Зуров Леонид Фёдорович
|
Другие персоны с фамилией Зуров
Другие персоны с именем Леонид Кто родился в этот день 01.05 Кто родился в этот год 1902 |
[18.4.(1.5)1902, г.Остров Псковской губ. — 9.9.1971, Париж]
— прозаик.
Родился в купеческой семье. Рано потеряв мать, воспитывался бабушкой. Учился в Псковском реальном
училище им. Цесаревича Алексея. В окт. 1918 «по зову совести» юным добровольцем пошел в пулеметную
команду 2-го Островского стрелкового полка Северо-Западной армии генерала Юденича, участвовал в
походе на Петроград. Дважды раненный Зуров возвращался в строй; в 1919 интернирован в Эстонии.
Учился на археологическом факультете в Праге, затем жил в Риге, где работал такелажником в порту,
маляром, секретарем журнале «Перезвоны». В рижском издательстве «Саламандра» в 1928 вышли первые
книги Зурова — сборник рассказов «Кадет» и повесть «Отчина».
«Отчина» возникла как результат работы автора в архиве Псково-Печерского монастыря, находившегося
тогда на территории Эстонской республики. Повесть рисует историю этой обители и Псковской земли в
трудные годы Ливонской войны и похода Ивана Грозного на Псков. «"Отчина" посвящена общерусской
теме самостояния Руси, теме стремления к смиренному ("в страхе Божием"), трудовому и мирному житию,
нарушаемому чужими воителями, теме военной беды и обороны Русской земли...» (Андреев Н. «Отчина» и
ее автор. С.139). Писатель запечатлел крестный путь Руси, которая предстает у Зурова как
действительно святая земля, осеняемая иконами, оглашаемая колокольным звоном и молитвенным пением.
Картины трагических испытаний прошлого перекликаются в книге с современностью.
Первые книги Зурова привлекли внимание И.А.Бунина, который высоко оценил худож. дарование
молодого писателя. По настоянию Бунина Зуров в 1929 переезжает во Францию и становится его личным
секретарем. В семье Буниных Зуров прожил долгие годы и впоследствии стал наследником и публикатором
бунинского архива. Крест над могилой Буниных в Париже сделан по зарисовке Зурова с древнего русского
памятника.
На протяжении полувековой жизни вдали от родины Зуров оставался подлинно русским человеком, жил
Россией и ее судьбами. Он хорошо знал и любил свой родной край — Псковскую землю, его интересовала
русская деревня, ее быт и люди.
В 1935,1937 и 1938 он совершает археолого-этнографические поездки по русским районам Прибалтики,
реставрирует Никольскую надвратную церковь и звонницу в Псково-Печерском монастыре, возвращая им
первозданную красоту, публикует статьи и заметки историко-этнографического характера.
В предвоенные годы Зуров занимал пост председателя Союза молодых писателей в Париже, оставив
память о себе как о доброжелательном и справедливом человеке. Его рассказы и повести печатались в
журнале «Иллюстрированная Россия», «Современные записки», газете «Последние новости».
Действие романов Зуров «Древний путь» (1933), «Поле» (1938), рассказов 1930-х происходит в годы
Первой мировой и Гражданской войн в пограничных с линией фронта областях, переходящих то к немцам,
то к большевикам. Книги Зурова — бесценное свидетельство большого художника, запечатлевшего образ
родины на разломе русской истории. Трагический раскол народа, вакханалия братоубийства, когда смерть
человека становится заурядным явлением, крушение вековых нравственных устоев — таково содержание
его произведений. Как могло случиться, что русский труженик-крестьянин стал убийцей и грабителем,
усвоившим мораль: «А только слово одно, что буржуй. Все потомство бить надо»? Об этом мучительно
размышляет молодой офицер, герой рассказа «Дозор» (1937) — представитель «потерянного поколения»
русской молодежи, часть которого сложила головы в борьбе с большевиками, часть сгинула в застенках
НКВД или влачила одинокое существование в изгнании.
Для Зурова характерно широкое, обобщенное изображение исторического времени. С необычайной
живостью Зуров удается передать «чувство русской земли», и в центре всех его книг — «Россия. Ее поле.
Ее небо, дыхание» (Варшавский В.— С.453). Стихийное движение огромных масс людей, запечатленное
Зуровым, панорама «страшных лет» России, экзистенциальная тема человека, захваченного кровавым
вихрем истории и пытающегося сохранить свою человечность, свою веру на «трудной земле», особый
реализм Зурова, когда отстраненное авторское повествование контрастирует с катастрофичностью
совершающихся событий, сила чувственного восприятия мира, конкретность и метафорическое богатство
письма — все эти моменты роднят книги Зурова с художественным миром эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон».
В романе «Поле» богатый и набожный мужик Ермолай спасается от преследующих его красноармейцев.
Тяжело раненный, он прячется с женой в лесу. «Но земля была холодна, и трудно было на ней иззябшему,
раненому, бежавшему от людей, потерявшему много крови человеку, и единственно, что можно было
делать, это греться на этой земле друг другом, человеческой, единственной, живой, родственной
теплотой». Символ России, пошедшей «древним путем» Христа, распятой и погребаемой, видится в
Плащанице, к которой приникает герой в финале романа «Древний путь».
В послевоенные годы Зуров публикуется в журнале «Новоселье», «Новом журнале» (Нью-Йорк). Лучшие
рассказы Зурова 1930-50-х вошли в сборник «Марьянка» (Париж, 1958). «В ней так много поэзии, света и
свежести, она пронизана такой любовью к православной Родине, что хочется ее страницы знать наизусть.
Рассказы «Град», «Ксана», «Гуси-лебеди» — несомненно шедевры русской прозы» (Стрижев А.Н.— С.10).
Долгие годы Зуров работал над большим романом о днях октябрьского переворота «Зимний дворец»,
оставшимся незаконченным. Зуров совершил поездку в Шотландию, где произвел исследование о предках
М.Ю.Лермонтова.
В последние годы жизни близкими друзьями Зурова были Б.К.Зайцев, М.Э.Грин, С.Ю.Прегель. На
приглашение переехать в СССР Зуров ответил отказом. Писатель полагал, что освобождение России
«придет вследствие религиозно-духовного возрождения нашего народа, придет изнутри, и этот процесс
возрождения потребует значительного количества времени» (Кудрявцев В. — С.608).
«Во всем его облике сквозило что-то светлое, стремительное... Зуров был глубоко верующим человеком...
Он мог писать только о России, о ее исторических путях и судьбах, о русском народе с его возможностями
высшего духовного подъема и крайнего падения» (Величковская Т. — С. 573, 586, 588). Похоронен в
русском некрополе Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. Книги Зурова останутся в отечественной
литературе как свидетельство чуткого и совестливого очевидца русской трагедии и русской стойкости.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх