Жигулин Анатолий Владимирович
|
Другие персоны с фамилией Жигулин
Другие персоны с именем Анатолий Кто родился в этот день 01.01 Кто родился в этот год 1930 |
[1.1.1930, Воронеж — 6.8.2000, Москва]
— поэт, прозаик.
Отец — из крестьянской семьи, начальник почты в воронежском с. Подгорном. Там прошли детские годы
Жигулина, определились духовные основы будущего писателя: совестливое отношение к человеку и
живому в мире, чувство единства личной судьбы с судьбой России. От отца слышал народные сказки, от
матери (она из потомков декабриста и поэта В.Ф.Раевского) узнал о «Кавказском пленнике» Л.Н.Толстого.
Стихи Жигулин начал писать в юности. Первая публикация появилась в 1949 в областной газете
«Коммуна»; затем в альманахе «Литературный Воронеж» было опубликовано стихотворении «Пушкинский
томик» (1949. №2). Первые стихи написаны под влиянием есенинской поэзии.
В 1949 Жигулин — студент-первокурсник Воронежского политехнического института — был арестован за
участие в подпольной антисталинской организации (в конце 1980-х Жигулин расскажет об этом в
автобиографической повести «Черные камни»); до 1954 включительно находился в заключении в Сибири
— строил железную дорогу Тайшет-Братск, работал на золотых и урановых рудниках. Там было
подорвано здоровье. Несмотря на тяжкие, унизительные условия, в которых находился поэт, он сохранил
способность утверждать идеи добра, доверия и сострадания: стихи 1950-х — о «зверьке Тимошке»,
которого заключенные выхаживали «до самых теплых деньков», а потом «отпустили зверька на волю»
(«Бурундук»); о конвоире, который дал заключенным «полпачки махры» («Кострожоги»), о заключенных,
которые помогали родной стране «своим нерадостным трудом» («Поезд»).
Этическая позиция Жигулина в начале 1960-х была двойственной. В некоторых стихах присутствовала
мысль о предпочтении жесткого отношения к человеку, поэт осуждал «слезы» как антипод «мужества»
(«Москва слезам не верит»). Однако газетно-публицистическое мышление, проявившееся в первом сб.
«Огни моего города» (Воронеж, 1959), не укрепилось в творческой практике Жигулина. Этому помогла
встреча с А.Т.Твардовским, которого заинтересовала вторая книга Жигулина «Костер-человек» (Воронеж,
1961). В стихотворении «Москва слезам не верит» Твардовский попросил изменить конец: «Сделайте его
теплее, тоньше, человечнее...» (Страницы автобиографии // Из разных лет, из разных далей. С.15-16).
В 1962 в «Новом мире» был опубликован колымский цикл Жигулина: «Флажки», «Ночная смена», «Земля»
(1962. №1. С.78-79). А.Твардовский помог Жигулину утвердиться в своей духоподъемности, осознать
высокую гуманность и лирическую субъективность как неотъемлемые и высшие признаки поэзии.
В 1963 Жигулин переехал на жительство в Москву. Постепенно в его творчестве стало доминировать не
сюжетное стихотворение, а различные формы лирического самовыражения. Тонкими акварельными
красками воссоздавал он пейзаж среднерусской природы («Осень, опять начинается осень...», «Скоро,
скоро холода...», «Метель и листья» и др.). Большой удачей стало создание стих. «Калина» (1976), свежо
и ярко запечатлевшего тему «памяти горькой» о страшной дороге войны. Знакомый всем пейзаж у
Жигулина окрашен чувствами героя, прошедшего через беды военного лихолетья и «неволи», героя,
который всегда будет помнить «людей с номерами» и который не хочет отказываться от «трудной темы»
сибирских лагерей («Черные листья осины...», 1969).
Образ России — один из главных в поэзии Жигулина: знакомые с детства «маковки церквей за пиками
елок» («Дорога на Плес», 1964), «И ржавый крест над колокольней...» («О, Родина! В неярком блеске...»,
1967). Жигулин вместе с такими поэтами, как В.Н.Соколов, Н.М.Рубцов, помогал сохранить в сознании
современников традиционный облик святой Руси и выразил чувство горечи, вызванное утратой многих
духовных ценностей. Но Жигулин дорог «и низкий холмик со звездой...», ибо она над могилой товарища по
лагерю или солдата, защищавшего страну от фашистского нашествия.
В 1970-е «церковь белая» с «серебряным крестом» перестает быть только приметой национального
пейзажа или принадлежностью русской культурной истории. Герой Жигулина задумывается о Боге
(«Воронеж, детство, половодье», 1972); его все сильнее волновал вопрос смерти и бессмертия души вне
«этой жизни на земле» («Скоро, скоро холода...», 1973), о «связи небес и человека» («Суздаль», 1973;
«Крещенье. Солнце играет», 1976). Образ света озаряющего становится сквозным в поэзии Жигулина в
конце 1970-х и в 1980-е («кресты не померкли», «кресты блестят», «светится лик золотой»).
Христианская идея любви определяет теперь этику Жигулина: «церковь» — «для меня — любовь»
(«Коломенское», 1975). Он убежден, что только «Бог — задумчив и суров» и еще «Любовь, что так кротка
и терпелива», могут вдохновить на создание подлинных произведений искусства («Архангельское», 1973)
Духовность, заботу о душе Жигулин полемически противопоставлял «радостям быта» («Пишу о душе. А
душа...», 1974).
В те же годы Жигулин активно разрабатывал историческую тему (фрагменты поэмы «За други своя»), в
начале 1980-х начата работа над поэмой о В.Ф.Раевском. Особое внимание Жигулин уделял фактам
уничтожения духовных ценностей в начале 1930-х («Из российской истории», 1976; «Сто лет горит
лампада..«», 1980). «Огонь лампады» у могилы героя русско-турецкой войны 1878 Жигулин ставил в один
ряд с Вечным огнем у могил солдат Великой Отечественной войны.
В 1984 он написал об исторической связи между Георгиевским крестом и орденом «Знак Почета»
(«Георгиевский крест — награда небольшая...»). Идея единства русской истории и преемственности
поколений защитников чести и достоинства Отечества — характерная черта исторического сознания
Жигулина 1980-х.
В 1980-е усилилось трагическое начало в поэзии Жигулина: жизнь «боли полна»; «ветер боли и тревоги /
Над бедной родиной моей...» («Покинутая деревня», «На родине»).
В 1982 Жигулин написал о своей вещей тревоге, о предчувствии новых бед и страданий: «С кроткой
молитвой / За камни святые берусь, / Вижу, как ворон кружится / Далече-далече...» («На псковской
земле»).
В начале 1990-х Жигулин создал цикл из 12 стихотворений «Тревожное время России» (Литературная
газета. 1992. 23 дек.), где нашли отражение основные темы жигулинского творчества (ответственность
перед прадедами за целостность Отечества; память о «колымском конвое»; любовь, неподвластная
времени; защита исторической правды). Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта,
видящего укрепление власти дьявола и разгул зла, терзающих «горемычную страну». Жигулин рисовал
картину разрушения родины. Поэт-гражданин чувствует «щемящее горе» народа, слышит его «стон в
переходах метро». Он отвергает «соблазн оставить» Россию, ибо для него сильнее другое чувство: «Ах,
страна дорогая, как ты сердцу близка...» Это блоковское понимание любви к родине впервые Жигулин
сформулировал в начале 1980-х: «И эту старую поветь / Нельзя забыть, нельзя оставить...» («Из далекого
прошлого»). В цикле возникает также блоковская тема смерти поэта, которая ранее появлялась в стих.
«Смертный час». Но поэт преодолевает и предчувствие смерти, и душевную усталость, ибо он должен
помочь стране пройти «голгофу», нужно служить России, пока «еще не расстреляно сердце».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх