Ильенков Эвальд Васильевич
|
Другие персоны с фамилией Ильенков
Другие персоны с именем Эвальд Кто родился в этот день 18.02 Кто родился в этот год 1924 |
- специалист по теории диалектики, истории философии, методологии политики, экономики, психологии, педагогике, эстетике.
Род. в Смоленске.
С 1941 - студент МИФЛИ.
Участник Великой Отечественной войны.
Затем студент философского факультета МГУ. После окончания факультета - аспирант.
Еще в аспирантские годы начал преподавать на философском факультете, откуда был изгнан в 1953 после обнародования "гносеологических тезисов" по обвинению в "гегельянстве".
С 1953 по 1979 работал в ИФ АН СССР, сначала в должности младшего, а с 1961 - старшего научного сотрудника.
В 1965 за исследование. актуальных проблем теории познания диалектического материализма Ильенков была присуждена академическая премия им. Н.Г.Чернышевского.
В качестве переводчика и редактора И. участвовал в издании трудов Фихте, Гегеля, Маркса.
В начале 60-х гг. Ильенков был научным редактором "ФЭ", откуда ушел по причине теоретических разногласий с руководством Энциклопедии. Причиной конфликта послужило решение главного редактора увеличить в несколько раз раздел математической логики за счет объема статей по истории и теории диалектики.
В 1953 защитил кандидатскую диссертацию - "Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К.Маркса "К критике политической экономии"".
В 1968 защитил докторскую диссертацию "К вопросу о природе мышления".
Ильенков принадлежит приоритет в разработке логико-диалектической теории научного мышления, связанный прежде всего с выявлением таких всеобщих аспектов развития научного знания, как принцип противоречия в мышлении, соотношение абстрактного и конкретного в познании, диалектика логического и исторического Ему принадлежит оригинальная концепция культурно-исторического развития человека.
Ильенков обосновал фундаментальную роль идеального (ideel) в личностном становлении индивида. Идеальное, т.е. разумная форма мыслящей активности индивида, есть, по Ильенкову, способность человека строить свою деятельность в согласии с формой любого другого тела, а также в согласии с перспективой (логикой) изменения этого тела в ходе развития человеческой культуры. Тем самым основание личностного развития человеческого индивида составляет его способность действовать в идеальном плане, т.е. осваивать всеобщую меру бытия вещей. Особенно ярко возможности тонкой историко-философской реконструкции проблемы личности, выявленные Ильенковым, обнаружили себя в теории и практике современной тифло-сурдо-педагогики. Отсюда и то неожиданное, на первый взгляд, обращение к работам И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова. Проблема психического (личностного) развития слепоглухонемого ребенка не содержит, в понимании Ильенкова, ни грана дефектологической специфики, скорее наоборот, она высвечивает всеобщие нормы индивидуального развития в "чистом", так сказать, виде.
Ильенков было присуще не столько бесстрастно-уважительное почтение, сколько глубочайшее проникновение в немецкую художественную, философскую и музыкальную культуру. Он был не только великолепным знатоком Гегеля и Гете, Фихте и Мерике. Музыкальная Москва знала его как тонкого исследователя музыки Вагнера и Рихарда Штрауса.
В последние годы жизни он работал над переводом "Парсифаля" Вагнера. Нельзя не сказать о большом обаянии философа и личности И., которые оставили глубокий след не только в существовавших в разных городах СССР философских школах, называвших себя продолжателями идей Ильенкова,- в Алма-Ате, Ростове-на-Дону, Киеве. Его влияние в той или иной степени испытали многие гуманитарии, особенно того поколения, которое принято теперь называть "шестидесятниками", начиная с тех философов, экономистов, психологов, которые слушали его лекции в МГУ, кончая молодежью 70-х гг., которая окружала его до последнего дня жизни.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх