Ильин Михаил Андреевич
|
Другие персоны с фамилией Ильин
Другие персоны с именем Михаил Кто родился в этот день 19.09 Кто родился в этот год 1878 |
[7(19).9.1878, Пермь — 27.11.1942, Шабри, Франция]
— прозаик, публицист, критик, библиофил.
Отец Осоргин — потомственный дворянин, юрист по образованию, в 1860-е принимал участие в
разработке крестьянской и судебной реформ. После окончания классической гимназии в Перми в 1897
Осоргин поступает на юридический факультет Московского университета, который оканчивает в 1902.
С 1904 — член партии эсеров. Сколько-нибудь видной роли в партии он не играл.
В дек. 1905 Осоргин был арестован (его спутали с однофамильцем), через полгода под денежный залог
освобожден из Таганской тюрьмы. Он тайно покидает Москву, через Финляндию и Германию добирается
до Италии. Первая эмиграция длилась с 1906 по 1916. Первая крупная работа «Очерки современной
Италии» (1913). Она содержит характеристики социальной, политической и культурной истории Италии;
книга эта «плод незаконной любви к стране одного из загостившихся поклонников», который, «будучи
слишком славянином душой, не мог и не может забыть свою родину-мать Россию». В издательстве
«Задруга» выходят сборник рассказов и очерков: «Призраки» (1917), «Сказки и несказки» (1918). Очерк
«Охранное отделение и его секреты» (1917) основан на документах Московской охранки.
В 1916 кружным путем Осоргин возвращается в Россию. Февральскую революцию Осоргин принял, иным
было его отношение к Октябрю.
В становлении Осоргина-писателя немалую роль сыграла его газетная работа. Первая публикация была
сделана 18-летним Осоргиным (Пермские губернские ведомости. 1896. 19 марта). В первые
послереволюционные годы Осоргин активно сотрудничал в московской независимой печати (газета
«Власть народа», «Луч правды» и многие другие).
Книга Осоргина «Из маленького домика. Москва 1917-1919» (Издательство русских писателей. Рига, 1921)
передает настроения писателя, его взгляд на события в России, когда, по его словам, жизнь была «не то
страшная сказка, не то оскорбительная хроника, не то великий пролог новой божественной комедии»
(С.5). Название «Маленький домик» имеет реальный и символический смысл: «я завел себе маленький
домик, чтобы уберечься от заражения общественной истерией» (С.32), другими словами, «уход из мира в
самого себя», но, как оказывается в действительности,— «земля держит крепко». «Маленький домик»
автобиографичен: картины детства, годы вдали от родины, размышления о революции. Идеи
«Маленького домика» найдут свое продолжение в более поздних произведениях писателя. По просьбе
Вахтангова Осоргин переводит пьесу К.Гоцци «Принцесса Турандот».
В первые послереволюционные годы Осоргин занимался общественной деятельностью: был избран
вице-председателем Всероссийского СП, участвовал в организации книжной лавки писателей, был членом
комитета помощи голодающим, организованного при участии М.Горького. Члены комитета были
арестованы, Осоргин выслан в Казань. В Москву вернулся в 1922.13 сент. 1922 вместе с большой группой
ученых и писателей выслан из России.
С осени 1923 Осоргин обосновался в Париже и стал активно сотрудничать в эмигрантской прессе Берлина,
Парижа и многих других городов. Книга «Там, где был счастлив» (1928) вобрала в себя рассказы,
написанные с 1916 по 1928. Это воспоминания Осоргина об Италии и дореволюционной России. О прошлом
писатель говорит тепло и любовно, мысленно он соотносит то, что было, с тем, что произошло за
десятилетие после Октября. Многого тогда еще не было. Войны были маленькими, революции кончались
впустую, «героем почитался тот, кто боролся за Отечество, а не против своих граждан» (С.64).
Значительный литературный успех Осоргин связан с романом «Сивцев Вражек» (Париж, 1928; первая
публикация в России: Урал. 1989. №5-7). Роман был удостоен литературной премии в Америке.
Осоргин — писатель, последовательно занимавший патриотическую позицию по отношению к России. До
1937 у Осоргина был советский паспорт. «Нет, Россия не погибнет, не такова страна»,— писал Осоргин в
«Сивцевом Вражке». В биографической книге «Времена» писатель утверждает: «Отсюда, из Европы,
Россию не поймешь». В художественном мире Осоргина представление о времени, о вечном потоке жизни
— одно из главных. События российской истории, Первая мировая война, революция и Гражданская война
в романе «Сивцев Вражек», первая русская революция и деятельность революционеров-террористов в
романе «Свидетель истории» рассматриваются как одна из преходящих составных вечной,
непрекращающейся жизни. Исторические события, художественно исследуемые Осоргиным, вписаны во
время. Судьба человека, если она совпала с крупными историческими коллизиями, не замкнута только в
рамки вершащейся истории, она шире, многообразнее в своих связях с жизнью (природа, дом, любовь,
искусство). Исторические события и судьбы героев соотнесены со Вселенной. «В беспредельной
Вселенной, в Солнечной системе, в России, в Москве, в угловом доме Сивцева Вражка в своем кабинете
сидел в кресле ученый-орнитолог Иван Александрович» — так начинается роман «Сивцев Вражек».
По Осоргину, слияние человека с природой — одно из проявлений гармонии мироздания. В этическом мире
Осоргина приоритеты отданы доброте. Представление о доброте предполагает живое, заинтересованное
отношение к жизни, внутреннюю интеллигентность, душевную чуткость. Осоргин лиричен, мягко
ироничен. Повествование Осоргина выливается в небольшие главки, они имеют заглавия, отражающие
взгляд писателя на мироздание («Космос», «Время», «Уход человека», «Видения», «Случай с часами»,
«Минута», «Октябрь», «Пуля»). Писатель меняет повествовательные планы, ракурсы, дает, по его
словам, «картины ленты бегущего кинематографа». Оценивая события революционной эпохи, Осоргин
приходит к мысли (она в несколько ином оформлении присутствовала в «Маленьком домике») о
невозможности как безусловного оправдания, так и безоговорочного осуждения той или другой
противоборствующей стороны. Сложность, по Осоргину, заключалась в том, что «были и бились между
собой две правды и две части — и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших».
Исторический роман «Свидетель истории» (Париж, 1932) художественно исследует русский
революционный терроризм, к которому писатель относился отрицательно. Осоргина не интересуют
исторические факторы и социальные мотивы. Герои Осоргина — молодые люди: Наташа Калымова, братья
Гракхи, Олень. У главной героини есть реальный прототип (эсерка-максималистка Н.С.Климова). Осоргина
интересует, что же происходит с молодыми людьми, почему они идут убивать. Наташа была нравственно
добрым человеком (душа питалась здоровой рязанской природой). Но в воздухе носились модные идеи:
«Наташа забыла Бога, но поспешила сделать богом «белокурого зверя». Через роман проходит мотив
жертвенности неразумных пылких юношей, которые шли убивать во славу миража — счастья будущих
поколений («Совсем еще не оперившийся птенчик революции, совсем девочка, простая и ясноглазая» — о
Наташе). Реальность обернулась непрерывным спектаклем, блестящим цирком, в котором акробаты
ежеминутно рискуют ошибиться «в математическом расчете своего воздушного полета и разбиться
насмерть». Не случайны названия глав «Свидетеля истории» — «Роли сыграны», «Иллюзион», «Антракт».
Героиня Осоргина прозревает: «и случилось чудо возвращения к простой полноценной человеческой
жизни — к природе, к ласковости леса и ясности бытия».
Продолжением «Свидетеля истории» стала «Повесть о концах» (Берлин, 1935), их объединяет образ отца
Якова, «свидетеля истории», которым движет любопытство к людям, он пишет свою летопись России. У
отца Якова есть прототип — Яков Васильевич Шестаков, ему Осоргин посвятил очерк «Отец Яков» (см.:
Мемуарная проза. Пермь, 1992). Весьма экономными средствами вводятся исторические лица — «человек в
желтых гетрах» (Савинков), «чистейший бессребреник, за цифрами не видевший людей» (Ленин).
К историческим романам примыкает книга Осоргина «Повесть о некоей девице. Старинные рассказы»
(Таллин, 1938). Семь исторических рассказов Осоргина опубликованы в журнале «Юность» (1990. №5).
Сюжеты «старинных рассказов» найдены писателем в народных преданиях. В рассказе «Конец Ваньки
Каина» Осоргин оговаривает, что в основе его лежит легенда, «историкам неизвестная... а нами
подслушанная в тех самых лесах и по течению тех самых рек». Осоргин мечтает, что «старобытность» и
современность объединяет одно чудо: «чудо человеческой души». Природное и чувственное зачастую
находятся в оппозиции к социальному, законному, государственному. Появлению «Повести о некоей
девице» способствовали библиофильские увлечения Осоргина, начавшиеся еще в период работы в
книжной лавке писателей в Москве. В «Заметках старого книгоеда» (публикация в России: 1989) Осоргин
дает восторженное описание старинных книг, которые поразили его своей наивной прелестью и
безыскусственностью.
Единственная книга Осоргина о жизни эмиграции — «Вольный каменщик», изданная в 1930-е (в России —
1992). Герой романа — человек «со смешной фамилией и добрым сердцем», обычный «срединный» человек
Егор Егорович Тетехин случайно, по предложению сослуживца, вступает в масонскую ложу и открывает
для себя иной, духовный мир. Сам Осоргин определил руководящую идею своего произведения в
«противопоставлении профанного разума посвященному познанию вещей» (Осоргин стал масоном в 1914).
Г.Струве справедливо вычленил в «Вольном каменщике» несколько важных проблем, обозначенных
Осоргин: денационализация эмиграции, рост тоталитаризма, урбанистичность цивилизации.
В Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем у Осоргина был небольшой садовый участок, на котором он усердно
и с наслаждением трудился. Не случайно название его книги «Происшествия зеленого мира. Огородные
записи» (София, 1938). Книгу Осоргин издает для «зараженных тягой к земле и страстной жаждой создать
свой мир — без злобы, политики и удушливых газов» (С.5). Каждый из рассказов является гимном земле,
ее плодотворящей силе, хвалебной песнью всему тому, что произрастает на обычном огороде. Не доверяя
абстрактным идеям, Осоргин возвращается к мысли о природе как важнейшем факторе в формировании
взгляда человечества на мир: «Миросозерцание нужно построить не на зыбкой почве отвлечений, а на
твердой земле, родоначальнице живущего, на любви к Природе» (С.6).
В июне 1940 Осоргин покидает Париж и поселяется в маленьком городке Шабри, находящемся в 230 км от
Парижа и отделенном от оккупированной зоны небольшой речкой. Осоргин вновь обращается к
публицистике: в течение 1940—42 он пишет статьи для газеты «Новое русское слово», они вышли
отдельными сборниками «В тихом местечке Франции» (1946), «Письма о незначительном».
Одна из лучших книг Осоргина — книга воспоминаний «Времена» (Париж, 1955). В литературном наследии
Осоргин немало произведений мемуарного плана. Значительные сами по себе, они в то же время были
талантливыми этюдами, предшествовавшими «Временам». На фоне обширной мемуарной эмигрантской
литературы «Времена» выделяются оригинальностью, художественностью, отточенностью мастерства,
особым чувством русского языка. Большое, разностороннее, талантливое литературное наследие
Осоргина постепенно возвращается в Россию. Пока переизданы только главные книги; предстоит большая
собирательская и исследовательская работа.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх