Завьялова Маргарита Павловна
|
Другие персоны с фамилией Завьялова
Другие персоны с именем Маргарита Кто родился в этот день 03.03 Кто родился в этот год 1939 |
- специалист в области теории познания; доктор философских наук, профессор
Род. в г.Топки Кемеровской обл.
Окончила историко-филологический факультет Томского университета (1961).
Работала на кафедре философии в Томском университете: прошла путь от лаборантки до профессор;
с 1990 - заведующий кафедрой, декан философский факультета этого университета.
Кандидатская диссертация - "Проблема моделирования в историческом исследовании" (1970).
Докторская диссертация - "Проблема преемственности в социально-историческом познании: методологический и гносеологический аспекты" (1990).
Работает над методологическими и гносеологическими проблемами социально-исторического познания. Центральное место в ее исследованиях занимает проблема преемственности. Последняя рассматривается как фундаментальная закономерность, одновременно выступающая объектом познания и детерминантой развития социально-исторической науки.
Согласно Завьяловой, соотношение прогресса и регресса в развитии различных областей общественной жизни, в том числе и науки, зависит от того, что воспроизводит преемственная связь в качестве исходной основы - исторически преходящие, особенные, или непреходящие, конкретно-всеобщие, формы и ценности. Преемственность обосновывается как особый методологический принцип социально-исторического познания, для которого характерны определенные функции. Так, показывается, что эвристическая функция заключается в регуляции процесса использования накопленного знания в научном творчестве; объяснительная функция состоит в ориентациии исследования на раскрытие преемственных связей и форм их проявления в изучаемых исторических процессах.
Завьялова исследует также проблемы философского образования. Она анализирует философские основания разработки новых стратегий образования, где приходит к выводу о необходимости сохранения непреходящих духовных ценностей российской культуры в качестве фундаментальной основы новой образовательной модели. Считает, что возрождение России должно начаться с возрождения во многом утраченных духовных основ национального русского образования (стремление не просто к познанию мира, но и к постижению нравственного принципа мироздания; желание победы "истинного бытия" над ложью, неправдой и несправедливостью).
В ряде статей 90-х гг. Завьялова анализирует методологические, теоретические и методические вопросы многоуровнего университетского образования, в том числе философского.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх