Ефремов Иван Антонович
|
Другие персоны с фамилией Ефремов
Другие персоны с именем Иван Кто родился в этот день 22.06 Кто родился в этот год 1907 |
[9(22).6.1907, пос. Вырица под Петербургом — 5.10.1972, Москва; похоронен в пос. Комарове» под
Петербургом]
— прозаик, публицист, критик, философ-футуролог.
Отец Ефремова — солдат лейб-гвардеец из заволжских крестьян, ставший крупным лесоторговцем, имел
прекрасную библиотеку. Рано научившийся читать Ефремов с 6 лет увлекся романами Жюля Верна,
книгами о путешествиях. Из-за болезни младшего брата Ефремова семья переехала в г.Бердянск; вскоре
родители разошлись. В годы революции Ефремов становится воспитанником красноармейской автороты,
проходит с ней по дорогам Гражданской войны до Перекопа. После этого возвращается в Петроград,
работает (чернорабочим, подручным шофера и др.) и учится в 6-й единой трудовой школе. Уже в это
время Ефремов знакомится с рядом ученых, получает возможность пользоваться крупными научными
библиотеками. Особую роль в его судьбе сыграл знаменитый зоолог и палеонтолог — академик
П.П.Сушкин, распорядившийся поставить стол для юного энтузиаста науки в своем рабочем кабинете. Но в
геологическом музее, которым он заведовал, не нашлось лишнего «пайка», и Ефремов, сдав экзамены за
Мореходные классы, уезжает служить на Тихий океан, а затем перебирается на Каспийское море. Через
некоторое время П.П.Сушкину все-таки удается выхлопотать ставку для своего любимого ученика.
Ефремов работает препаратором в музее, посещает лекции в университете и ездит в многочисленные
палеонтологические экспедиции — на север России, Урал, в Закавказье, Среднюю Азию, Казахстан,
Киргизию.
В 20 лет Ефремов публикует свою первую научную работу, через несколько лет их насчитываются уже
десятки.
С 1929 Ефремов принимает самое активное участие и в геологических исследованиях, совершает ряд
открытий. Расширяется «география» его экспедиций — Сибирь, Якутия, Монголия, пустыня Гоби...
В 1935 Ефремов оканчивает (экстерном, как и школу) геолого-разведочный факультет Горного института.
В 1940 он получает степень доктора биологических наук. Имя Ефремова-ученого приобретает все
большую известность.
После тяжелой болезни с 1942 Ефремов оказывается надолго прикованным к постели. Человек
неукротимой энергии, он находит ей выход в создании цикла своих первых приключенческих и
научно-фантастических новелл, которые объединяет названием «Рассказы о необыкновенном». Это были
«Эллинский секрет», «Олгой-Хорхой», «Озеро Горных Духов» (в первых изд.— «Дены-Дерь» или «Тайна
горного озера») и др. До конца 1944 к ним прибавились «Бухта Радужных Струй», «Обсерватория
Нур-и-Дешт», «Тень минувшего», «Атолл Факаофо» (первое название — «Телевизор капитана Ганешина»).
С 1944 эти рассказы начинают публиковаться в «Новом мире», «Технике — молодежи», а также в военных
журналах «Красноармеец» и «Краснофлотец». Вскоре выходят отдельные сборники, названные по
одноименным рассказам: «Встреча над Тускаророй» (1944), «Белый Рог» (1945; сам рассказ в первой
публикации назывался «Ак-Мюнгуз»), «Алмазная труба» (1946), а также озаглавленные по числу
вошедших в них произведений «Пять румбов» (1944) и «Семь румбов» (1945).
Одним из первых высоко оценил литературный дебют Ефремова уже тяжелобольной А.Н.Толстой — за
«правдоподобие необычайного» и необыкновенно «изящный и холодный стиль» (под «холодностью»
имелись в виду краткость и научная точность изображаемого). Эта точка соприкосновения не случайна. В
дальнейшем Ефремов будет продолжать традиции именно толстовского детектива и научной фантастики:
мастерски построенный увлекательный сюжет, основанный на разработке новых научных идей,
актуальная социально-философская проблематика, положенная в его основу, язык, сочетающий научную
четкость и изобразительное мастерство, наконец, яркие и своеобразные характеры, как реалистические
— современников, так и построенные по принципу экстраполяции образы героев из будущего или
прошлого. Доброжелательное отношение читателей и критики к первым публикациям Ефремова было
всеобщим; особенно привлекало сочетание ошеломляющих научных гипотез с увлекательными, часто
драматически напряженными сюжетами.
К началу 1950-х рассказы Ефремова были переведены на английский, французский, немецкий, польский,
румынский, чешский, венгерский, болгарский языки, а также на многие языки народов СССР. Не только
научные труды, но и художественного произведения Ефремова стремительно приобретали мировую
известность.
Вскоре к 13 рассказам, опубликованным в 1944-45, прибавляется написанная в эти же годы, но
опубликованная позднее историческая дилогия «Великая Дуга» (повести «На краю Ойкумены», 1949, и
«Путешествие Баурджеда», 1953, посвященные временам Древнего Египта и античной Греции), первые
«космические повести» («Звездные корабли», 1947, «Cor Serpentis», 1959, в последующих публ.— «Сердце
Змеи»), а также увлекательный путевой дневник «Дорога Ветров» (1956). Ефремов не оставляет и жанр
рассказа — «Адское пламя» (написан в 1948, опубл. в 1954), «Юрта Ворона» и «Афанеор, дочь
Ахархеллена» (оба-1960).
Самый большой успех выпал на долю первого научно-фантастического романа Ефремова о человечестве
XXX в.— коммунистической утопии «Туманность Андромеды». Его появление (1957) совпало с запуском
первого советского спутника Земли. Произведение стало известно во всем мире, вызвало огромное
количество откликов — от научных статей и диссертаций до многочисленных читательских писем.
Человек воистину энциклопедических знаний (не только по геологии и палеонтологии, но и философии,
которой Ефремов очень серьезно занимался с 1920-х, а также по истории, медицине, ботанике, зоологии,
астрономии, космонавтике), он не был в литературе только представителем «социологической научной
фантастики», как утверждается в ряде работ. В одном из последних интервью, опубликованном уже после
смерти писателя (Литературное обозрение. 1977. №4. С.107-109), Ефремов говорил о высшем типе разума,
охватывающем всечеловеческий фонд знаний. Проникновение в глубинные закономерности развития
природы и общества дает носителям такого разума феномен предчувствия и предвидения. К этому
следует добавить и дар футуролога. Ефремов говорил не о себе, но именно этими качествами обладал он
сам. Общеизвестно, что геологи нашли в Якутии богатое месторождение алмазов именно там, где
происходило действие рассказа «Алмазная труба». На Алтае было открыто ртутное месторождение,
предсказанное в «Озере Горных Духов». Ефремовская фантастика стала реальностью, когда на Урале, в
Башкирии нашли Капову пещеру с древними рисунками африканских животных. Изобретатель голографии
Ю.И.Денисюк подчеркивал, что идею своего открытия он почерпнул в рассказе Ефремов «Тень
минувшего». Возможности ефремовского моделирования будущего еще не постигнуты не только в сфере
науки и техники, но и в областях социологии, экономики, психологии, биологии, эстетики.
Последний период жизни и творчества Ефремов оказался для него очень нелегким — огромной работы
потребовали три романа, катастрофически ухудшалось здоровье. Вдобавок, чем больше росла
популярность Ефремова-писателя, тем чаще подвергалась критике художественная сторона его
произведений. К последним начали предъявлять требования с позиций жизнеподобного реализма и его
социально-психологических жанров, не учитывая различных модификаций романтических форм в
современного искусстве, а также собственно ефремовских приемов условности.
В конце 1962 Ефремов завершил роман «Лезвие бритвы» (1963). В увлекательном приключенческом сюжете
с элементами детектива раскрываются представления о нереализованных возможностях, заложенных
природой в человеке, нераскрытых могучих силах, пробуждение которых (путем соответствующего
воспитания и тренировки) может изменить лицо мира. Особое место в романе занимает концепция красоты
как высшей целесообразности природы и размышления о задачах подлинного искусства.
В это же время Ефремов работает над новым космическим сюжетом. По первоначальному замыслу это
должна быть повесть «Долгая заря» — о путешествии землян на отдаленную планету в созвездии Рыси,
где социальное развитие — при сравнительно высоком уровне техники — привело к олигархии
фашистского типа. В окончательном виде этот замысел воплотился в роман-предупреждение, антиутопию
«Час Быка», который явился продолжением «Туманности Андромеды» как по сюжету, проблематике, так и
по поэтической образности. Если в первом космическом романе Ефремов воплотил свои представления о
высшем типе гуманистической цивилизации, то «Час Быка» (отнюдь не отменяя написанного ранее)
показал, как зло, запрограммированное в прошлом, во многом деформирует будущее. Роман писался в
годы, когда была «заморожена» недолгая «оттепель», сменившись годами стагнации, а мир все больше
сотрясали предчувствия ядерного и экологического апокалипсиса. Ефремов предупреждал о
недопустимости бездумного уничтожении природы планеты.
В романе шла также речь о бесчеловечном устройстве общества, в котором ни во что не ставилась
человеческая жизнь, где правили ложь и бездарные властители. Ситуация оказалась узнаваемой. Как и
следовало ожидать, законченный в 1968 и успевший прорваться в печать (1968 — «Техника — молодежи»,
1969 — «Молодая гвардия», 1970 — отдельным изданием в сокращении), роман был подвергнут
негласному запрету: исчез из библиотек, библиографических справочников, из работ о научной
фантастике, не вошел в первое СС писателя. Лишь в официальном некрологе «Час Быка» был мельком
упомянут в перечислении. Впрочем, и смерть не спасла Ефремова — не прошло и месяца, по непонятным до
сих пор причинам был произведен обыск (А.Измайлов. Туманность // Нева. 1990. №5. С.189-188). По
другим данным, Ефремов умер на другой день после обыска — не выдержало сердце. (В.Баша. Странник из
Туманности Андромеды // Мир новостей. 1997. №47; 24 часа. 1997. №52). Была прекращена подписка на
уже объявленное 5-томное собр. соч.; имя Ефремова убирали даже из научных докладов, не имеющих
отношения к литературе. Вокруг Ефремова создавали вакуум. В этих условиях появился его последний
роман «Таис Афинская» (журнальная публикация, начавшаяся в последние месяцы его жизни — «Молодая
гвардия», 1972; отдельным изданием — 1973, уже посмертно). Роман предстал как своего рода мост от
прекрасного в прошлом к прекрасному будущему. Ефремов писал о неизведанных и неизмеренных
возможностях человека не только в труде, мыслях и поступках, но и в любви.
«Залповый выброс» изданий романа «Час Быка» начался на рубеже 1980-90-х — 5 изд. только в Москве, а
также в Ашхабаде,Воронеже, Горьком, Омске, Петрозаводске,Свердловске, Челябинске и др. городах. Но
этого Ефремов уже не увидел.
Многие интересные замыслы Ефремова остались незавершенными. Была давно задумана и уже «выношена»
повесть о Руси XIII в. «Дети Росы». О картинах отравления ноосферы и путях ее очищения должен был
повествовать роман «Чаша отравы». Маленькая повесть об одном из ключевых эпизодов русско-японской
войны — о бое броненосца «Ретвизан»с японской эскадрой — отразила бы размышления Ефремова,
вызванные пребыванием на Тихом океане. Название автобиографической повести «Последние зубцы»
воплотило дважды трагический образ — цепи далеких гор на горизонте, которые уже не суждено было
увидеть, и последние зубцы на кардиограмме...
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх