Карсавин Лев Платонович
|
Другие персоны с фамилией Карсавин
Другие персоны с именем Лев Кто родился в этот день 13.12 Кто родился в этот год 1882 |
- философ, историк-медиевист, культуролог, поэт.
Род. в Петербурге, в семье балетмейстера.
В 1906 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета.
Командирован за границу, работал в библиотеках и архивах Франции и Италии (1910-1912).
Защитил магистерскую диссертацию - "Очерки религиозной жизни в Италии XII - XIII веков".
С 1913 - экстраординарный профессор Петербургского университета.
Доктор исторических наук.
Докторская диссертация - "Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках, преимущественно в Италии".
В 1916 получил редкую для несвященника (мирянина) степень доктора богословия в Петербургской Духовной академии.
В 1922 выслан из России. Жил в Берлине, затем (с 1926) в Париже. Принимал участие в деятельности Религиозно-философской академии, созданной Н.А.Бердяевым. Переезжает в Литву.
С 1928 занимает кафедру всеобщей истории в Ковенском университете (Каунас).
С 1931 начинает издавать (по-литовски) многотомное сочинение "История европейской культуры", которое не успел завершить.
В 1940 переезжает из Каунаса в Вильнюс вслед за университетом.
В 1945-1946 его педагогическая деятельность ограничивается единственным курсом - эстетикой, а затем он отстраняется от преподавания; некоторое время работает директором Исторического музея.
В конце 1947 (или в начале 1948) арестован, сослан на Северный Урал. После суда в Ленинграде, осенью 1950, этапирован в Абезь (у полярного круга), в инвалидный лагерь в Коми АССР, где умер от туберкулеза.
Карсавин развивает концепцию Всеединства, связывая русскую философскую традицию с неоплатоническим направлением в истории западной философии. Диалектическая онтология переходит у него в методологию (здесь выделяется принцип "предельного оборачивания") и гносеологию. Чувственное и рациональное дополняется сверхэмпирическим, трансрациональным. Философия истории пронизана у него принципом развития; он исследует детерминацию низших уровней исторического бытия высшими и всесторонне характеризует проблему общего в истории. С его точка зрения, государство, стремясь к осуществлению христианских идеалов, должно в конечном счете слиться с церковью. Развивая философию личности, К. исходит из понимания личности как "телесно-духовного, определенного, неповторимо своеобразного и многовидного существа". Телесное начало в личности он связывает с множественностью и необходимостью, духовного - с единством и свободой.
Личность, по Карсавину, динамична, она раскрывается как самоединство, саморазъединение и самовоссоединение. Иллюстрируя эту динамику, К. пишет: "Вспоминая мое прошлое, я в некоторой мере воссоединяю его с собою и становлюсь более единым, чем когда о нем не вспоминал и когда оно, все же будучи мною, находилось как бы вне меня. Я развиваю данную мысль, прослеживая все вытекающие из нее выводы и останавливаясь на них, как на новых, отдельных мыслях, даже забывая о связи их с нею. Несомненно, я разъединяю данную мысль и сам с ней разъединяюсь. Но вот я "опомнился" и начал связывать друг с другом и с нею мои выводы, создавая систему и понимая ее как раскрытость первоначальной мысли. Конечно, я воссоединяюсь и воссоединяю, и я более один, чем в период моих рассуждений, а в моем единстве "богаче" того моего единства, которое было до них" (О личности // Религиозно-философские сочинения. Т.1. С.59).
Карсавин различает личность индивидуальную и личность симфоническую. Последняя есть "двуединство" личности с инобытием, т.е. с тем, что данной (состоящей в двуединстве) личностью не является. Частным случаем симфонической личности является социальная личность - единение индивидуальных личностей, которые, в свою очередь, рассматриваются как "индивидуации" этой социальной личности, а она - как условие и существо их единства.
Карсавин описывает различные типы социальных личностей: эфемериды (например, "случайное" и недолгое общение "незнакомых" людей, одушевляемая "одним" чувством или импульсом толпа), периодические (спортивное или ученое общество, съезд и т.п.), постоянные (профессиональный коллектив, семья, правительство, народ). Социальные личности бывают разного иерархического порядка, что, однако, не отрицает их этической равноценности. Тема совершенства и несовершенства личности усложняет употребление Карсавина самого слова "личность". Он говорит и о личности как об образе и подобии Пресвятой Троицы, и о Личности (с большой буквы) как Божьей ипостаси, и о том, что тварной личности, строго говоря, нет - "называем же мы тварною личностью ипостась Логоса в причастии и освоении ее тварным непостижным субстратом" - при этом смысл и цель тварного бытия видятся в его лицетворении, лицетво-рение же понимается как обожение.
Карсавин подчеркивал значимость обычного словоупотребления для философских исследований, часто ссылаясь при обсуждении метафизических вопросов на способы использования того или иного слова в естественном языке. "Язык наш глубокомысленнее и "метафизичнее", чем кажется",- говорил он.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх