Зорин Леонид Генрихович
|
Другие персоны с фамилией Зорин
Другие персоны с именем Леонид Кто родился в этот день 03.11 Кто родился в этот год 1924 |
[3.11.1924, Баку]
— драматург, сценарист, прозаик.
Родился Зорин в семье служащего; писать стихи начал с тех пор, как себя помнит: в 9 лет уже издали
книжку его стихов. Зорин заинтересовались взрослые писатели — И.Бабель и С.Маршак, а М.Горький даже
написал о нем очерк «Мальчик» (Горький М. СС: в 30 т. М., 1953. Т.27. С.284-287). Ему было 17 лет, когда
Бакинский русский драматический театр поставил его первую пьесу «Соколы» (1941); впрочем, пьеса
провалилась.
В 1946 Зорин закончил филологический факультет Азербайджанского университета, а в 1947 Московский
литературный институт им. М.Горького. Одновременно работал заведующим литературной частью
Русского драматического театра в Баку (1946-48) и корреспондентом газеты «Советское искусство».
После переезда Зорина в Москву на сцене Малого театра была поставлена его пьеса «Молодость» (1949), в
1953 на сцене Московского театра драмы появился «Откровенный разговор». Критика была настроена к
произведениям Зорина в основном доброжелательно. Положение изменилось после появления пьесы
«Гости» (1954), содержащей резкое обличение бюрократизма. Пьеса, поставленная в Театре им.
Ермоловой реж. А.Лобановым, подверглась уничтожающей критике (Об одной фальшивой пьесе //
Литературная газета. 1954. 27 мая; Главная забота драматурга // Театр. 1954. №6 и др.) и была тут же
исключена из репертуара. Активно высказалась печать. Состоялось «разгромное» обсуждение пьесы в
СП. Даже в публикациях середины 1960-х говорится, что пьеса давала «неверную, одностороннюю
картину советской действительности», а в середине 1970-х ее название вообще «выпадало» из
материалов о творчестве Зорина.
Объем опубликованного художественного наследия Зорин очень велик. Он — автор более 40 пьес (не
считая одноактных), 15 киносценариев, нескольких книг прозы, ряда статей и переводов. В последние
годы различные периодические издания время от времени публиковали отрывки из мемуаров Зорина
«Записки драматурга».
Писательская зрелость Зорина приходится на рубеж 1950-60-х. Во второй половине 1950-х в Театре им.
Моссовета идут пьесы «Алпатов» и «Чужой паспорт», обративший на себя внимание остротой постановки
вопроса о честности и принципиальности как неотъемлемых качествах коммунистов.
В 1957-58 ЦТСА (Центральный театр Советской Армии) выпускает пьесу о победителях в Великой
Отечественной войне «Светлый май» («Концы и начала»), а также сатирическую комедию «Добряки»,
беспощадно высмеивающую беспринципность в научной жизни.
В 1959 написана кинокомедия «Человек ниоткуда»; в 1960 — лирическая драма «Увидеть вовремя» (о
становлении характера молодого современника); в 1961 — пьеса «По московскому времени» и
киносценарий ставшего широко известным фильма «Мир входящему» (совместно с А.Аловым и
В.Наумовым), а также посвященная памяти отца драматическая хроника «Друзья и годы», достаточно
откровенно изображающая трагическую четверть века с середины 1930-х по начало 1960-х. Пьеса сразу
же была поставлена во МХАТе, Ленинградском академическом театре драмы им. Пушкина и послужила
основой для популярного в свое время одноименного фильма.
В 1962 была написана лирическая драма «Палуба», поставленная Московским драматическим театром им.
Станиславского; в 1963 — комедия «Энциклопедисты», сразу принятая к постановке там же.
В 1964 создается острая сатира, которую не спас даже подзаголовок «древняя история» — ее сценическая
биография оказалась достаточно грустной... За «эпиграмматическую, притчевую, с веселой фантазией,
ироническую, с сарказмом» (Фролов В.— С.302), повествующую о взаимоотношениях художника и власти
«Римскую комедию» («Дион») сразу же взялся Г.Товстоногов. Но после партийного просмотра готовый
спектакль был запрещен. Позднее пьеса с большими поправками была поставлена Р.Симоновым в Театре
им. Вахтангова, а полностью опубликована только в 1986 («Избранное»).
В 1965 появляется еще одна «комическая история», на этот раз на современную тему — «Серафим, или Три
главы из жизни Крамольникова».
Большой успех приносит Зорину 1967 — в это время московский «Современник», руководимый
О.Ефремовым, осуществляет грандиозную юбилейную (к 50-летию советской власти) постановку
«революционной трилогии» — о трех этапах русского освободительного движения. Текст первой пьесы —
«Декабристы» (1966) принадлежит Зорину. Трилогия пользовалась очень большой популярностью
(обстоятельный анализ трагедии Зорина был сделан одним из ведущих критиков «Нового мира»
В.Лакшиным). Не меньший успех, на этот раз не только в России, но и за рубежом, выпал на долю
датированной тем же 1966 пьесы Зорина «Варшавская мелодия», посвященной, казалось бы, совершенно
«частной» совр. проблеме — любви русского студента-технолога и обучающейся в Советском Союзе
будущей польской певицы, чье счастье оборвал появившийся в это время закон, запрещающий браки с
иностранцами (в 1998 Московский театр им. Ермоловой поставил своеобразное продолжение этой пьесы
«Перекресток»: герои случайно встречаются в аэропорту, когда им уже за 70, без слов понимая,
насколько безмерно дорогой оказалась плата за жизнь, прожитую в согласии с «державными нуждами, но
в разладе с самим собой...»).
В следующем, 1967 Зорин заканчивает отложенную в свое время (см.: За кулисами пьесы. С.199)
очередную трагикомедию из жизни ученых «Коронация», а также киноповесть «Секундомер»,
принадлежащую к тем произведениям Зорин, которые отражают его спортивные интересы.
В 1970 поставлена «Театральная фантазия» — комедия-водевиль с прологом и эпилогом; завершена пьеса
«Медная бабушка», имеющая подзаголовок «Диалоги» и посвященная эпизодам из жизни Пушкина (время
действия пьесы — лето 1834). Наконец, к этому же времени относится формально одноактная (но ее
«семнадцать эпизодов» по числу страниц соответствуют «полнометражной» пьесе) комедия «Мужчины и
женщины» («Бурные дни Гарунского»), написанная специально для М.Мироновой и А.Менакера.
В 1971 была опубликована киноповесть «Гроссмейстер» — очередное обращение Зорина к спортивной
теме.
В 1972 была закончена близкая по внутреннему пафосу к «Палубе» психологическая драма «Транзит», а
1973-м датирована окончательная редакция пьесы «Стресс», над которой обычно «стремительный» Зорин
работал несколько лет.
В 1974 появилась драма на исторический сюжет «Царская охота». Трагическая судьба ее
героини-«самозванки», восставшей против Екатерины Великой и соблазнившей к тому же всесильного
временщика, графа Алексея Орлова, навлекла на автора упреки в сентиментальности и даже
мелодраматизме, что не помешало постановке пьесы в ряде театров и кино. Сам же Зорин был глубоко
возмущен тем, что пьесу, имеющую реальную историческую основу, в одной из рецензий объявили
«историческим анекдотом». Вторая половина 1970-х — начало 1980-х принесли целый ряд новых комедий:
«Незнакомец» (1977), «Измена» (1979), «Это беспощадное искусство» («Поговорим как художник с
художником», 1980), «Карнавал» (1981).
В 1980-е в творчество Зорина властно входит проза. На многочисленные вопросы об этом повороте в
творчестве Зорин ответил, что пьеса может многое, но не все: «Все может только проза. Она дает
возможность высказаться не только героям, но и автору, причем без неизбежных в драматургии
ограничений» (Сохраняю надежду. С.270). Прозаический цикл объединен очень важной для автора,
поначалу во многом автобиографической фигурой Константина Ромина. Цикл включает в себя
произведения, различные по объему и жанровым признакам: «Хохловский переулок» (повесть, 1974-80),
«Старая рукопись» (роман, 1980), «Странники» (роман, 1981-83), «Прощальный марш» (повесть, 1984),
«Избирательная кампания» (маленькая повесть, 1986) и «Злоба дня» (роман, 1990). Художественное время
в повестях и романе «Старая рукопись» — 1950-70-е, это в основном юность героя. Но уже к концу романа
герой мужает, и «биография автора мало-помалу отделяется от биографии его героя — тот выбирает свою
дорогу» (Покровские ворота. Т.1. С.5). Романы «Странник» и «Злоба дня» охватывают время конца 1980-х
— начала 1990-х. В последних романах Зорин речь идет о «разрушительном состоянии духа, которое все
больше охватывает страну» (Там же).
Продолжая одновременно работать и в области драматургии, в 1985 Зорин написал пьесу, посвященную
главе грузинского романтизма «Счастливые строчки Николоза Бараташвили» (с подзаголовком «Диалоги»;
опубликована в 1986).
Летом 1985 была закончена сатирическая комедия «Цитата», а в июне 1986 уже состоялась ее премьера в
Московском театре им. Моссовета. Почти в это же время завершается историческая пьеса «Пропавший
сюжет».
В 1987 удалось после долгих мытарств опубликовать киносценарий «Закон» (в соавторстве с А.Аловым и
В.Наумовым).
В 1989 журнал «Искусство кино» расскажет о том, каков был путь этого произведения к читателю и
зрителю, как кино «избавляли» от крамольных тем, доказывая, что «никакого культа личности не было»
(№1. С.100-103). В одно время с «Законом» публикуется «Максим в конце столетия» (постановки в том же
году в Театре им. Моссовета и Театре им. В.Ф.Комиссаржевской в Ленинграде). Пьеса посвящена острым
этическим проблемам. Зорин протестует против отказа от памяти, отречения молодежи от всего, что было
в собственной истории, против примитивного унижения старшего поколения, которое безропотно
принимает эту несправедливость. Даже сам Максим говорит отцу: «Теперь у вашего брата такая мода —
кланяться перед нашей шпаной. Ах, простите, мы виноваты, что вы дебилы и недоноски. А мы вам
милостиво киваем: само собой...» Отец Максима — следователь Орехов — потерпел в свое время
поражение в борьбе с нарушителями закона «сверху», теперь он буквально одержим ненавистью и
стремлением к расправе с «разжиревшей сволочью». Дед же Максима, переживший значительно больше,
чем отец и сын, понимает, что зло опасно — оно может породить только новое зло.
В 1991 появляется новая комедия «Союз одиноких сердец», а в 1992 — драма «Граф Алексей
Константинович».
В 1998 Театр им. Моссовета поставил спектакль «Московское гнездо» — об отечественной интеллигенции,
которая сумела противостоять давлению диктатуры, но растерялась и не нашла себя в эпоху обновления
и перемен...
Почти все пьесы Зорина поставлены на Родине и в зарубежных театрах, переведены на ряд иностранных
языков. Многие события в творческой биографии автора получили отражение в мемуарной книге Зорина
«Авансцена: Записки драматурга» (1995). Начиная с 1980-х в критике установилось мнение о Зорине как о
писателе, которому присуще «непрерывное ощущение тревожности времени», для которого даже история
— «не мертвая ткань жизни, но энергия мысли, примера, образа, необходимого нам сегодня».
Еще в середине 1980-х Зорин сказал, что он «всю жизнь пишет одно произведение» (Сохраняю надежду.
С.271). В изданиях избранных пьес Зорин пытается циклизировать их, как он позднее сделает это в прозе.
Этот процесс не завершен — название циклов и их составляющие меняются: «Исторический театр»,
«Перевернутые страницы», «Удивительные карьеры», «Задумчивые комедии», «Покровские страсти» и
т.д. Весь этот огромный массив разнообразного по темам и жанрам зоринского творчества объединяет
пафос сохранения человеческого достоинства личности как условия существования всего человечества.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх