Зотов Анатолий Фёдорович
|
Другие персоны с фамилией Зотов
Другие персоны с именем Анатолий Кто родился в этот день 15.05 Кто родился в этот год 1931 |
- доктор философских наук, профессор
область научных интересов - философские вопросы естествознания, методология науки, история философии, эпистемология, философская антропология и социальный анализ; доктор философских наук, профессор
Род. в д. Острые Луки Тверской обл.
Закончил философский факультет МГУ (1953), аспирантуру по кафедре истории зарубежной философии (1956).
Преподавал философию в Сталинградском педагогическом институте (1957-1961), Московском энергетическом институте (1961-1967).
Работал старшим научным сотрудником в ИИЕТ АН СССР (1967-1972).
С 1972 профессор, с 1987 - заведущий кафедрой истории зарубежной философии философский факультета МГУ.
Академик Академии гуманитарных наук и РАЕН, Академии социальных наук Казахстана. Председатель Российского феноменологического общества. Член редколлегии журнала "ВФ". Член экспертного совета Комиссии по государственным премиям при Президенте России. Член экспертного совета РФФИ.
Кандидатская диссертация посвящена анализу "критической онтологии" Н.Гартмана (1957),
Докторская диссертация - "Структура научного знания" (1971).
Главная тема цикла работ по проблемам методологии и философии науки - анализ формирования идеальных объектов теории и их трансформация в ходе развития исследовательских программ, а также социально-культурные контексты познания.
Одна из главных идей - "несимметричность" процессов построения и развития теоретические модели, с одной стороны, и ее интерпретации, с другими, поскольку первое и второе имеют разные контексты, выходящие за пределы гносеологии, и определены разными установками. Поэтому в современном научном знании оказывается неэффективной "картезианская" методологическая схема и невозможна редукция к "элементам" знания или опыта. Соответственно, нужно особое комплексное исследование связи между фундаментальными теориями и техническими разработками, наукой и образованием и формами их организации.
Ряд публикаций Зотова посвящен теме взаимодействия науки, техники и социального развития, разл. аспектам социол. анализа и прогностики. Одна из ведущих идей этого цикла - неизбежность глубочайших перемен в социальных структурах и геополитическом облике мира в процессе перехода от цивилизации индустриальной к информационной, "ноосферной". Без понимания смысла этих перемен, без разработки и проведения в жизнь сценариев глобального и регионального социокультурного развития, по мнению Зотова, дальнейшее существование человеческой цивилизации вряд ли возможно.
Исследуя проблемы истории зарубежной философии Зотов много внимания уделяет истории западной философии. Главные темы - неорационализм, неокантианство, позитивизм, прагматизм, неопозитивизм и постпозитивизм, феноменология Гуссерля и "фундаментальная онтология" Хайдеггера.
Центр исследовательских интересов в настоящее время - история и современное. состояние феноменологического движения, а также позитивная разработка различных аспектов модели "планетарного сознания" и "мыслящего Универсума" в связи с образованием и функционированием глобальных информационных систем, в которые оказываются включенными мыслящие и действующие человеческие индивиды и их сообщества; причем все в большей степени уже не в качестве свободных и ответственных исторических субъектов, а скорее как "материя", посредством которой существует "организм" культуры. "Органами" этой отчужденной от человека и все в большей степени детерминирующей его производственно-технической системы постиндустриального периода существования, природно-человеко-машинного планетарного "сверхорганизма", специфического (хотя, скорей всего, и не уникального) космического объекта, который на Земле проходит еще стадию формирования, становятся современные глобальной информационной системы (Интернет, СОИ при условии ее демилитаризации, мировая банковская система с ее технической субструктурой; производство и потребление во всех его аспектах - информационным, энергетическим, вещественно-материальном, культурном и т.д., а также межгосударственные и наднациональные организации, объединяющие ученых мира в целях разработки стратегических проектов и решения соответствующих задач).
Все это в своей совокупности превращается в некую универсальную планетарную активность, для бытия которой не имеют никакого значения никакие экзистенциальные ценности - не только индивидуальное своеобразие человека, но также и его рождение, его смерть - или его бессмертие в той или иной (телесной или информационной) форме.
Это - находящийся в процессе формирования космический феномен, который уже теперь не совсем адекватно рассматривать как человеческая деятельность, которая преобразует природу. Поскольку процесс этот еще не завершен, для человечества, если оно осознает эти трансформации как угрозу своих базовых бытийных ценностей - личностной индивидуальности, свободы, ответственности (каковые и означают бытие человека как субъекта истории), пока еще остается открытой возможность сохранения "человеческого лица" на поверхности планеты Земля. Некоторые организационные, технические и этические аспекты этой темы уже представлены в публикациях последних лет.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх