Знаменский Анатолий Дмитриевич
|
Другие персоны с фамилией Знаменский
Другие персоны с именем Анатолий Кто родился в этот день 01.05 Кто родился в этот год 1923 |
[1.5.1923, хутор Ежовский ст. Слащевской (ныне Алексеевского р-на Волгоградской обл.) — 3.3.1997,
Краснодар]
— прозаик, поэт.
Из донских казаков. В 10-м классе средней школы был осужден по политическим мотивам на 6 лет.
Наказание отбывал в Ухто-Печорском лагере на Крайнем Севере. По истечении срока был приговорен
Особым совещанием МГБ СССР к пожизненной ссылке (об этом Знаменский рассказал в повести «Хождение
за правдой», 1992).
До 1958 работал на новостройках Крайнего Севера и в нефтеразведке. Был строителем-разнорабочим,
десятником каменного карьера, старшим нормировщиком и начальником отдела труда и зарплаты в
управлении Верхне-Ижевского района. Около полутора лет заведовал отделом промышленности районной
газете «Ухта». Одновременно начал заниматься литературной деятельностью, пробуя силы в поэзии и
прозе. Литературным дебютом Знаменского стал роман «Неиссякаемый пласт» (1-я книга опубликована в
журнале «На рубеже» в 1950, 2-я- там же в 1952). Знаменский воссоздает в романе образы рабочих
бурового участка, бывших заключенных, людей с изломанными судьбами, преодолевающих в себе
«социальный комплекс неполноценности».
В 1958 выходит роман «Ухтинская прорва» об освоении нефтяных богатств Севера. Знаменский
показывает конкурентную борьбу российских и иностранных дельцов за ухтинскую нефть в начале XX в.
Усилия дельцов пробиться с ухтинской нефтью на европейский рынок терпят крах. Миру стяжателей в
романе противостоят люди из народа (коми охотник Яков Опарин, русский рабочий Пантя Батайкин,
ссыльный революционер-марксист Андрей Никитин). Знаменский достоверно воспроизвел
дореволюционный быт, обычаи народа коми, запоминающиеся картины строгой природы северного края.
В 1958-1960 Знаменский учился на Высших литературных курсах при СП в Москве, где познакомился с
В.П.Астафьевым, Е.Носовым, Б.Можаевым, С.Викуловым. После окончания курсов Знаменский приехал в
небольшой городок нефтяников Хадыженск, позднее перебрался в Краснодар. Здесь были написаны
основные произведения, публиковавшиеся в журнале «Молодая гвардия», «Север», «Наш современник»,
«Дон», альманах «Кубань» и др., а также выходившие отдельными книгами в издательствах Москвы и
Краснодара. Среди них — сборник рассказов «Прометей №319» (1961), романы «Иван-чай» (1963), «Как
все» (1965), повести «Сыновья Чистякова» (1962), «Кубанка с красным верхом» (1965), «Обратный адрес»
(1966), «Осина при дороге» (1969; первоначальное название — «По следам неопубликованных писем»,
1968), «Семь концов» (1972), «Безымянные высоты» (1977), сборник рассказов «Хлебный год» (1979) и др.
Герои прозы Знаменского — люди труда: нефтяники, шоферы, крестьяне, казаки. В романе «Иван-чай»
рассказана история освоения северной нефти в годы Великой Отечественной войны. Романы «Ухтинская
прорва» и «Иван-чай», составившие историко-производственную дилогию, были значительным шагом
вперед в творчестве 3. «Мне все интересно в твоей книге,— писал Знаменский.
14 окт. 1964 Ф.А.Абрамов об "Иван-чае",— и свежее чувство Севера (я, северянин, завидовал тебе), и
люди твои, и события, которые ты умеешь вязать в крепкий узел... Писатель Знаменский мне нравится»
(Дюжев Ю.— С.4). Судьба героя «Иван-чая» — Алешки Овчаренко, бывшего заключенного, вора,
рвущегося на фронт, послужила для Знаменского толчком к написанию повести на лагерную тему «Без
покаяния» (1963). Отправленная в журнале «Новый мир», она была одобрена редакцией, но не
напечатана. Увидела свет почти 30 лет спустя (Кубань. 1992. № 7-12).
В романе Знаменского «Как все» (1965) затронуты актуальные для своего времени производственные
проблемы — поиски в рабочем коллективе новой, более совершенной системы организации и оплаты
труда. Мысль о бригадном подряде оказалась тогда не востребованной обществом. С проблематикой
романа «Как все» в значительной мере связана идея повести «Семь концов». В произведениях
«кубанского» цикла Знаменский сосредоточен на буднях хуторской и станичной жизни, проблемах
нравственного самочувствия народа. Отчужденность между людьми, ослабление духовных связей с
землей — тема рассказа «Поздний костер» (1970). Костер, зажженный в степи одинокими людьми,
воспринимается как сигнал бедствия. Озабоченный тревогой за будущее русской деревни, Знаменский
стремится выявить глубинную связь между прошлым и настоящим, утвердить этические идеалы на
примере многовековых, еще не утраченных традиций русского крестьянства. В центре повести
«Завещанная река» (1968) — события крестьянско-казачьего восстания под предводительством
Кондратия Булавина. Знаменский проводит в повести мысль о том, что для русского крестьянства Дон и
Яик всегда были «двумя светлыми оконцами». Здесь люди искали воли. «Пока Дон да Яик живы, правда на
земле есть». В повестях «Осина при дороге», «Обратный адрес», «Безымянные высоты» расширена сфера
социальной и этической проблематики. Эти повести создавались в то время, когда главное внимание
лит-ры было приковано к проблемам народной этики, нравственным истокам и основаниям русского
национального характера. В облике героя повести «Обратный адрес» Знаменский тонко уловил состояние
души молодого человека, не знающего, где обрести свое счастье. Оставив старуху-мать, он уезжает из
станицы в дальние края, мать умирает, не дождавшись сына. В этом произведении Знаменский воссоздал
медленный и сложный процесс «выздоровления» человека, в душе которого просыпается чувство земли,
чувство верности русскому полю. Высокие нравственные качества присущи и полковнику, герою повести
«Безымянные высоты», осуществившему с женой и сыном поездку по местам былых боев.
Главная книга Знаменского — роман-хроника «Красные дни», над которой писатель работал 20 лет
(1961-81), назвав ее комментарием к роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон». Между тем это —
многоплановое, построенное на документах произведение об одном из сложнейших и запутанных вопросов
отечественной истории — роли казачества в революции (прежде всего красного казачества Дона,
поддержавшего советскую власть в годы Гражданской войны), об истоках его трагедии —
«расказачивании». Освещая этот вопрос, Знаменский показывает «не опасение, что казачество не пойдет
за революцией, а опасение, что казачество отвергнет фарисейско-диктаторские планы Троцкого, и это
побудило его подручных прибегнуть к экстремистской акции «расказачивания» (Осадчий П.И. Правда
истории // Роман-газета. 1989. №2. С.127). Не изображая ход Верхне-Донского восстания, Знаменский
вместе с тем вскрывает истинные причины этого мощного народного возмущения, возникшего как реакция
на экстремизм отдельных политических деятелей от советской власти (Троцкого и др.) по отношению к
казачеству.
В центре повествования — сложный и противоречивый образ вожака народных масс, командарма
Ф.К.Миронова, третьего человека в Республике, награжденного орденом Красного Знамени, над именем
которого долгое время довлело клеймо «врага народа». «Как не согласиться с Мироновым,— пишет
Ю.И.Дюжев,— который в <...> письме к Ленину высказал открытое недовольство такой властью,
которая "смотрит на народ как на материал для опыта при проведении своих утопий, хотя бы и отдающих
раем", и высказал убежденность, что "коммунистический строй — нужнее долгого и терпеливого
строительства, любовного, но не носильного"» (Дюжев Ю.И. Древо памяти: статьи о прозе России.
Петрозаводск, 1990. С.11). Свое отношение к Миронову, человеку героико-драматической судьбы,
Знаменский выразил в письме к сыну опального командарма: «Он был герой и кристальной чистоты
человек, он понимал события лучше многих, стоявших на вершине власти, и не мог предпринять никаких
других шагов, кроме тех, которые героически предпринимал. Другого выхода ни для самого Миронова, ни
для народа Дона, который он горячо любил и защищал, не было» (Бирюков Ф.Г. На пути к истине //
Роман-газета. 1989. №2. С.122). Наряду с Мироновым Знаменский создал живые, запоминающиеся образы
лиц из его окружения — писателя Ф.Д.Крюкова, жены командарма Надежды, поэта Жирова и др.
За роман «Красные дни» Знаменский была присуждена Государственная премия РСФСР им. М.Горького
(1990).
Знаменский известен как поэт и литературный критик. Его стихи представлены в сб. «Курганы» (1977),
литературно-публицистические статьи о творчестве М.Шолохова, В.Лихоносова, В.Астафьева и других
писателей объединены в книге «Купина неопалимая» (1980).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх