Евсеенко Иван Иванович
|
Другие персоны с фамилией Евсеенко
Другие персоны с именем Иван Кто родился в этот день 02.08 Кто родился в этот год 1943 |
[2.8.1943, Украина, с. Займище Щорского р-на Черниговской обл.]
— прозаик.
Отец и мать — украинцы, сельские учителя. Отец погиб во время Великой Отечественной войны. Евсеенко
работал учителем в сельских школах, литсотрудником районной газеты, служил в армии (1962-65) в
ракетных войсках стратегического назначения, учился в Курском педагогическом институте.
В 1973 окончил Литературный институт им. М.Горького (семинар С.Залыгина). Член СП СССР с 1976.
С 1973 по 1997 заведовал отделом прозы в литературно-художественный журнал «Подъем» (г.Воронеж), с
1997 главный редактор этого журнала.
Отправной точкой жизни и творчества Евсеенко стала Великая Отечественная война. Начинал он как
поэт. Первые его стихи появились в печати в 1961 в районной газете «Щорская правда».
В 1960-х Евсеенко выступал со стихами в районных и областных газетах Калининградской и Курской обл.
Стихи Евсеенко (часто верлибры) отличались своеобразием как по своей форме, так и по содержанию. В
них заметен был углубленный интерес к внутренней, почти всегда противоречивой жизни своих
ровесников, «детей войны». Большинство стихов Евсеенко трагедийного звучания.
В 1965-68 Евсеенко написал цикл коротких притчевых рассказов, которые впервые были опубликованы в
коллективном сборнике Центрально-Черноземного книжного издательства «Литературные новинки»
(Воронеж, 1969). Большое влияние на Евсеенко оказало знакомство в Курске с Е.Носовым. От коротких,
подчас еще похожих на верлибры рассказов он перешел к более повествовательным и объемным рассказам
в духе и стилистике «деревенской» прозы. Почти все они посвящены людям, пережившим Великую
Отечественную войну. Некоторые из этих рассказов публиковались в центральных журналах и
еженедельниках: «Домна Григорьевна» (Москва. 1972. №2), «Петька» (Смена. 1970. №18), «Колодец»
(Литературная Россия. 1976. №19). Наиболее концентрированно тема войны, военного и послевоенного
детства прозвучала в документальных повествованиях Евсеенко «Дети войны» (1983), «Родительский
дом» (Север. 1997. №7,8), в повести «Радоница» (1986).
Переломным в творчестве Евсеенко стали рассказы «За тридевять земель» и «По щучьему велению» (Наш
современник. 1976. №6; 1997. №2). В этих рассказах проявилось гоголевское начало в творчестве
Евсеенко, попытка соединить сатиру с лирикой. Рассказы были замечены критикой, и с этого времени
Евсеенко занял свое, особое место в ряду писателей поколения, которое в критике было обозначено
«сорокалетними».
В повести «Шапка Мономаха» (М., 1982) Евсеенко впервые в советской литературе коснулся запретной
темы выборов, сложной и противоречивой организации избирательной системы в СССР. У повести была
трудная издательская судьба. По цензурным ограничениям ее не смог опубликовать ни один из
литературно-художественных журналов.
Во многих рассказах и повестях Евсеенко 1980-х — начала 1990-х все заметнее становятся фольклорные,
сказочно-мистические мотивы. В.Распутин отозвался о творчестве молодого писателя: «Мысли о русской и
славянской душе, о ее особенностях и питающих ее корнях невольно приходят в голову, когда читаешь
прозу воронежского писателя Ивана Евсеенко. Задумываясь над его героями... убеждаешься в том, что
внешние, временные обстоятельства могут ее, душу народную, накренить в ту или иную сторону, но не
могут искоренить ее основу, которая в сущности, в главном остается такой же, какой она была и сто и
двести лет назад» (Распутин В.— С.317).
В дальнейшем гоголевские, сказочно-фольклорные мотивы в творчестве Евсеенко усиливаются. В таких
повестях как «Однодворец Калашников» (Наш современник. 1987. №6), «Петушиные дворики» (Новый
мир. 1990. №5), «Богодуховские трубадуры» (Дон. 1988. №5-6), «Ветряные мельницы» (Наш современник.
1992. №2), в цикле повестей под объединяющим названием «Большая беда» он пытается соединить,
казалось бы, несоединимое: сатирическое начало с началом лирико-эпическим. После публикации повести
«Однодворец Калашников» на страницах «Литературной газеты» возникла дискуссия, в ходе которой
критики попытались определить место в современном литературном процессе этой во многом неожиданной
повести. С.Чупринин писал: «И что это вообще за сатира такая, где злость, не успев разгореться,
уступает место добродушной усмешке, лукавство путает четкие формулы обвинительного заключения, а
ненависть ко злу и неправде явно пасует перед тихой, смутной печалью? Есть ли в русской литературе
аналоги подобного рода прозе?» (Чупринин С.— С.347).
Евсеенко — писатель многоплановый. Отдав дань сатирико-эпическому направлению в своем творчестве,
«смеху сквозь слезы», он в то же время пишет целый ряд рассказов и повестей в совершенно иной,
традиционно-спокойной повествовательной манере, все больше уделяя внимания религиозно-философским
поискам. Он определяет православие как основу души русского человека. Наиболее заметны в этом ряду
повести «Паломник» (Подъем. 2002. № 2, 3) и «Отшельник» (Подъем. 2004. № 4, 5), «Пока печалятся
колокола» (Бежин луг. 1996. №5), рассказ «Вторая учительница» (Москва. 1994. №12).
В романе «Забытое время» (Подъем. 1999. № 1, 2, 8, 9; 2000. № 2, 3) прослежена судьба трех поколений
русских людей, «детей войны»: Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной. В романе поднята
и во многом нетрадиционно решена болезненная для русского общества тема диссидентства. Сделана
попытка осмыслить истоки и причины этого явления, дать ему оценку, определить как положительные,
так и отрицательные его стороны.
Евсеенко — автор цикла коротких рассказов «Трагедии нашего времени», которые публиковались в
центральных и региональных изд. (Роман-журнал. XXI в. 2003. №10; День литературы. 2003. №2), а
также в областных и районных газетах Воронежской, Тамбовской, Белгородской и Черниговской (Украина)
обл. в начале 2000-х. В этих, подчас документальных рассказах Евсеенко в сжатой, емкой форме
повествует о трагических судьбах простых русских людей середины и конца XX в.
Евсеенко — лауреат литературных премий: Воронежского комсомола им. Василия Кубанева (1978); им.
И.Бунина (1995); им. А.Платонова (1999), премии «Роман-газета» «Образ» (2002), премии Олимпийского
комитета РФ (1994) и др. Заслуженный работник культуры РФ (1999).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх