Достоевский Фёдор Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Достоевский
Другие персоны с именем Фёдор Кто родился в этот день 11.11 Кто родился в этот год 1821 |
- писатель, философ-мыслитель, общественный деятель.
Род. в Москве в семье военного врача.
По окончании "подготовительного" училища Достоевский вместе с братом поступил в военно-инженерное училище в Петербурге. В эти годы в его семье произошла тяжелая драма. Его отец был убит крестьянами своей деревни, мстившими ему за свирепость (достоверность этого факта дискутируется в научной литературе).
В 1843 окончил офицерские классы инженерного училища, получил место в инженерном ведомстве, но недолго оставался на службе и скоро вышел в отставку.
В 1845 печатает свое первое произведение "Бедные люди", сразу выдвинувшее его в число первоклассных русуских писателей.
Осенью 1845 он встречается с Белинским. По словам Достоевский, он "страстно принял все учение критика", включая его социалистические идеи. Был знаком с Тургеневым, Некрасовым, Одоевским, Григоровичем, Майковым, Плещеевым и др.
В конце 1846 у Достоевский появляются первые симптомы эпилепсии, мучившей его всю последующую жизнь.
23 апреля 1849 был арестован за участие в кружке социалиста-утописта М.В.Петрашевского, при этом архив Достоевского был отобран и, вероятно, уничтожен. Достоевский был признан следствием "одним из важнейших" среди петрашевцев, виновным в "умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка". Вместе с другими Достоевский был приговорен к смертной казни, отмененной лишь в последнюю минуту перед расстрелом. Провел 4 года на каторге в Сибири и около 5 лет служил солдатом.
В марте 1859 по прошению был уволен "по болезни" в отставку и получил разрешение жить в Твери. Расцвет творчества Достоевского приходится на 60-70-е гг. XIX века, время острых общественно-идеологических и классовых конфликтов в России и Западной Европе. Начинавший как социалист, Достоевский на каторге, по его собственным словам, пережил процесс "перерождения убеждений": по-прежнему остро воспринимая социальную несправедливость, мечтая о более счастливом и гармоничном жизнеустройстве, он видит теперь отправной пункт не во внешнем преобразовании социальной среды, а прежде всего во внутреннем преображении личности. "...Никакое уничтожение бедности, никакая организация труда не спасут человека от ненормальности, а следовательно, от виновности и преступности" (Полное собрание соч. В 30 т. Л., 1972- 1990. Т.25. С.201).
В 60-х гг., вернувшись в столицу, Достоевский продолжает художественную и публицистическую деятельность.
В июне 1861 Достоевский впервые выезжает за границу (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия).
В Лондоне он встречался с Герценом, идеи которого были ему созвучны.
В 1861 он вместе со старшим братом стал издавать журнал "Время", программа которого заключалась в упразднении распри между западниками и славянофилами, а также развитии идеи почвенничества - мирного объединения высших слоев общества с "почвой" - русским народом, который "живет идеей православия", сохраняя христианские идеалы "всебратского единения" в любви. "Вот наш русский социализм" (Полное собрание соч. В 30 т. Л., 1972-1990. Т.27. С.19).
В 1863 журнал был закрыт; в 1864 братья Достоевский стали издавать новый журнал "Эпоха", но и он был закрыт из-за финансовых затруднений. В филососко-публицистических "Зимних заметках о летних впечатлениях" (1863) Достоевский подверг критике Европейский Запад, его культуру, главным пороком которой он считал отсутствие в ней "братского" начала, за индивидуализм, утилитаризм.
В 60-х - начале 80-х гг. Достоевский создает свои знаменитые романы ("Преступление и наказание", 1866, "Идиот", 1868, "Бесы", 1871, "Братья Карамазовы", 1879-1880), а также "Дневник писателя", 1875-1881. Примечательнейшим фактом в жизни Д. стало его выступление на "Пушкинском празднике" (май 1880) в Москве. Его речь о "всечеловеческом и всеединящем" характере русского духа произвела неизгладимое впечатление на все русское общество. В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского.
В 1877 он был избран Член-корреспондентом Петербургской Академии наук,
в 1879 - участником Международного литературного конгресса в Лондоне, где стал членом почетного комитета Международной литературной ассоциации. Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа,- это темы антропологии, философии истории, этики, философии и религии. Диалектика идей воплощается у него в размышлениях, спорах, столкновениях и поступках его литературных героев. Проблема смысла жизни, свободы и ответственности, веры и неверия, добра и зла, страсти и долга, рассудка и морали - все эти проблемы ставит и пытается по-своему решить Достоевский, пристально вглядываясь в глубину человеческой души, где сталкиваются, а порой переходят друг в друга "демоническое" и "божественное", сознательное и бессознательное. Д. видит в человеке личность, способную подчинить себе обстоятельства, обладающую силой воли, которая может быть источником не только добра, но и зла, "двойничества", "подполья человека". Как пишет Ю.Т.Кудрявцев, Достоевский "создал свою философию человека... он показал нам сложность и алогичность человека... Вскрыл роль в поступках человека не только сознания, но и бессознательного. На фоне... стремления упростить человека... мысли Достоевский воспринимаются как уважение автономии и первозданности человека" (Три круга Достоевского. М., 1991. С.394).
В роман "Братья Карамазовы" Достоевским включена легенда о Великом Инквизиторе, которую можно считать самостоятельным философским сочинением, посвященным личности Богочеловека-Христа, сложным проблемам ответственности человека, сочетания свободы воли с абсолютным моральным законом. Немецкий философ Р.Лаут в своей книге "Философия Достоевского", написанной более 40 лет назад, отмечал, что, "по Достоевскому, ...деятельная любовь... возвращает к Богу; она спасительное деяние для того, кто не может найти выход из своих близких к отчаянию сомнений... Предпосылкой для подлинной любви является признание виновности за всех и вся, покоящаяся на общности всех людей... Очищение от злобности и несовершенства... принесет людям этическую свободу и сделает способными любить. Этим своим глубочайшим стремлением Достоевский указал людям путь, помогающий им возродиться и защититься от отчаяния" (Р.Лаут. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996. С.403). С христианскими идеалами тесно связаны концепции Достоевского народа и народности. Он верил, что золотой век человечества еще впереди: "Люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле".
Философско-художественные размышления Достоевского оказали огромное влияние на духовно-нравственные поиски многих мыслителей и предвосхитили многие ключевые философские идеи XX века.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх