Гордин Абба Львович
|
Другие персоны с фамилией Гордин
Другие персоны с именем Абба Кто родился в этот год 1923 |
- братья В.Л. и А.Л.Гордины, анархисты.
Теоретики анархизма, представители экстремистского анархо-индивидуалистского (пананархистского) движения первых десятилетий XX в.
Их идеи впервые были изложены в 1909. После Октябрьской революции Г. создали организации, которые должны были немедленно приступить к строительству анархического общества.
В начале 20-х гг. такая деятельность стала невозможной, были прекращены издания их работ. А.Л. (Абба Львович) Гордин эмигрировал в США (1924), жил в разных странах, умер в 1968.
В.Л.Гордин оказался в психиатрической клинике (1925).
В отличие от течения, представленного П.А.Кропоткиным и стремившегося обосновать свои положения с помощью науки, Г. открыто выступали против государства и науки, выдвинули тезис "Наука - враг народа". По их мнению, наукой освящаются все преступления современного общества, всякого рода эксплуатация и угнетение. И таковы, по Г., не только общественные, но и естественные науки. Закон всемирного тяготения Ньютона, к примеру, есть "космическая контрреволюция". В этом законе, считали Г., возведен в мировое начало консерватизм английского духа и английской общественной жизни, вследствие чего этот строй получает "небесное благословение". В физическом законе сохранения энергии воплотился дух реформизма: один вид энергии переходит в другой - значит, можно изменить лишь "вид" управления (конституцию), но основной тон государственности должен сохраниться.
Любые законы науки "обществоподобны", имплицитно включают в себя понятия общественной жизни. "Научный закон освящает государственный закон. Всю силу, мощь и ореол свой государственный закон черпает в научном, в физическом законе. Насильственный характер государственного закона слишком явен, очевиден, чтобы против него не восставала свободная личность, если бы не та дымка освященности железной естественной необходимостью, которой его задергивает научный, физический закон.
Научный закон - это моральная база его произвола" ("Беседы с анархистом-философом". С.39-40). Любая наука является, с их точки зрения, буржуазно-угнетательской. Наука "контрреволюционна по существу. Сами основы физики, астрономии контрреволюционны. И т.к. в основе всей современной науки лежат осноные законы физики, то наука в целом контрреволюционна" (Там же. С.81). Неприглядна в этой связи и роль научной интеллигенции в обществе. "Я как анархист - заявляют Г. устами анархиста-философа, - не верю ни в какую религию и ни в какую науку, а интеллигенцию, являющуюся одной своей частью представительницей религии (религиозные попы, ксендзы, папы и т.д.) и др. своей частью представительницей науки (научные попы: ученые, профессор, академики и т.д.), считаю самым реакционным классом" (Там же. С.4). Вся научная интеллигенция продажна. Ученый даже более реакционен, чем сам буржуа. Новое общество, по мнению Г., будет обществом анархии; в нем ликвидируется всякое принуждение, угнетение, а вместе с освобождением от угнетателей, в том числе от ученых, наступит эра свободы. В основе этого общества, по утверждению Г., будет находиться техника, которая является антиподом науки. Она развивается изобретателями, самими рабочими, а не учеными. Новое общество даст простор чувству изобретения, которое и является подлинной движущей силой истории.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх