Зись Авнер Яковлевич  
 | 
| 
Другие персоны с фамилией Зись 
 Другие персоны с именем Авнер Кто родился в этот день 18.11 Кто родился в этот год 1910  | 
      
- специалист по эстетике, общей теории искусства, методология эстетических исследований; доктор философских наук, профессор 
      
Род. в г.Умань. 
      
Окончил исторический факультет Киевского института народного образования (1930). 
      
Участник Великой Отечественной войны. 
      
Преподавал философию в различных вузах, в том числе в ГИТИСе и в МГУ. 
      
С 1977 - заведующим отделом эстетики и общей теории искусства Росссийского института искусствознания. 
      
Кандидатская диссертация - "Вопросы этики в марксизме" (1939). 
      
Докторская диссертация - "Вопросы искусства в марксистской эстетике" (1966). 
      
Являлся вице-президентом Эстетической ассоциации РАН. Заслуженный деятель науки РФ. Исследуя широкий круг проблем философско-эстетической теории и современного искусствознания, Зись сосредоточил свое внимание на разработке трех актуальных направлений. 
      
1. Взаимоотношение философского мышления и художественного творчества. Здесь Зись разработал философскую концепцию общекультурного характера. Искусство и философия рассматриваются им как два взаимозаменяемых, но с необходимостью обращающихся друг к другу феномена культуры. Искусство выступает в его концепции не только как объект, но и как источник философского знания, а философская рефлексия - как образующая интеллектуальный климат, обусловливающий глубину художественного постижения действительности. Зись обосновано разграничение собственно философии и художественно-философского знания. Философичность искусства выводится из самой его природы, искусство рассматривается как модель духовной культуры, а философия - как самосознание художественной мысли. 
      
2. Выявление природы искусства и художественного творчества. В этом плане взгляды Зися претерпели определенную эволюцию. Если в ранних его работах акцентировалось функциональное назначение искусства, то в 70-80-е гг. он разрабатывал концепцию самоценности художественного творчества, не имеющей, однако, как считал автор, ничего общего с эстетическим изоляционизмом. Его концепция предполагала органическую приобщенность художественного текста к культуре. Особое место занимало обоснование универсальной природы художественной ценности и раскрытие сущности самой категории "художественность". 
      
3. Методология современного искусствознания. По мнению Зися, необходимо не только конвергентное (междисциплинарное), но и дивергентное изучение искусства, учитывающее его имманентные особенности. Он обосновывал статус искусствознания как науки, выявлял его структуру, изучал соотношение между искусствознанием как наукой и современной системой наук, изучающих искусство и художественное творчество.
Литература и другие источники информации
| 
 
Дата последнего изменения:  | 
Наверх