Гитович Александр Ильич
|
Другие персоны с фамилией Гитович
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 14.03 Кто родился в этот год 1909 |
[1(14).3.1909, Смоленск — 9.8.1966, Ленинград]
— поэт, переводчик.
Вырос в семье управляющего лесопильного завода Геллера. Обучался в Первой показательной школе
Смоленска, где «издавал» с другом рукописный журнал «Двое». Тогда же вступил в местную артель
художников слова «Арена», что вызвало тревожное письмо родителей: «Их сын из-за своего увлечения
поэзией перестал учиться и рискует остаться на второй год» (Хренков Дм.— С. 10). Тем не менее вслед за
«Ареной» Гитович стал членом литературного объединения при газете «Рабочий путь», которое
возглавлял М.Исаковский и с которым были связаны А.Твардовский, Н.Рыленков. Первые стихи (о
подавлении гамбургского восстания) Гитович напечатал в этой газете (Новый год: Германия // Рабочий
путь. 1924.1 янв.). В отличие от других писателей-смоленцев того времени, увлеченных местным
колоритом, Гитович испытывал влияние Н.Гумилева и Р.Киплинга, что, возможно, и привлекло к нему
внимание Н.Тихонова.
В 1927 переехал в Ленинград, вступил в литературную группу «Смена» (руководитель В.Саянов, члены —
Б.Корнилов, О.Берггольц, Б.Лихарев и др.).
С 1929 начались поездки Гитович в составе литературных бригад по стране (Средняя Азия, Заполярье),
созвучные его романтическому умонастроению, обучение на географическом факультете ЛГУ, участие в
коллективных сборниках «Разбег» (1929, вместе с Б.Лихаревым, А.Чуркиным, А.Прокофьевым); «Приказ о
мобилизации» (1931, вместе с Н.Брауном и А.Прокофьевым); «Салют» (1932, вместе с А.Прокофьевым).
В 1931 выходит его первая поэтическая книга «Мы входим в Пишпек» (М.; Л., серия «Современная
пролетарская литература»).
Критика одобрила органическое сращение в этих стихах темы Востока с темой военной защиты
Отечества, хотя и не преминула укорить автора в «некритической учебе у классиков» (Ленинград. 1932.
№2) и в «реакционном влиянии» на него «Столбцов» Н.Заболоцкого (На литературном посту. 1932. №4).
В 1931-1932 Гитович служил в полку конной артиллерии, по впечатлениям этих лет создана книга
«Артполк» (1934). Самым популярным стихотворением сборника стал «Андрей Коробицын» (1932) — о
подвиге советского пограничника на финской границе. Но уже тогда, наряду с романтизацией «гула
артиллерийского полка», у Гитович обнаружилось и углубление в общефилософское чувствование мира,
когда мы «падаем во мрак небытия» (цикл «О коне. Три стихотворения»).
В 1930-е Гитович, особенно при выступлениях в группе «Ленинград» (А.Прокофьев, Б.Лихарев, Н.Браун,
В.Саянов), даже афишировал свою «воинскую стать». «Летный шлем, подаренный авиаторами, заменял
ему кепку или шапку. Он носил краги, курил, разумеется, трубку, играл в теннис, стремился походить на
героя тихоновской поэзии» (Хренков Дм.— С.34). И одновременно обратился к горестной любовной лирике
(цикл «Разлука. Единственное невеселое путешествие», 1939), мужественно откликнулся на арест
старшего друга — Н.Заболоцкого — публикацией стихотворения «Давным-давно, не знаю, почему...»
(1939). К тому времени, стремясь сохранить связь времен, Гитович возглавил при Ленинградском Доме
писателей объединение молодых поэтов, где обучались литературному мастерству В.Шефнер,
А.Чивилихин, В.Лифшиц, А.Лебедев и др., чьи занятия посещали тот же Н.Заболоцкий, Ю.Тынянов,
А.Ахматова.
Во время Отечественной войны, освобожденный по состоянию здоровья от воинской службы, Гитович
ушел в народное ополчение. Работал в газете «На защиту Ленинграда», совершил 14 боевых вылетов с
летчиками. Был военным корреспондентом на Ленинградском и Волховском фронтах, участвовал в войне с
Японией. Лучшее из поэтических произведений этих лет — мистификация: стихи некоего Анри Лякоста,
якобы участника французского Сопротивления (1943, написаны в госпитале). Так и получилось, что в
русской поэзии Гитович утвердился не энергичными стихами «на злобу дня», а «современным прочтением»
и воспроизведением мировой классики. Остались в анналах истории его «Стихи о Корее» (1958). Зато
переложения Гитовича из классической китайской лирики (особенно Ду Фу и Ли Бо), к которой он
обратился в послевоенные годы, продолжают жить как шедевры русской поэзии, а поздние оригинальные
циклы Гитовича («Пиры в Армении», 1965-66; «Зимние послания друзьям», 1950-66) проявляют свойства
могучей инородной культуры в ее пластическом лаконизме.
Вот отзывы современников о Гитовиче: «Гитович — поэт высокой дисциплины стиха» (А.Ахматов; цит. по:
Хренков Дм.— С.127); «Он был строг и беспощаден и к себе, и к своим товарищам. Об этом лучше всего
свидетельствуют его стихи, весомость и точность его прекрасных переводов классических китайских
поэтов...» (Дудин М. // Дорога света. Суперобл.); «Стихи Александра Гитовича современны, ибо они
мужественны» (Шефнер В. Гитович А. Стихотворения. Л., 1982. С. 6).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх