Ганин Алексей Алексеевич
|
Другие персоны с фамилией Ганин
Другие персоны с именем Алексей Кто родился в этот день 09.08 Кто родился в этот год 1893 |
[28.7(9.8).1893, д.Коншино Кадниковского у. Вологодской губ.— 30.3.1925, Москва, Бутырская тюрьма]
— поэт, прозаик.
Родился в крестьянской семье. Окончил двуклассное земское училище в с.Усть-Кубинское, затем
городскую гимназию в Вологде.
В 1911-1914 учился в Вологодском фельдшерско-акушерском училище.
В 1913 — первая публикация стихов в вологодской газете «Эхо».
В 1914 Ганин призывается в армию и проходит службу в Николаевском военном госпитале Петербурга.
В начале 1916 знакомится с С.Есениным, служившим в подобном же госпитале в Царском Селе.
Летом 1917 вместе с Есениным и 3.Райх Ганин совершает поездку на родину, во время которой в
Кирико-Иулитовской церкви (неподалеку от Вологды) происходит венчание Есенина с Райх. Ганин
выступает поручителем со стороны невесты; ей он посвящает тогда же написанное стихотворение
«Русалка — зеленые косы...», в котором признается в тщетной любви к героине, поскольку «Ей сказками
на сердце дышит/ Разбойник с кудрявых полей», т.е. Есенин.
В 1917 Ганин вместе с Клюевым, Есениным и Орешиным публикуется в альманахе левоэсеровской
ориентации «Скифы» (сб. 2, указан 1918).
В 1918 Ганин встречается с А.Блоком, о чем свидетельствует дневниковая запись Блока 20 февр.— в день
его чествования по поводу публикации стихотворения «Скифы»: «...(меня выпили) Есенин, Ганин, Гликин,
барышни, моя Люба». Вместе с Есениным (а также А.Мариенгофом) Ганин публикуется в имажинистском сб.
(2-м) «Конница бурь» (1920).
Демобилизованный в 1916 по состоянию здоровья, Ганин в 1918 снова вступает теперь уже в Красную
Армию добровольцем и служит фельдшером в госпиталях Северного фронта. После увольнения поступает
в Вологодский институт народного образования. Активно выступает в печати, в частности в вологодском
журнале «Кооперация Севера», в петроградском журнале «Записки Передвижного общедоступного
театра», издает в Вологде отдельным миниатюрным изданием поэму «Звездный корабль» (1920) и
выпускает в 1920-1921 десять изготовленных трудоемким ручным способом малотиражных
литографированных книжечек стихов (с указанием на них вымышленного места издания «Коншино» —
родная деревня поэта — и вымышленного же издательства «Глина»): «В огне и славе», «Вечер», «Золотое
безлюдье», «Кибураба», «Красный час», «Мешок алмазов», «Певучий берег», «Раскованный мир»,
«Сарай», «Священный клич». Осенью 1923 Ганин переезжает из Вологды в Москву, где в 1924 выходит
наиболее полный и последний сборник его стихотворений «Былинное поле».
Принадлежащий по своему социальному происхождению, воспитанию и идейно-художественной
направленности к группе новокрестьянских поэтов, Ганин отличается от них, начинавших свой путь в
значительной степени от традиции поэтов-суриковцев, ориентацией исключительно на поэзию
символистов (Бальмонт, Блок, Белый). В поэзии Ганин разлито настроение грусти, кротости, вздоха по
невидимому или утраченному миру, которое более всего присуще поэзии символистов: «Снова душа
загрустила о Волге, о тихой печали, / О детских молитвах, поверила в сны золотые...» (Стихи из письма
П.Витязеву, 1915). В символизме находит свои истоки и обнаженная философичность поэзии Ганина,
заявляющая о себе в несколько отвлеченных мотивах жизни и смерти, преходящего и вечного, тщетных
усилий разума постичь мир и смысл жизни. Этой же традицией обусловлена и заметная рефлексивность
лирики Ганина.
Символистские мотивы касались главным образом пейзажно-лирических горизонтов поэзии Ганина: «По
скатам и холмам горбатые деревни, / Впивая тишину, уходят в глубь веков» («Предутрие», 1917). С
новокрестьянскими поэтами Ганина роднит исключительно земледельческое восприятие мира. День
представляется ему «сгорбившимся» от «мужичьих забот», а ветерок «домотканым». Подобно им, труд и
жизнь крестьянина он возводит на уровень некоего природно-космического бытия, как, например, в поэме
«Памяти деда» (1918), в которой отдавший все свои силы земле старый пахарь выступает участником
некоей созидательной вселенской мистерии, а его смерть представляется всего лишь паузой отдыха в
бесконечном процессе совместного труда крестьянина и матери-земли. Сам себя Ганин, впрочем, считал не
принадлежащим ни к какому литературному направлению и просил называть просто «романтиком начала
XX века» (в предисл. к сб. «Былинное поле»).
Революцию 1917 Ганин воспринимает поначалу в духе эсхатологических ожиданий преображения
несовершенного старого мира в царство гармонии и благоденствия. Но вскоре, однако, уясняет для себя
антикрестьянскую сущность проводимых большевиками «преобразований» и создает ряд произведений,
направленных (в иносказательной форме) против сил, угрожающих России, и в первую очередь
крестьянству («России», 1918; поэмы «Сарай», 1917, «Былинное поле», 1917-1923). Сложным раздумьям о
дальнейшем пути крестьянства в трудной и неясной для него исторической обстановке посвящает он
своеобразный роман-притчу «Завтра» (1923). Это историческое прозрение, равно как и общее трагическое
восприятие эпохи классовой борьбы и террора, придает творчеству Ганина преобладающе
пессимистическое звучание. Светлое начало связано с образами крестьянского и космического мира
(звезд, Солнца), а также «вечного дня» (ожидаемого только в далеком будущем).
Ганина — первый открывший мартирологический список уничтоженных новокрестьянских поэтов. Осенью
1924 его в числе группы молодежи (среди которых поэты братья П. и Н.Чекрыгины) арестовывают по
обвинению в принадлежности к «Ордену русских фашистов». За улику принимаются найденные у него при
обыске тезисы «Мир и свободный труд — народам», содержащие откровенные высказывания против
существующего режима: «Ясный дух народа предательски ослеплен. Святыни его растоптаны, богатства
его разграблены <...> Россия, на протяжении столетий великими трудами и подвигами дедов и прадедов
завоевавшая себе славу и независимость среди народов земного шара, ныне по милости пройдох и
авантюристов повержена в прах и бесславие, превратилась в колонию всех паразитов и жуликов, тайно и
явно распродающих наше великое достояние <...> В лице господствующей в России РКП мы имеем не
столько политическую партию, сколько воинствующую секту... За всеми словами о коммунизме, о
свободе, равенстве и братстве народов таится смерть и разрушение...» Попытка автора выдать текст
«тезисов» за фрагмент задуманного романа (списав тем самым криминал на счет отрицательного героя —
«классового врага») не достигает результата. Ганин был расстрелян в числе 7 человек, составляющих
группу «ордена», как его глава.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх