Ерофеев Виктор Владимирович
|
Другие персоны с фамилией Ерофеев
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 19.09 Кто родился в этот год 1947 |
[19.9.1947, Москва]
— прозаик, литературный критик.
Родился в семье дипломата, часть детства прошла в Париже. Хорошо владеет французским, английским и
польским языком. Окончил филологический факультет МГУ, аспирантуру института мировой литературы
АН СССР, в 1975 защитил кандидатскую диссератацию «Достоевский и французский экзистенциализм»
(издана в США в 1991). Начал публиковать статьи с конца 1960-х, параллельно писал рассказы. За участие
и организацию внецензурного альманаха «Метрополь» (1979) исключен из СП СССР, где успел пробыть
совсем недолго. До периода гласности и «перестройки» на родине не печатался. Восстановлен в СП в
1988.
Художественное творчество развивалось от традиционных форм реализма к грубому («грязному»)
натурализму и постмодернистской эстетике. в литературе занимает место писателя с эпатажной
репутацией (кощунственные сюжеты, ненормативная лексика, обращение к «низшему пласту»
человеческой жизни). Критики часто называют Ерофеева «enfante terrible» современной прозы.
После первой изданной в России книги «Тело Анны, или Конец русского авангарда» (1989) писатель
опубликовал свою программную статью «Поминки по советской литературе» (Литературная газета. 1990.
4 июля), которая вызвала бурную полемику в печати. Ерофеев отказал всей литературе советского
периода в праве на существование, считая, что «соцреализм — это культурная эманация тоталитаризма,
это бешенство литературы в замкнутом пространстве, это садомазохический комплекс писателя-атеиста,
продающего дьяволу душу, в существовании которого и которой он не верит». По его мнению, три линии
развития этой литературы — официозная, деревенская и либеральная — оказались в эпоху «перестройки»
в глубоком кризисе, прежде всего из-за гиперморализма. Новая литература, как считает Ерофеев, должна
быть готова к диалогу с любой культурой «для создания полисемантической, полистилистической
структуры с безусловной опорой на опыт русской философии начала XX в., на экзистенциальный опыт
мирового искусства, на философско-антропологические открытия XX в., оставшиеся за бортом советской
культуры, на адаптацию к ситуации свободного самовыражения и отказ от спекулятивной
публицистичности». В русле этих принципов сам Ерофеев и пытается организовывать эстетическое
пространство своих текстов.
В сборниках «Попугайчик» (1991), «Жизнь с идиотом» (1991) Ерофеев экспериментирует с эротической
темой. Особенно показателен в этом плане рассказ «Жизнь с идиотом», сюжет которого в то время
выглядел и эпатажным, и кощунственным. Семья в качестве наказания берет себе в дом ненормального
человека (идиота), внешне напоминающего В.Ленина. Он вступает в интимные отношения сначала с
женой, потом с хозяином, а потом убивает жену и расчленяет ее труп в ванной. Писатель создает
сюрреалистическую, галлюциногенную реальность. Ерофеев сознательно обыгрывает «запретные» темы:
склонность человека к определенным извращениям, садизму, ненормативному поведению, которые в его
интерпретации выглядят отвратительно и натуралистично. Однако интерпретация рассказа может легко
сводиться к поиску ответов на вечные вопросы — противостоянию милосердия и жестокости, зла и добра,
красоты и истины, а образ идиота (олицетворение зла) — своеобразная метафора подавления обществом
подсознательных инстинктов, личности человека. По наблюдению М.Липовецкого, «злоба мира — вот
важнейший мотив прозы писателя», и «в этом состоянии действительно сомнительной становится роль
борцов и героев, которые зачастую лишь умножают злобу мира» (Литературное обозрение. 1990. №6.
С.65). Однако, как считал академик А.Панченко, психологическая подоплека зла во все времена одна и та
же: «страх перед жизнью, сознание собственной неполноценности, зависть к другим — к их мужеству,
дарованиям, добродетели и просто душевному равновесию, "благоволению"». (Гумилев Л., Панченко А.
Чтобы свеча не погасла. Л., 1990. С.40). По рассказу Ерофеева «Жизнь с идиотом» А.Шнитке написал
оперу, премьера которой состоялась в Амстердаме в 1992, реж. А.Рогожкин снял фильм (1993).
Роман «Русская красавица» (1990, отдельным изданием 1992) — наиболее известное произведение
писателя. Он посвящен исследованию жизни современной Настасьи Филипповны, как написано в
аннотации к книге. Однако с героиней Достоевского ее роднит только изломанная судьба.
Провинциальная красавица приезжает в Москву, чтобы «спасти мир», отдавшись дьяволу. Ее сексуальные
приключения, рассказанные подробно с большим количеством неприличных деталей, и составляют сюжет
книги. Один из критиков заявил, что в этом романе «ассорти на все вкусы»: «диссидентский ракурс» —
свободная любовь как бунт против тоталитаризма; политический аспект — любовь и иностранные
подданные; тема поруганной русской породы и красоты; героическая проститутка (Ирина Тараканова) как
спасительница нации; тема покаяния грешницы, ищущей пути к Богу блудницы и т.д. «В итоге роман как
будто превращается в обвинительный акт времени, обществу, которое изуродовало интимную жизнь
людей» (Знамя. 1992. №6. С.226)
Е.Добренко обратил внимание на важное свойство текстов Ерофеева: «Ерофеевская проза — сплошная
эстетическая и этическая провокация» через «обнажение скрытых, табуированных зон сознания, через
эпатаж, шок» (Октябрь. 1990. №8. С.199). Г.Муриков отметил в прозе Ерофеева «назойливое
педалирование своего избранничества, сектантской отъединенности от прочих людей... Дескать, надо
просто прекратить искать скрытый смысл вещей, брать, что называется, голыми руками — так, как она
видится, устроить "всенародный бобок", т.е. как бы посмертное раздевание и оголение, как в знаменитом
рассказе Достоевского» (Север. 1991. №8. С.145). Проза Ерофеева рассчитана на массовое сознание и
построена по определенным психологическим схемам, стилистическим и культурологическим клише. Этот
роман Ерофеева переведен на 27 языков, тираж только в Германии, который, по собственному признанию
писателя, составил 150 тыс. экземпляров, весь был продан.
В 1993 опубликовано «Избранное, или Карманный апокалипсис». Романы «Страшный суд» (1995) и
«Мужчины» (1997) по-своему интерпретируют ту же эротическую тему, но уже с мужской точки зрения. В
одном из интервью Ерофеев таким образом охарактеризовал свой роман «Страшный суд»: «Это как бы
роман-резюме нашего уходящего века, но подан он не через какие-то исторические реалии и персонажи, а
через метафору, не скрою — достаточно шокирующую». Там же Ерофеев признавался, что ведет «диалог
с романом как жанром» (Литературная газета. 1995. 1 февр.). Героем этого произведения стал писатель с
неблагозвучной фамилией Сисин, который является автором романа «В.П.». Расшифровка этого названия,
по мнению критика Т.Сотниковой, значит: «век...хм, да того самого органа, который в "Страшном суде"
упомянут (по-ерофеевски, без сокращений) бесчисленное количество раз, и классифицирован, и обруган, и
воспет». (Знамя. 1997. №5. С.214). Однако определение века, «резюме» вычленить из романа, густо
населенного персонажами, погрязшими в мерзости питающей их житейской почвы, кощунстве,
ругательствах, потоке физиологических подробностей и пр., не удается. Либо потому, что это не входило
в замысел писателя, мистифицирующего читателя, либо просто потому, что его там нет. Любопытно, что
все эти «красоты» века приправлены у Ерофеева какой-то странной философичностью: то банальными
разговорами о вечности, то просто ее явлением главному герою, то размышлениями о новом методе
описания мира («квадрат оппозиций») и т.д. и т.п. Постмодернисткий «стеб» по поводу тех вечных
вопросов, о которых размышляла не только классика, но и большие художники XX в. (Сисин Иисуса Христа
называет Папашей), не раскрывает авторскую мысль, которая предстает в бесконечном круговороте и
мерцании противоположных оттенков.
В 1998 выходит в свет новый роман Ерофеева «Пять рек жизни», который включает в себя 5 «сказочных»
путешествий по великим рекам разных культур и континентов: Волга, Рейн, Ганг, Миссисипи, Нигер. В этом
тексте прихотливо переплелись разные времена и реалии, цитаты и лозунги, размышления о пустом и
низком, высоком и вечном, сдобренные не иссякающим потоком все того же фекально-физиологического
вещества. Замысел этого произведения Ерофеев сформулировал следующим образом: «У каждого есть
своя пятая река. Не спи, соберись, не трать время, ищи, дыши, свирищи, никто тебе не поможет, сам
найди — не пожалеешь. Найди ее и разомкни цепь: сон-жизнь-слово-смерть-любовь... Если замысел угадан
правильно, то вот оно — золотое руно».
Литературоведческие исследования, эссе, критические заметки собраны автором в книге «В лабиринте
проклятых вопросов» (1990, 1996), которые далеки от академических исследований. Тем не менее
Ерофеев выглядит уже другим писателем, которому подвластны тонкости литературоведческого анализа,
глубина и оригинальность наблюдений, несмотря на резкость и эпатажность некоторых формулировок.
Так, к примеру, в небольшом эссе об А.Платонове («С кем спала счастливая Москва?») автор резюмировал:
«В сущности, он не справился ни с одной задачей, которая делает писателя писателем. Он не произвел ни
идей, ни идеалов. У него, как в микеланджеловской предсмертной "Пиете", образ налезает на образ, все
смешалось в какой-то мраморной каше».
Другие персонажами этой книги стали русские и французские писатели: Достоевский, Толстой, Розанов,
Шестов, Сологуб, любимый Е.Гоголь, Чехов, Добычин, Булгаков, Набоков, а также Мопассан, Флобер,
Селин, Пруст, Маркиз де Сад и другие.
Ерофеев часто выступает составитель антологий современной литературы, включая в свои книги
произведения известных и малоизвестных постмодернистов («Русские цветы зла», 1997; «Энциклопедия
русской души», 1999, и др.)
Произведения Ерофеева вызывают сложное отношение и у критиков, и у читателей, о них много спорят,
их много ругают, но, как это ни странно, их читают. Ерофеев часто выступает в прессе, охотно дает
интервью, принимает участие в разных литературных и политических акциях, выступает с лекциями в
университетах Европы и США.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх