает, в народных песнях. В "предании" К. видит альтернативу "беспамятности", "чаадаевщине", в которой, по Киреевскому, индивидуалистическое начало нашло свое крайнее выражение в ругани над "могилами отцов".
В статье "О древней русской истории. Письмо к М.П.Погодину" Киреевский выступает с критикой норманнской теории происхождения государственности на Руси и показывает развитие родового быта и самоуправление у древних славян; он противопоставляет тезису о терпении и смирении как доминантных чертах национального характера и бытия взгляд, согласно которому решающее значение в отечественной истории имели сила, энергия, благородство народа. Целостность, "внутренний порядок" славянского мира держались, по Киреевскому, "не единством управления, а больше взаимным сочувствием, выходящим из единства быта и рождающим единство потребностей". С этим связывалось и отсутствие личной земельной собственности, принадлежность земли целой общине (деревне или городу), что Киреевский считал особенностью всех славянских народов. (См.: СМ. Сергиев. "БСРП". Т.II. С.538-540; О.Волкогонова. "РФ." С. 256-257; "Ф.М.В.С.". С.134.)
Мать - Киреевская Авдотья Петровна [22.01.1789-13.06.1877] - хозяйка литературно-философского салона, переводчица
Братья/Сёстры:
Киреевский Иван Васильевич [03.04.1806-23.06.1856] - один из виднейших представителей славянофильства
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх