Карпов Пимен Иванович
|
Другие персоны с фамилией Карпов
Другие персоны с именем Пимен Кто родился в этот день 18.08 Кто родился в этот год 1884 |
[6(18).8.1884 или 1887, с.Турки Рыльского уезда Курской губ. — 27.5.1963,
Москва]
— поэт, прозаик, публицист.
Родился в крестьянской старообрядческой семье. О своем селе Карпов позже писал:
«Наш край — село скрытников-староверов. Табором кочевым разбросано оно по
холмам в верховьях речки Клевени и речки Амони. Это рубеж Украины, ясеневая
дикая заросль, перевал солнца: отсюда весной переваливается рыжий
лежебок-солнце на Север» («Из глубины»). Обильный солнечными днями край наложил
свою печать на светоносную образность произведений Карпова, выразившуюся даже в
названиях книг, а соседство с Малороссией зафиксировалось в обильных
украинизмах их языка.
В 1905 Карпов принимает участие в революционной пропаганде среди крестьян.
К 1906 относятся его первые публикации (очерки и стихи) в леворадикальной
газете «Курская весть», стоившие ему в 1907 ареста и заключения в тюрьму в
г.Рыльске, откуда он с помощью товарищей бежал и некоторое время скрывался в
Финляндии.
Намерение продолжить свой литературный путь приводит его в Петербург, где он
устраивается поденщиком на резиновую фабрику «Треугольник». Карпов сближается с
литераторами И.Ясинским (в квартире которого на набережной Черной речки
некоторое время проживает) и Л.Андрусоном, а затем и с более широким кругом
писателей, включая и столичную элиту, регулярно посещает собрания
Религиозно-философского общества и «среды» на «Башне» Вяч.Иванова. Тогда же
начинает публиковаться как поэт в петербургских журналах и газетах «Весна»,
«Мир», «Неделя», «Современное слово», в приложении к «Ниве». С явным авансом
похвалы стихи начинающего поэта приветствуются прессой: «Вот Пимен Карпов,
молодой рабочий, с виду мешковатый, неповоротливый, будничный. А в душе у него
— сказка — с золотыми зорями, с серебряными реками, жемчужными туманами,
бриллиантовыми росами. Сколько аромата, нежности и радуги в душе этого молодого
мужика!» (Шебуев Н. Поэтический анархизм// Весна. 1908. №11. Март). На самом же
деле стихи Карпова этого периода обильно насыщены расхожими образами, в них
только изредка мелькают картины родного поэту крестьянского края, но и то на
них лежит печать недостаточно органически усвоенного символизма. Позже Карпов
говорил о том, что будто бы в 1911 им был подготовлен к изданию поэтический
сборник «Знойная лилия», содержание которого составили стихи первого периода
творчества; данные о выходе такого сборника историкам литературы не известны.
В 1909 выходит первая книга Карпова «Говор зорь», состоящая из
очерков-инвектив, направленных против городской интеллигенции, безнадежно будто
бы отошедшей от здоровых основ национальной жизни. Национальные корни Карпов
видит в деревне, в крестьянстве, при разговоре о которых автор то и дело с
публицистического тона своей книги переходил на лирический и апологетический.
«И как это ни неприятно "интеллигенции", народ чует говор зорь — голос Бога,
правды, красоты и любви, чует грядущий расцвет жизни среди степей и лесов и
бодр духом и полон сил. Город, так называемая городская культура, развращает,
губит народ, спасется он только в деревне, на земле». Интеллигенция же
обвиняется Карпов в грехах эгоизма, духовном ограблении народа путем
монопольного владения культурными благами и лицемерном «народолюбии». В вызове
интеллигенции Карпов стремился быть последовательным. Так, в письме от 7 апр.
1910 В.Розанову он декларировал: «Вы мне враг. Вы этого, вероятно, и сами не
станете отрицать; да и вообще все, кого я знаю из интеллигентов,— лютые враги
мне и готовы меня в ложке потопить; интеллигенты не щадят нас, сынов народа, не
будет им пощады и от народа». Письмо заканчивалось: «Если будете писать по
заказу для "Нов(ого) вр(емени)" и "Русского) с(лова)" — не избежите общей
участи интеллигентов. Я предупредил Вас» (см.: Куняев С. Певец светлого града
// Карпов П.: Пламень: роман. Русский ковчег... М., 1991. С.8, 9). Полной
последовательности в «борьбе» с интеллигентами, однако, не получается.
В 1909 Карпов добивается личного знакомства с А.Блоком, которому в письме того
же года признается: «Вас я ценю как прекрасного, доброго, сердечного человека и
национального поэта... но интеллигента так же не одобряю в Вас, как и во всех».
С еще большей признательностью высказывается и А.Белому в письме к нему в 1910:
«Вы многое видите духовным оком своим, что от нас простых смертных скрыто. Я
прямо скажу, что Вашими устами иногда говорит Дух Святой. Вот почему Ваше
мнение для нас, служителей Бога и Его Святого Духа, дорого и родно». Да и к
характеристике В.Розанова в цитированном выше письме он делает в его конце
существенную поправку: «Поступайте, как говорит Вам Ваша совесть, но Вы не
имеете права губить в себе народный гений». Сближается Карпов и с
Мережковскими, которые считают, что «он мог бы стать значительным явлением,
если бы "ускромнился и вошел в разум"» (Из письма 3.Гиппиус к А.Белому от 8
дек. 1909 // Азадовский К. - С.241). Литературной общественностью книга Карпова
была встречена сочувственным вниманием. А.Блок причислил ее к книгам «"русских
вопленников", в которых, при всем их косноязычии, есть не одни чернила, но и
кровь» («Литературный разговор», 1910). Л.Толстой, которому как «учителю жизни»
Карпов ее послал, одобрил в своем ответе автору превалирующую в ней мысль о
«великом значении» и «великой будущности» крестьянства. Толстому книга
импонировала также и «смелостью мысли», и «обвинительным» тоном. Несколько
позже о книге высказался и В.Розанов, отметивший, что эта «небольшая и
страстная книжка» «бурлит, кипит, рвется, но несостоятельна в своем отрицании
города», поскольку «ни в созерцании Платона, ни в созерцании Толстого, ни в
созерцании Пимена Карпова — город не устраним. Город — это есть многообразие,
сложность, опыт разнообразных трений; пожалуй — место гибели единичных душ и
роста целого... около него вращается и движется цивилизация и история» (Пимен
Карпов и его «Говор зорь» // Прямой путь. Ежемесячное издание Русского
народного союза Михаила Архангела. 1914. Кн.2). В этой же статье В.Розановым
запечатлен и портрет Карпов периода выхода в свет его первой книги: «...в
сущности очень интересный, молодой человек: среднего роста... плотный, сильный,
угрюмый, молчаливый, внутренне приветливый».
В 1913 выходит отдельным изданием роман Карпова «Пламень: Из жизни и веры
хлеборобов» (на титульном листе указан 1914) — своеобразный отклик на активно
обсуждавшуюся в столичных элитарных кругах проблему интеллигенции и религии.
Одновременно он явился и полемическим ответом на посвященный этой же теме роман
А.Белого «Серебряный голубь» (1910), в котором стихия народной (хлыстовской)
веры предстает темной и косной силой, погубившей доверившегося ей
героя-интеллигента. В «Пламени...» все как раз наоборот: образом тьмы, самого
дьявола выступает представитель привилегированного сословия, помещик и
«камергер-деторастлитель» Гедеонов, а светлым началом — руководимая хлыстом
Крутогоровым секта неких живущих «в обители среди старых мятежно раскинувшихся
садов», поющих радость и солнце «пламенников». Есть здесь, правда, и
представители темных сил в религиозных исканиях народа — секта сатанаилов.
Книга насыщена картинами «душевных и телесных» мучительств, насилия и свального
греха, совершающихся в русских церквах «кровавых месс».
Роман Карпова приобрел репутацию «скандального» и вскоре же после выхода был
конфискован цензурой. Книга была встречена разноречивыми оценками в критике, в
частности, А.Блоком. В своей статье о романе он определил его как «плохую
аллегорию» и отметил в нем «суконный язык и... святую правду», а в конце своего
отзыва обобщил: «Пусть это приложится к познанию России». Р.В.Иванов-Разумник
указывал на эпигонскую зависимость от «ре-мизовского построения фразы»,
реминисценции в ней из Андрея Белого, а самого автора назвал «отравившимся»
литературным модернизмом. Отмечалось и влияние Ф.Сологуба. В основу почти всех
негативных оценок легли два мотива: нагнетание мрачных картин в изображении
души и жизни русского «хлебороба» и бесконтрольное следование расхожим
тенденциям декадентской литературы. Автора упрекали в том, что он «навязывает
без того темному и несчастному крестьянству русскому какие-то небывалые мысли и
чувства, подобранные в туманной, промозглой атмосфере етербургского
декадентства» (Философов Д.Бред // Речь. 1913. 14 окт.), в том, что он своим
романом возвел новую клевету на русский народ, на русское «сектантство, и без
того тяжко страдающее», что никаких «сатанаилов» среди русского народа не было
и нет (Бонч-Бруевич В. Новый ритуалист // Киевская мысль. 1913. 27 окт.), что,
пытаясь нарисовать «революционное движение в крестьянской среде», автор
заливает его «эксцессами жестокости, соединенной с эксцессами пола» (Ашешов Н.
(Ожигов Ал.). Литературные мотивы // Современное слово. 1913. 17 окт.). В
положительных же оценках утверждалась как раз противоположная мысль — о
несомненном существовании в какой-то части народа этих «эксцессов», о том, что
в «Пламени...» «с огромным поэтическим мастерством и искренним пафосом
повествуется о целом ряде кровавых преступлений, совершаемых на дне нашей
сектантской темноты» (Ясинский И. Костомаров, Хвольсон, Пимен Карпов и
сатанаилы // Биржевые ведомости. СПб. 1913. 10 окт. Вечерний вып.); в иных из
подобных отзывов заострялась даже мысль об актуальности романа Карпова:
«Страшная, кошмарная книга, но книга, явившаяся не поздно, книга, вопиющая о
"переоценке" многих ценностей, напоминающая о многих грехах, предостерегающая и
пророческая» (Шарков В. Книга ненависти // Южный край. Харьков. 1913. 24 окт.).
В 1915-16 Карпов сближается с поэтами «крестьянской купницы», особенно с
С.Клычковым, С.Есениным, А.Ганиным. В окт. 1917 выдвигается кандидатом в
Учредительное собрание от партии эсеров (избран не был). Превратившись после
революции из недавнего «нелегала» в приветствующего новую власть писателя,
Карпов в начале 1920-х активно издается.
В 1920 выходит сборник рассказов «Трубный голос» — о развале и сумятице
нынешней деревенской жизни, в 1922 вместе с отдельно изданными драматическими
поэмами «Богобес» и «Три зари» появляются в свет два его поэтических сборника —
«Русский ковчег» и «Звездь», в которых ранние стихи дополняются новыми: о
мессианской судьбе России, ступившей на свой трагический путь («Светлоград»,
1917). Стихи этих двух книг по-прежнему находятся под значительным влиянием
символизма, окрашены особенной религиозной символикой, образностью и отличаются
обилием образованных в символистском духе неологизмов: «грозоц-вет»,
«солнцеструй», «трепетнозвездный», «цветопад», «весеннесинь», «лесолунный
цветок», «огнепраздновать», «светословенно», «цветогрозы» и пр. По словам
современника, высказанным в этом же 1922, Карпов в своем творчестве выразил
«хлыстовскую одержимость» русского народа, тогда как Л.Толстой выделил его
«христиански смиренную просветленность», а А.Блок — его «мечтательность и
нежность» (Руднев А. Бесшабашный // Вестник литературы. 1922. №2-3). На сборник
«Русский ковчег» и «Звездь» путь Карпова-поэта в основном завершается; лишь в
середине 1920-х создаются им как бы вынужденные стихи, посвященные смерти троих
своих друзей: А.Ширяевца, А.Ганина и С.Есенина — «В застенке» (1925) и «Три
поэта» (1926). Посвященные в первом из них строки расстрелянному А.Ганину стали
вполне пророческими по отношению ко всем новокрестьянским поэтам, расстрелянным
позже и вычеркнутым из литературы: «И стала по растерзанной России / Бродить
твоя растерзанная тень...» Завершались стихи строфой, в которой светоносная,
«огненная» символика К. обретала подлинный исторический смысл: «А мы, на ком
лежат проклятья латы, / Себя сподобим твоему огню. / И этим неземным огнем
крылаты / Навстречу устремимся звездодню!»
В период политики и стратегии раскрестьянивания Карпов разделяет судьбу прочих
отторгаемых от литературного процесса новокрестьянских поэтов. Партийная
критика считала, что творчество Карпова представляет собой «прямой мост к
реакционному отрицанию возможности переделки деревни» (Краткая литературная
энциклопедия. М., 1931. Т.5).
С 1920-х Карпов живет в Москве, долгое время не имея своего собственного жилья
(комнату получил лишь в конце 1930-х) и занимаясь литературным трудом только «в
стол», в т.ч. работая над начатой еще в 1920-е автобиографической книгой «Из
глубины. Повесть о самом себе и других».
В 1933 ее отдельные фрагменты выходят небольшой книжкой «Верхом на солнце».
Второй и последний раз «повесть» (неполный вариант) удается издать только в
1956 отдельной книгой «Из глубины». В предисловии к ней («От автора») Карпов
вынужден был отрекаться от своих прошлых символистских традиций, признаваться в
«непонимании... общественного назначения литературы», в «неумении разглядеть в
ней единственно правильный путь — путь реалистического направления...».
Умер Карпов совершенно забытым писателем.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх