Кандинский Василий Васильевич
[16.12.1866-13.12.1944]

  Другие персоны с фамилией Кандинский
Другие персоны с именем Василий
Кто родился в этот день 16.12
Кто родился в этот год 1866

       - художник и мыслитель, теоретик живописи, один из основоположников абстрактного искусства.
       Род. в Москве.
       Поступил на юридический факультет Московского университета (1885), учился там (с перерывом на 1889- 1891) до 1893.
       В 1889 участвовал в экспедиции в Вологодскую губернию, увлекся народным искусством и иконописью.
       В 1895 решил посвятить себя искусству.
       В 1897 уезжает в Западную Европу учиться живописи (в Мюнхене, затем в Королевской Академии художеств).
       В послереволюционные годы - в Наркомпросе, один из организаторов Музея живописной культуры в Петрограде (1919) и директор Института художественной культуры в Москве (1920), вице-президент Российской Академии художественных наук (1921).
       В 1920 - профессор Москофского университета.
       В конце 1921 был направлен в Германию для создания международного отдела Академии художественных наук. Решил остаться в Германии.
       В 1928 принял немецкое гражданство.
       В 1933 переехал во Францию, получил французское гражданство. Пережил во Франции немецкую оккупацию.
       Умер в Нейисюр-Сен, близ Парижа.
       Соглашаясь с М.Дмитриевой (Художник мироздания // Наше наследие. 1990. №3), возражавшей одному из биографов Кандинского, утверждавшему, что тот не чувствовал себя в полной мере ни русским, ни немцем, считаем, что, где бы ни жил и творил Кандинский, он был "душой - неразрывно и вполне - связан с Россией". Родившийся в России, воспитанный в русской семье с национальными традициями, именно в ней впитавший любовь к музыке, сказке, к русской литературе и глубокой сущности русского народа, Кандинский был русским мыслителем. Д.А.Силичев выделяет в творчестве К. четыре периода (См.: "РФС". С.211-212).
       Первый - 1900-е годы - период формирования его как художника. Уже в этот период проявляются некоторые особенности его концепции. Прежде всего это идея синтеза искусств, опирающаяся на рано созревшее у него представление о гармонии и единстве мироздания. Он задумывался об идее всеобщего единства всех искусств - живописи, музыки, театра, танца,- идее, реализации которой он добивался всю жизнь. В этот же период формируются и другие его основополагающие представления - примат духовности, духовного начала в искусстве; наконец, выбор выразительных средств, среди которых особая роль отводится цветовому пятну, линии, декоративной орнаментальное.
       В течение второго периода (1910-е годы) Кандинский теоретически разрабатывает и практически реализует концепцию совершенно новой живописи - абстрактной, нефигуративной и беспредметной (правда, связь между беспредметностью и предметностью сохраняется в его творчестве). Значительно позже, в 1931 г., Кандинский писал: "...абстрактное искусство не исключает связей с природой, но, напротив, эта связь более прочная и более глубокая, чем раньше... Бегство от предмета не означает бегства от природы как таковой. Все подчиняется ее законам...". Содержанием произведений художника часто являются философско-религиозная тема Христа, апокалипсис и т.п.
       В Германии проходит третий период его творчества (до 1933г.). Он продолжает поиски в области монументального синтеза искусств. Его стиль в целом остается прежним, но становится более сдержанным, строгим и рациональным. Кандинский словно охвачен стремлением найти более точный художественный эквивалент своему пониманию духовности, которая представляется ему в виде "движущегося вперед и вверх остроконечного треугольника". Идея монументального синтеза живописи, музыки и поэзии находит воплощение в таких картинах Кандинского, как "Ясность", "Смутное", "Сумеречное", "Белый овал", "Красный овал" и др.
       Во Франции проходит последний, четвертый период творчества Кандинского. Лейтмотив картин этого периода - тема микромира, комбинации свободно плавающих изогнутых форм. В эти годы он испытывает влияние со стороны сюрреализма, и в его произведениях наряду с геометрическими формами появляются зооморфные фигуры. Поздние работы Кандинского отличают изящество линий и красота форм. Художник мечтал об искусстве, преодолевающем рамки национальной традиции и стиля. "Сознавая труднодоступность своего искусства, Кандинского с поразительной последовательностью в своих теоретических сочинениях, в своей педагогической деятельности занимался тем, что он называл созданием "грамматики искусства". Он был уверен в том, что искусство не только можно "расчленить", но что анализ элементов художественного языка может быть шагом к пониманию "внутренней пульсации" произведения. На помощь должна прийти новая наука об искусстве, созданная на подлинно интернац. основе, которая должна начать с анализа "конструкции и композиции разных времен, разных народов" (М.Дмитриева. Там же. С.132).
       Сам Кандинский так характеризовал создание произведения: "Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос - оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой - музыка сфер. Создание произведения есть мироздание" ("Ступени". М., 1918. С.34). Это редкое качество - объединение таланта мыслителя и гениального живописца - и сделало из Кандинского одного из величайших мастеров XX века.

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:50:04 UTC