Дёгтев Вячеслав Иванович
|
Другие персоны с фамилией Дёгтев
Другие персоны с именем Вячеслав Кто родился в этот день 10.08 Кто родился в этот год 1959 |
[10.8.1959, хутор Карасилов (Новая жизнь) Репьевского р-на Воронежской обл.— 16.4.2005, Воронеж]
— прозаик.
Родился в семье сельского кузнеца. Род Дёгтева происходит из однодворцев, которые еще в XIX в.
называли себя «талагаями». Прямой предок Дёгтева, «сын боярский», упоминается в связи с выходом его
из крепости Коротояк на свободные земли в документах XVII в. В то время предков Дёгтева называли
«белгородскими татарами» и исповедовали они иудаизм. Сам Дёгтев предполагает, что это были осколки
хазарского каганата (Автобиография. Отдел новейшей литературы ИРЛИ).
Детство прошло на хуторе Карасилов, юность — в с.Юневка Хохольского района. Первые учителя и
наставники — воронежские писатели И.Чемеков и И.Сидельников. Дёгтев увлекался ловлей рыбы в Дону,
охотой, чтением.
В 1976 закончил Гремяченскую среднюю школу, в 1979 — Вяземский УАЦ ДОСААФ по профилю летчика
истребительной авиации, в 1991 — Литературный институт им. А.М.Горького. Член СП с 1991.
С 1988 по 1998 работал в журнале «Подъем», в т.ч. главным редактором.
С 1997 являлся членом редколлегии газеты «Литературная Россия»; издавал в интернете электронный
международный русскоязычный журнал «Мир по-русски».
Дёгтев — один из основателей писательской Артели «ЛитРос» (2000), принимал участие в создании
Центра Национальной Славы России (2001).
Дёгтев точно указывает дату начала писательства — 7 нояб. 1974, тогда юноше было 15 лет. Первые
публикации — в летних номерах за 1975 районной газеты Хохольского района Воронежской области «За
коммунистический труд». В воронежской молодежной газете «Молодой коммунар» (1977. №147. 6 дек.)
опубликовал рассказ «Золотая цепь Чингисхана» о впечатлениях от работы в Туркмении, где автор
побывал после окончания школы.
Обращение к писательству Дёгтев объясняет влиянием генов. Дед по матери был «песельником и
рассказчиком», писал стихи. В числе литературных образцов для себя называет М.Ю.Лермонтова,
Ф.М.Достоевского, В.В.Маяковского, М.А.Шолохова, П.А.Кропоткина, Х.Кортасара, Н.Макиавелли,
Ф.Ницше, Апулея.
Первая повесть Дёгтева «Стар и млад» (1987) посвящена его прадеду М.Дёгтеву, организатору первых в
Острогожском уезде коммун, Гражданской войне, вторая («Будьте счастливы!») — о Туркмении и о любви.
В 1986-90 Дёгтев писал рассказы о детстве, а затем в его творчестве доминирует социально-историческая
проблематика.
С 1992 в «Советской России» было опубликовано более 70-ти, а в «Литературной России» — около 50
рассказов Дёгтева. Публиковался также в «Роман-газете», журнале «Наш современник», «Москва»,
«Слово».
Богатый жизненный опыт писателя (он успел поработать помощником машиниста, разнорабочим, пилотом
самолета, прыгал с парашютом) нашел отражение в его творчестве, где можно выделить группы
рассказов о войне, о мирной жизни и автобиографические произведения. В них Дёгтев зарекомендовал
себя как мастер построения сюжета.
Дёгтев интересуют переживания человека на войне, его психология. Рассказы написаны на материале
разных войн (Кавказской — «Карамболь», «Джяляб», «Псы войны», «Кинжал»; Балканской — «Выбор»;
Великой Отечественной — «Железные зубы», «Верую и уповаю»). Характерный герой Дёгтева —
исключительная личность, русский солдат или человек, ставший невольным участником военных
действий, поставленный перед выбором. Герои Дёгтева, как правило,— «пассионарии», готовые в любую
минуту к жертве во имя идеи. В одном из лучших рассказов Дёгтева «Четыре жизни» (1997) русский солдат
в Сербии, монах-иконописец, погибает из-за того, что воюющие рядом «псы войны» бросают его одного.
Повествование перемежается словами молитв, которые читает умирающий боец, отстреливаясь от
приближающихся мусульман. Прототипом героя послужил монах отец Борис (в миру Роман Малышев),
причисленный в 1997 Зарубежной Русской Православной Церковью к лику святых-новомучеников.
В рассказе «Карамболь» (2002) главный герой — бывший командир экипажа вертолета, сбитого в Чечне.
Он один выжил после пыток, которым были подвергнуты попавшие в плен. В рассказе два временных
плана: изображение пыток русских солдат и жизнь командира, стремящегося отомстить за смерть своих
подчиненных через 2 года после освобождения из плена. Основная идея рассказа — мертвые взывают об
отмщении и должны быть отмщены.
В рассказах об унижении русских людей врагами («Кинжал», 1995; «Джяляб», 1996) автором поставлен
вопрос, звучащий с непередаваемой болью: «Когда же проснется наш медведь?» (т.е. Россия). Героиня,
чудом уцелевшая, обещает «нарожать сыновей», которые отплатят врагам. Автор восклицает: «А что
еще могла сделать замученная, униженная, окровавленная русская баба? Коль нет мужчин...» О
пробуждении национального самосознания — рассказ «Ответ», когда в ответ на оскорбления России
однокашниками героя, прибалтом и грузином, герой жестоко расправляется с одним из них. Идеал автора
— христианский образ воина, архистратиг архангел Михаил с огненным мечом (рассказ «Крестный отец»,
1998).
Сюда же примыкает рассказ «Свобода» (1994) об апокалипсических явлениях в России 1993, когда в
видении героя предстает Господь с крестом и мечом, в терновом венце и пурпурном одеянии. В рассказе
различимы размышления М.Шолохова о братоубийственной распре, Ф.Ницше о смерти как высшей свободе,
традиции древнерусской житийной литературы.
В творчестве Дёгтева выделяется пласт рассказов о любви, подчас с неожиданным финалом («Кайф»,
«Бубновая дама», «Страсти по банану»), о странностях судьбы («Стриптиз») и др. Особое место занимают
автобиографические произведения — «Тепло давних лет», «Потому и плачу», «Выкидыш», отличающиеся
пронзительной лиричностью. Есть у Дёгтев и рассказы с элементами мистики — «Коцаный», «Смеющийся
лев».
Основные черты прозы Дёгтева — остросюжетность, конфликт жизни и смерти, «своих» и «чужих»,
природы и разрушительной цивилизации. Особую функцию имеет худож. деталь, мастерски используемая
в тексте (глиняный горшок в «Потому и плачу», гребень и куртка в «7,62» и т.д.). Часто в тексте звучат
молитвы, стихи Пушкина. Многие произведения построены на христианской символике, но используются (в
рассказе «Гладиатор», 2001) и образы славянской мифологии. Смысл этих образов — связать воедино
поколения, разделенные тысячелетиями. Герои Дёгтева «на перекрестии путей-дорог в состоянии
решающего выбора, они готовы сражаться за себя, за дом и Отечество. Нерусская душа не может
полноценно жить вне поиска истины. И пусть иные герои Дегтева еще во власти внутренних
противоречий, но эти русские люди уже в пути — они «хотят верить!» (Катаев В. [Предисл.] // Дегтев В.
Крест. С.4). Социальный круг героев писателя весьма широк: это и летчики, и гладиаторы, и монахи, и
бандиты, и патриоты (так обозначен род занятий), и спортсмены и т.д. Все они — русские люди,
объединенные идеей сохранения России.
Дёгтев часто использует прием соположения двух и более планов повествования: временная дистанция
может быть от нескольких лет («Карамболь», прошлое изображено как сон) до десятилетий («Камикадзе»,
1997, герои никак не связаны друг с другом, но их противопоставление очевидно) и даже тысячелетий
(«Гладиатор», «Верую и уповаю»).
Дёгтев экспериментирует в прозе, подыскивая для каждого сюжета соответствующий стиль и манеру
изложения. Так, рассказы «Крылышкуя золотописьмом...» (1999) с подзаголовком «Степняцкая песнь» и
«Благорастворение воздухов» (1998) с подзаголовком «Наскальная фреска» состоят из одного
предложения без начала и конца (нет заглавных букв, знаков препинания, обозначающих конец
предложения, в начале и в конце рассказов — многоточие); в ткань рассказа «Пробуждение» искусно
вплетено стих. А.С.Пушкина «Я Вас любил...»; рассказ «Азбука выживания» написан как «памятка» сыну
Андрею, в нем в афористичной форме и в алфавитном порядке передается жизненный опыт отца.
Дёгтев утверждает, что настоящая литература — это «всегда воспевание Бога и солнца. Это ясные
краски, чистая палитра, горний свет. Реализм с активной жизненной позицией, пассионарный реализм —
"пассио-реализм". Потому будущее — за нашим позитивным реализмом, реализмом с активной жизненной
позицией, где открытый и смелый взгляд на язвы нашей жизни, но где и "искры божественного света". Мы
идем навстречу солнцу, навстречу свету. С открытым забралом!» (Интервью «Советской России». 2003. №
18. 16 мая).
Газета «Кто есть кто» (1994. №19) поместила биографию Дёгтева, названную «Русский Джек Лондон».
А.Тимофеев находит у Дёгтева «...кипучий темперамент А.И.Куприна, пронзительность В.М.Шукшина,
пристрастие к штопорным, гибельным состояниям В.Высоцкого, жесткость метафор Ю.Кузнецова» (Слово.
1994. №7-8. С.51). Ю.Бондарев назвал его «наиболее ярким открытием десятилетия» (Правда. 1998.
№40). Такие разные писатели, как П.Проскурин, Т.Зульфикаров и В.Куницын в «блиц-опросе», проводимом
«Литературной Россией», назвали его своим любимым писателем, а В.Бондаренко — «новым лидером в
русской литературе» и современным «лучшим рассказчиком России» (Завтра. 2000. №32; День
литературы. 2003. №5).
В начале 2000-х Дёгтев вернулся к жанру повести: в альманахе «Литературная Россия» и в журнале
«Московский вестник» вышли в свет повести «Белая невеста» (2003) и «Богема» (2004).
Произведения Дёгтева переведены на чешский, итальянский, китайский, немецкий, английский и
французский языки. По творчеству Дёгтева защищено несколько работ в России, а также в Италии.
Лауреат премии им. В.Кубанева (1990), им. В.Королёва (1997), международной премии им. А.Платонова
«Умное сердце» (1999), премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2000); победитель
литературных конкурсов, проводимых «Литературной Россией» в 1995 и 2000,— первые места в конкурсах
рассказов («Кинжал» и «Железные зубы»).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх