Герман Даниил Александрович
|
Другие персоны с фамилией Герман
Другие персоны с именем Даниил Кто родился в этот день 01.01 Кто родился в этот год 1919 |
[1.1.1919, Вольск, Курской губ.]
— прозаик, эссеист.
Родился в семье лесника. С детства жил в Ленинграде, где учился в средней
школе, получил высшее образование на электротехническом факультете
Политехнического института (1940), работал инженером на Кировском заводе. В
июле 1941 ушел в народное ополчение, воевал на Ленинградском фронте, был ранен;
окончив Ульяновское танковое училище, Отечественную войну завершил в Восточной
Пруссии командиром роты тяжелых танков, награжден боевыми орденами. После войны
— начальник районной кабельной сети Ленэнерго, аспирант политехнического
института, автор статей по электротехнике, опубликованных в науч. изданиях.
Ранние литературные опыты Гранина относятся ко второй половине 1930-х.
В 1937 в журнале «Резец» (№ 4 и 8) были напечатаны его первые рассказы
«Возвращение Рульяка» и «Родина», посвященные Парижской коммуне. Началом своей
профессиональной литературной деятельности Гранин считает публикацию в журнале
«Звезда» (1949. №1) рассказа «Вариант второй». Первые книги Гранина: повести
«Спор через океан» (1950), «Ярослав Домбровский» (1951) и сборник очерков о
строителях Куйбышевской ГЭС «Новые друзья» (1952). Первый роман «Искатели»,
принесший писателю известность, издан в 1955.
В прозе Гранин преобладают две жанровые структуры: социально-бытовая
беллетристика и документально-художественное повествование. Объединяет их
сквозная тема: ученые, изобретатели в совр. мире, их нравственный кодекс и
традиции гражданского поведения. На протяжении полувека Гранин последовательно
исследует эту тему и в разноплановых романах («Искатели», «Иду на грозу», 1962;
«Бегство в Россию», 1994), и в обращенных к былой советской повседневности
повестях и рассказах («Собственное мнение», 1956; «Место для памятника», 1969;
«Кто-то должен», 1970; «Неизвестный человек», 1989), и в произведениях
документально-худож., где наряду с историческими сюжетами («Размышления перед
портретом, которого нет», 1968; «Повесть об одном ученом и одном императоре»,
1971) важное место занимают жизнеописания самобытных русских ученых —
А.А.Любищева («Эта странная жизнь», 1974) и Н.И.Тимофеева-Ресовского («Зубр»,
1987). Проблема нравственной ориентации личности, духовного поиска и
беззаветного служения науке поставлена здесь Гранин с учетом трагических
последствий «атомной эры» («Выбор цели», 1972), с резким осуждением милитаризма
во всех его проявлениях.
Недаром у Гранин так значима и антивоенная проза. В одних случаях она имеет
автобиографический подтекст («Пленные», 1964; «Дом на Фонтанке», 1967; «Наш
комбат», 1968), в других — опирается на конкретную фактическую основу («Клавдия
Вилор», 1975). Наиболее полно эту прозу представляет сборник «Еще заметен след»
(1985) и «Блокадная книга» (1979, в соавт. с А.Адамовичем), рассказывающая (с
обильной демонстрацией дневников и воспоминаний непосредственных участников
событий) о героическом 900-дневном сопротивлении Ленинграда вражеской осаде.
Гранин настойчиво рассуждает об истоках фашизма, о судьбе русских немцев,
больше всех пострадавших в мировых войнах, об уроках этих войн («Прекрасная
Ута», 1967) и неизменно отстаивает мысль о необходимости интернационального
сплочения в борьбе за мирное будущее человечества.
В 1960-80-х Гранин много путешествовал, объехал всю Европу («Примечания к
путеводителю», 1967; «Церковь в Овере», 1969; «Чужой дневник», 1982), посетил
Кубу («Остров молодых», 1962) и Австралию («Месяц вверх ногами», 1966), Японию
(«Сад камней», 1971), Америку, Китай. Его лирическая путевая проза
интеллектуально насыщена, свободна и полемична, причем «дорожные сюжеты»
занимают писателя куда меньше, чем фигура путешествующего рассказчика. На фоне
разноликой экзотики рассказчик обращается взглядом к собственной жизни, к своей
стране, разгадывает тайну времени — прошлого и настоящего, «потребленного и
потерянного», исчезнувшего в «раскаленных паузах», осязаемого и еще неведомого,
которому предстоит быть. Гранин ощущает время со всеми контрастами и
парадоксами как нравственную категорию прежде всего.
С этим связан интерес писателя и к русской истории, в частности, к Петру I
(«Вечера с Петром Великим: Сообщения и свидетельства господина М.», 2000), а
также к истории русской литературы. Ему принадлежат эссе о Пушкине («Два лика»,
1968; «Священный дар», 1971; «Отец и дочь», 1982), о Достоевском («Тринадцать
ступенек», 1966), Л.Толстом («Герой, которого он любил всеми силами своей
души», 1978) и других классиках («Тайный знак Петербурга», 2000).
Противостояние таланта и посредственности, неоднократно наблюдавшееся в книгах
об ученых, здесь трансформируется в конфликт художника и власти, в единоборство
«гения» и «злодея», в спор Моцарта и Сальери. Гражданская роль искусства, его
великое облагораживающее влияние на человека для Гранина очевидны. Пример тому
— роман «Картина» (1980), повествующий о небольшом среднерусском городке,
знакомом и по др. произведениям писателя («Дождь в чужом городе», 1974).
В течение долгого времени Гранин энергично занимался общественной деятельностью
(в СП, Верховном и Президентском советах), участвовал в международных встречах
и симпозиумах, касающихся науки, экологии, литературы. Им опубликованы десятки
интервью и публицистических статей, малая часть из них включена в сборник «О
наболевшем» (1988).
Почетный гражданин Санкт-Петербурга.
Плодотворно Гранин сотрудничал с кино. По его сценариям или при его участии
поставлены киноленты: на «Ленфильме» — «Искатели» (1957, реж. М.Шапиро); «После
свадьбы» (1963, реж. М.Ершов); «Иду на грозу» (1965, реж. С.Микаэлян); «Первый
посетитель» (1966, реж. Л.Квинихидзе); на «Мосфильме» — «Выбор цели» (1976,
реж. И.Таланкин). Телевидение экранизировало «Однофамильца» (1978) и «Дождь в
чужом городе»(1979).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх