| 
Кауфман Давид Самуилович  
 | 
| Другие персоны с фамилией Кауфман Другие персоны с именем Давид Кто родился в этот день 01.06 Кто родился в этот год 1920 | 
      
[1.6.1920, Москва — 23.2.1990, Таллин; похоронен в эстонском городе Пярну на Лесном кладбище] 
      
 — поэт. 
      
В 1938-41 учился в ИФЛИ. Участник Великой Отечественной войны. Печататься начал в 1941: в журнале 
«Октябрь» (№3) в подборке «Поэзия студентов Москвы», организованной И.Сельвинским, было 
опубликовано под его настоящей фамилией (псевдоним в память об отце появился после войны) 
стихотворение «Охота на мамонта». Первый сборник стихов «Ближние страны» вышел в 1958. За ним 
последовали: «Второй перевал» (1963), «Дни» (1970), «Равноденствие» (1972), «Волна и камень» (1974), 
«Весть» (1978), «Избранное» (1980), «Залив», «Улица Тооминга», «Линии руки» (все — 1981), «Времена. 
Книга поэм» (1983), «Стихотворения» (1985), «Беатриче» и «Горсть» (1989), двухтомник «Избранные 
произведения» (1989) и др. 
      
Поэтическое мировосприятие и стиль Самойлова, основанные на глубоком чувстве истории и 
преемственности культурных традиций, являются в основном реалистическими, с некоторой долей 
фантастического романтизма, родственными главным образом гармоническому мировосприятию и стилю 
Пушкина и Ахматовой. Самойлов и современность воспринимает как историю. Он не идет по горячим 
следам событий и тем более не стремится опередить время; ему «обычно необходим хронологический 
разрыв, и значительный, между впечатлением и его поэтическим воплощением» (Боевский С.— С.69) для 
того, чтобы субъективно воспринятое и пережитое несколько отстранилось, обрело внутренний строй и 
внешнюю рельефность, свойства исторического объекта. Именно потребность во временной дистанции 
объясняет, почему первая книга поэта вышла только 13 лет спустя после войны, почему проходят годы 
между появлением его первой и второй, второй и третьей книг, почему, наконец, Самойлов количеству 
опубликованных произведений предпочитает их качество. 
      
Ключевым, заглавным стихотворением поэта, его художественным паролем стало стихотворение 
«Сороковые», которым открывалась книга «Второй перевал»: «Сороковые, роковые, / Военные и 
фронтовые, / Где извещенья похоронные / И перестуки эшелонные. / Гудят накатанные рельсы. / 
Просторно. Холодно. Высоко. / И погорельцы, погорельцы / Кочуют с запада к востоку...» Рок, 
неотвратимая судьба, несущая гибель человеку,— важнейший атрибут трагедии. Панорама трагических 
«сороковых, роковых» дана Самойловым в движении, ход которого, слышится в рокочущем перестуке 
вагонных колес, выразительно переданном в звуковой инструментовке стиха. Три безличных 
предложения: «Просторно. Холодно. Высоко» — говорят о том, что происходящее трагическое событие, 
при всех своих неисчислимых утратах и бедах, относится к числу высоких трагедий, т. е. поэт косвенно, 
иносказательно дает понять, что идет война великая, освободительная. По контрасту с высоким, 
трагическим, движущимся историческим событием себя поэт рисует в статике и с бытовыми, будничными 
подробностями: «А это я на полустанке / В своей замурзанной ушанке, / Где звездочка не уставная, / А 
вырезанная из банки. / Да, это я на белом свете, / Худой, веселый и задорный. / И у меня табак в кисете, / 
И у меня мундштук наборный. / И я с девчонкой балагурю, / И больше нужного хромаю, / И пайку надвое 
ломаю, / И все на свете понимаю». В отличие от трагического фона, настроение молодого бойца, только 
что выписавшегося из госпиталя и ждущего, вероятно, новой отправки на фронт, непринужденно и 
жизнерадостно. Герой противостоит смерти своей физической молодостью, своим юношеским 
жизнелюбием, которые в данном случае приобретают бытийный характер. Такое мировосприятие в общих 
чертах сохранится и в последующем творчестве поэта. 
      
С первых же шагов поэзии Самойлов обращается и к более отдаленному историческому прошлому России, 
причем это национальное прошлое олицетворяется для него не столько именами царей и политических 
деятелей, сколько именами любимых поэтов: Державина, Батюшкова, Пушкина, Дельвига, Блока. Еще в 
первой книге поэта критика отметила глубокое постижение духа и смысла исторического прошлого в 
небольшом цикле «Стихи о царе Иване». В книге «Дни» появляются шедевры исторической поэзии 
Самойлова: стихотворение «Пестель, Поэт и Анна» и «Блок. 1917». В первом из них, давая выразительную 
характеристику Пестелю и Пушкину, Самойлов показал различие в восприятии и постижении жизни 
политиком и поэтом: Пестель, считающий, по словам Пушкина, что любовь «полезна лишь для граждан 
умноженья», постигает жизнь разумом, а Пушкин — сердцем, и его восприятие оказывается полнее, богаче 
и глубже, чем у однолинейного политика Пестеля. 
      
В стихотворении «Блок. 1917» Самойлов достаточно верно передал восприятие событий 1917 автором 
гениальной и пророческой поэмы «Двенадцать». Воспринимая революцию, Блок, по словам Самойлова 
«видел ангела, звезду, / Он слышал флейту, и на льду / Невы он видел полынью / Рождественской 
купелью». Однако в отличие от евангельского Рождества революционное рождество 1917 оказалось 
странным и ледяным, и эта странность заключалась главным образом в том, что теперь евангельские ясли 
оказались пустыми. Если говорить языком блоковской поэмы, то это значит, что свобода пришла «без 
креста», а революционное рождество — без Христа, и в этом один из источников трагедии 
революционного народа. Революционное рождество с пустыми яслями, без Христа, духовно неполноценно 
и чревато трагическими последствиями. Стихотворение Самойлова заканчивается картиной, 
изображающей, как метель заносит рождественскую купель революции: «На город с юга шла метель. / 
Замолкли ангел и свирель. / Снег запорашивал купель. / И все в снегу затмилось...» 
      
Со временем, кроме исторической поэзии, в творчестве Самойлова все большую роль начинает играть 
лирика пейзажная, медитативная, философская и любовная. Незадолго до смерти поэт предается 
размышлениям о любви в цикле «Беатриче», изданном сначала отдельно (Таллин, 1989), а затем вошедшем 
в книгу стихов «Горсть» (1989). 
      
Лирика Самойлова в своем развитии постоянно тяготела, с одной стороны, к медитативности, а с другой — 
к повествовательности. Тяготение к повествовательности объясняет, почему поэт на протяжении всей 
своей творческой жизни плодотворно работал в жанре драматической поэмы. Поэмы С. связаны в основном 
с излюбленными им историческими темами: недавней истории — войне и послевоенному времени 
посвящены поэмы «Ближние страны», «Чайная», «Снегопад» и «Юлий Кломпус», послепетровским 
временам — «Сухое пламя» и «Сон о Ганнибале», эпохе Александра I и декабристов — «Струфиан». 
Неопределенны по времени действия «Цыгановы», «Последние каникулы» и «Старый Дон-Жуан». Весьма 
интересна по содержанию и по форме эпико-буколическая поэма, или, по-другому, эпическая идиллия 
«Цыгановы», в которой Самойлов попытался показать бытийные основы крестьянской жизни и 
положительные стороны русского национального характера. 
      
Большое место в творчестве Самойлова принадлежит переводам из польской, сербской, украинской, 
литовской, латвийской, эстонской, болгарской поэзии, из произведений Л.Арагона, Г.Аполлинера, Брехта, 
Ф.Г.Лорки, Н.Хикмета и др. поэтов. Небольшая часть переводов Самойлова вошла в его сборник 
«Поэты-современники» (1963), вышедший в серии «Мастера поэтического перевода». 
      
Немалый интерес представляет проза поэта, составившая книгу «Памятные записки» (1995). Здесь дан 
богатый автобиографический материал, осмысление литературной жизни, в особенности той, участником 
которой был сам Самойлов. Среди воспоминаний о молодых поэтах фронтового поколения выделяется 
очерк «Друг и соперник», посвященный Б.Слуцкому. Содержательны заметки об А.Ахматовой, 
Б.Пастернаке, П.Антокольском, И.Эренбурге, Н.Заболоцком, М.Петровых, Вс.Иванове, А.Солженицыне и 
др. писателях.
Литература и другие источники информации
| 
Дата последнего изменения: | 
Наверх