Кауфман Давид Самуилович
|
Другие персоны с фамилией Кауфман
Другие персоны с именем Давид Кто родился в этот день 01.06 Кто родился в этот год 1920 |
[1.6.1920, Москва — 23.2.1990, Таллин; похоронен в эстонском городе Пярну на Лесном кладбище]
— поэт.
В 1938-41 учился в ИФЛИ. Участник Великой Отечественной войны. Печататься начал в 1941: в журнале
«Октябрь» (№3) в подборке «Поэзия студентов Москвы», организованной И.Сельвинским, было
опубликовано под его настоящей фамилией (псевдоним в память об отце появился после войны)
стихотворение «Охота на мамонта». Первый сборник стихов «Ближние страны» вышел в 1958. За ним
последовали: «Второй перевал» (1963), «Дни» (1970), «Равноденствие» (1972), «Волна и камень» (1974),
«Весть» (1978), «Избранное» (1980), «Залив», «Улица Тооминга», «Линии руки» (все — 1981), «Времена.
Книга поэм» (1983), «Стихотворения» (1985), «Беатриче» и «Горсть» (1989), двухтомник «Избранные
произведения» (1989) и др.
Поэтическое мировосприятие и стиль Самойлова, основанные на глубоком чувстве истории и
преемственности культурных традиций, являются в основном реалистическими, с некоторой долей
фантастического романтизма, родственными главным образом гармоническому мировосприятию и стилю
Пушкина и Ахматовой. Самойлов и современность воспринимает как историю. Он не идет по горячим
следам событий и тем более не стремится опередить время; ему «обычно необходим хронологический
разрыв, и значительный, между впечатлением и его поэтическим воплощением» (Боевский С.— С.69) для
того, чтобы субъективно воспринятое и пережитое несколько отстранилось, обрело внутренний строй и
внешнюю рельефность, свойства исторического объекта. Именно потребность во временной дистанции
объясняет, почему первая книга поэта вышла только 13 лет спустя после войны, почему проходят годы
между появлением его первой и второй, второй и третьей книг, почему, наконец, Самойлов количеству
опубликованных произведений предпочитает их качество.
Ключевым, заглавным стихотворением поэта, его художественным паролем стало стихотворение
«Сороковые», которым открывалась книга «Второй перевал»: «Сороковые, роковые, / Военные и
фронтовые, / Где извещенья похоронные / И перестуки эшелонные. / Гудят накатанные рельсы. /
Просторно. Холодно. Высоко. / И погорельцы, погорельцы / Кочуют с запада к востоку...» Рок,
неотвратимая судьба, несущая гибель человеку,— важнейший атрибут трагедии. Панорама трагических
«сороковых, роковых» дана Самойловым в движении, ход которого, слышится в рокочущем перестуке
вагонных колес, выразительно переданном в звуковой инструментовке стиха. Три безличных
предложения: «Просторно. Холодно. Высоко» — говорят о том, что происходящее трагическое событие,
при всех своих неисчислимых утратах и бедах, относится к числу высоких трагедий, т. е. поэт косвенно,
иносказательно дает понять, что идет война великая, освободительная. По контрасту с высоким,
трагическим, движущимся историческим событием себя поэт рисует в статике и с бытовыми, будничными
подробностями: «А это я на полустанке / В своей замурзанной ушанке, / Где звездочка не уставная, / А
вырезанная из банки. / Да, это я на белом свете, / Худой, веселый и задорный. / И у меня табак в кисете, /
И у меня мундштук наборный. / И я с девчонкой балагурю, / И больше нужного хромаю, / И пайку надвое
ломаю, / И все на свете понимаю». В отличие от трагического фона, настроение молодого бойца, только
что выписавшегося из госпиталя и ждущего, вероятно, новой отправки на фронт, непринужденно и
жизнерадостно. Герой противостоит смерти своей физической молодостью, своим юношеским
жизнелюбием, которые в данном случае приобретают бытийный характер. Такое мировосприятие в общих
чертах сохранится и в последующем творчестве поэта.
С первых же шагов поэзии Самойлов обращается и к более отдаленному историческому прошлому России,
причем это национальное прошлое олицетворяется для него не столько именами царей и политических
деятелей, сколько именами любимых поэтов: Державина, Батюшкова, Пушкина, Дельвига, Блока. Еще в
первой книге поэта критика отметила глубокое постижение духа и смысла исторического прошлого в
небольшом цикле «Стихи о царе Иване». В книге «Дни» появляются шедевры исторической поэзии
Самойлова: стихотворение «Пестель, Поэт и Анна» и «Блок. 1917». В первом из них, давая выразительную
характеристику Пестелю и Пушкину, Самойлов показал различие в восприятии и постижении жизни
политиком и поэтом: Пестель, считающий, по словам Пушкина, что любовь «полезна лишь для граждан
умноженья», постигает жизнь разумом, а Пушкин — сердцем, и его восприятие оказывается полнее, богаче
и глубже, чем у однолинейного политика Пестеля.
В стихотворении «Блок. 1917» Самойлов достаточно верно передал восприятие событий 1917 автором
гениальной и пророческой поэмы «Двенадцать». Воспринимая революцию, Блок, по словам Самойлова
«видел ангела, звезду, / Он слышал флейту, и на льду / Невы он видел полынью / Рождественской
купелью». Однако в отличие от евангельского Рождества революционное рождество 1917 оказалось
странным и ледяным, и эта странность заключалась главным образом в том, что теперь евангельские ясли
оказались пустыми. Если говорить языком блоковской поэмы, то это значит, что свобода пришла «без
креста», а революционное рождество — без Христа, и в этом один из источников трагедии
революционного народа. Революционное рождество с пустыми яслями, без Христа, духовно неполноценно
и чревато трагическими последствиями. Стихотворение Самойлова заканчивается картиной,
изображающей, как метель заносит рождественскую купель революции: «На город с юга шла метель. /
Замолкли ангел и свирель. / Снег запорашивал купель. / И все в снегу затмилось...»
Со временем, кроме исторической поэзии, в творчестве Самойлова все большую роль начинает играть
лирика пейзажная, медитативная, философская и любовная. Незадолго до смерти поэт предается
размышлениям о любви в цикле «Беатриче», изданном сначала отдельно (Таллин, 1989), а затем вошедшем
в книгу стихов «Горсть» (1989).
Лирика Самойлова в своем развитии постоянно тяготела, с одной стороны, к медитативности, а с другой —
к повествовательности. Тяготение к повествовательности объясняет, почему поэт на протяжении всей
своей творческой жизни плодотворно работал в жанре драматической поэмы. Поэмы С. связаны в основном
с излюбленными им историческими темами: недавней истории — войне и послевоенному времени
посвящены поэмы «Ближние страны», «Чайная», «Снегопад» и «Юлий Кломпус», послепетровским
временам — «Сухое пламя» и «Сон о Ганнибале», эпохе Александра I и декабристов — «Струфиан».
Неопределенны по времени действия «Цыгановы», «Последние каникулы» и «Старый Дон-Жуан». Весьма
интересна по содержанию и по форме эпико-буколическая поэма, или, по-другому, эпическая идиллия
«Цыгановы», в которой Самойлов попытался показать бытийные основы крестьянской жизни и
положительные стороны русского национального характера.
Большое место в творчестве Самойлова принадлежит переводам из польской, сербской, украинской,
литовской, латвийской, эстонской, болгарской поэзии, из произведений Л.Арагона, Г.Аполлинера, Брехта,
Ф.Г.Лорки, Н.Хикмета и др. поэтов. Небольшая часть переводов Самойлова вошла в его сборник
«Поэты-современники» (1963), вышедший в серии «Мастера поэтического перевода».
Немалый интерес представляет проза поэта, составившая книгу «Памятные записки» (1995). Здесь дан
богатый автобиографический материал, осмысление литературной жизни, в особенности той, участником
которой был сам Самойлов. Среди воспоминаний о молодых поэтах фронтового поколения выделяется
очерк «Друг и соперник», посвященный Б.Слуцкому. Содержательны заметки об А.Ахматовой,
Б.Пастернаке, П.Антокольском, И.Эренбурге, Н.Заболоцком, М.Петровых, Вс.Иванове, А.Солженицыне и
др. писателях.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх