Иванов Вячеслав Григорьевич
|
Другие персоны с фамилией Иванов
Другие персоны с именем Вячеслав Кто родился в этот день 11.11 Кто родился в этот год 1927 |
- специалист в области философии и методологии науки, профессор
Род. в д.Фалилеево Ленинградской обл.
В 1960 закончил философский факультет ЛГУ, заочную аспирант того же факультета (1965).
С 1960 работал ассистентом в Технологичогическом институте, а с 1962 - в ЛГУ.
С 1972 - профессор Ленинградской кафедры философии АН СССР.
С 1979 - заведующий кафедрой диалектического материализма философского факультета ЛГУ,
а с 1987 по настоящее время - профессор кафедры онтологии и теории познания этого же факультета СПбГУ.
Заслуженный работник Высшей школы РФ.
Действительный член Санкт-Петербургской академии истории науки и техники.
Докторская диссертация - "Принцип детерминизма и физическое познание" (1976).
В своих работах Иванов доказывает, что принцип детерминизма выполняет в науке роль нескольких методологических стандартов - идеала научности, нормы строгости научного описания, особой мировоззренческой установки, - в каждом из которых он имеет свое особое содержание.
Считает, что трудности, возникшие в понимании детерминизма как нормы строгости описания, не затронули других его сторон. В то же время рост опосредованности познания не оставляет надежд на элиминацию указанных трудностей.
Мировоззрение рассматривается Ивановым как особая, присущая только человеку, ментальная установка, опосредующая принятие решений в условиях неопределенности. Содержательно она включает в себя совокупность (систему) знаний и представлений, имеющих силу внутренного убеждения, о мире и месте в нем человека.
Основная функция мировоззрения - оценочно-ориентировочная. Мировоззрение индивида включает стихийно складывающуюся установку, которая опирается на его личный опыт и на осознаваемое им кредо, сложившееся под влиянием общественного сознания. Индивидуальная установка может выступать как активная жизненная позиция, как потребительство или как скептицизм.
Важнейшей компонентой мировоззрения (наряду с самосознанием в форме партицинации и индивидуации) выступает картина мира. Это понятие выражает представление о мире, космосе человечества, обосновывает смысл жизни человека на Земле и его истории, идеалы и цели его бытия, обусловленность социального порядка и справедливости всем мировым порядком. Представление о мироздании всегда связано с определенной человеческой общностью, культурой, историческим временем, без чего утрачивает свою мировоззренческую значимость.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх