Галактионова Вера Григорьевна
|
Другие персоны с фамилией Галактионова
Другие персоны с именем Вера Кто родился в этот день 18.09 Кто родился в этот год 1948 |
[18.9.1948, г.Сызрань Куйбышевской обл.]
— прозаик, публицист.
Родилась в семье, принадлежавшей к технической интеллигенции, но росла и воспитывалась у
бабушки-крестьянки. Среднюю школу окончила в рабочем поселке Павловке Ульяновской обл. Училась на
историческом факультете Уральского педагогического института им. А.С.Пушкина, работала журналистом
в газетах Казахстана и России.
С 1979 по 1984 сотрудничала на Уральской студии телевидения.
В 1980 поступила на заочное отделение Литературного института им. А.М.Горького в семинар прозы
Василия Рослякова. Окончила институт в 1986.
Литературным дебютом писательницы стал рассказ «Приезд», напечатанный в русско-болгарском ж.
«Дружба» (М.; София, 1985). Первая книга Галактионовой — «Шаги», изданная алма-атинским
издательством «Жалын» (1985). В ней автор напряженно и эмоционально размышляет о судьбах
современников, молодых и пожилых людей, соотечественников многонациональной родины. На передний
план в прозе Галактионовой выступают морально-психологические аспекты человеческого
существования.
В 1984 после публикации прозы Галактионова в коллективном сборнике «Окно, распахнутое в мир» она
была приглашена в республиканское издательство «Жазушы», затем работала в журнале «Простор»
(Алма-Ата), делала переводы с казахского языка.
В 1989 стала лауреатом премии им. И.Шухова СП Казахстана за лучший роман года.
С 1993 по 1997 была собкором республиканской газете «Казахстанская правда» по Караганде и
Карагандинской области, затем — по Москве.
С 1997 по 1999 занимала должность ведущего специалиста Министерства культуры России.
Своими учителями в литературе Галактионова считает Н.Лескова, И.Бунина, В.Гаршина, К.Воробьева.
Романы, повести и рассказы Галактионовой глубоко психологичны, насыщены атмосферой человеческих
отношений и переживаний, отражают хитросплетения людских судеб на фоне исторических процессов. Ее
проза обладает философской метафоричностью.
Галактионова мастер создания речевых характеристик персонажей. Произведения Галактионовой
интересны своими языковыми решениями, в которых автору удается уловить живой дух народной речи.
Сказовая манера ее письма точно передает особенности поволжских, уральских и иных говоров: «Эти ихи
деньги, американски, их наш климат — на дух, значит, не принимат: не климат им тута... Оне, чай,
американцы, нарочно их так выделывают, чтоб оне у нас сразу — прокисали ба, ихи деньги. Я ведь к ним
и не прикасаюсь: оне не наши, мы с ними и не умем... Я и не гляжу на них... Один раз,— говорит,— только
поглядела. Ну — что это? Мужик на них, незнай, какой-то брюзглай сидит — в бабьих кудрях. А глаза-то
бессмысленны! Белы. Выкатил. Оне как две парены репы, глаза-то...» (Слова на ветру опустевшего века.
С. 204).
В 2000 вышел том избранной прозы Галактионовой — «Слова на ветру опустевшего века: Повести,
рассказы, сказы, очерки». Он составлен из прозы и художественной публицистики самого разного плана.
Тут и романтическая повесть «Это был Шулмусы», рассказывающая о жизни таинственной Лунной
Красавицы, и драматичное жизнеописание мальчика Никиты («Со всеми последующими остановками»), и
триптих-монолог от лица современной старухи, не поддающейся напору радикальных перемен («Слова на
ветру опустевшего века»), и поэтичные, выдержанные в духе современного фольклора сказы, и
пронзительные, эмоциональные очерки, посвященные чернобыльской аварии («Черная быль — Белая
Русь»), технологии межэтнических конфликтов («Народ, разделенный в доме своем»), и пристрастное
исследование истории восстановленного Храма («Тайна Храма Христа Спасителя»). Рецензируя этот
сборник, С.С.Куняев, в частности, утверждал: «Реалистичное письмо Веры Галактионовой отнюдь не
безыскусно... Каждая метафора и метонимия органически вытекает из развития сюжета... В этом
художественном мире пограничье между жизнью и смертью, меж счастьем и несчастьем становится
реальным литературным пространством, оно освоено автором с такой уверенностью, с которой работает
литература на базе чисто реалистической. Автор непрестанно погружает читателя в глубину истории, в
глубину бытия... Проза эта замечательна и тем, что не оставляет ни малейшего ощущения тяжести, даром
что вся она построена на человеческих драмах и трагедиях... Более светлой книги, напоенной
человеческим теплом, мне не приходилось читать в последнее время...» (Куняев С. — С.214-215).
Особое место в творчестве Галактионовой занимает историко-культурологическое исследование «Тайна
Храма Христа Спасителя», в котором ей удалось не только пролить свет на многие загадочные
обстоятельства, связанные с возведением, разрушением и восстановлением архитектурного и
религиозного памятника (в частности, попытку обозначить масонскую символику в архитектуре храма), но
и затронуть многие иные события российской истории.
Повесть Галактионовой «Большой крест» (2001) посвящена трагедии раскулачивания в Поволжье. В
центре повествования — история большого крестьянского рода, на долю которого выпали великие
страдания. Писательнице удалось создать сагу о жизни сельских тружеников, попавших в «мясорубку»
социально-политических преобразований и мужественно переносивших самодурство и безнаказанность
новых властей. Эпизод повести, когда хранительница крестьянского рода, предчувствуя
приближающееся раскулачивание, сжигает свой, дом можно отнести к одной из драматичнейших страниц
русской прозы. Это произведение продолжает традицию так называемой «деревенской» прозы уже в XXI
в.
В романе «На острове Буяне» (2003) писательница продолжила своеобразный цикл о наших современниках,
которым приходится выживать в условиях экономических передряг и экспериментов. В центре
повествования — образ простой сельской женщины Брониславы, которая как будто символизирует
многострадальную Россию. На изменившийся мир она смотрит вроде бы примитивно, а по сути — здраво и
проницательно.
Публицистика Галактионовой посвящена преимущественно производственной, криминальной,
политической и геополитической тематике, в частности — причинам и следствиям распада Советского
Союза, тяжелому положению соотечественников на постсоветском пространстве, проблемам КарЛага,
Чернобыля, Нагорного Карабаха.
Галактионова — лауреат премий им. И.Шухова (1989), журнала «Молодая гвардия» (2001), журнала «Наш
современник» (2003, за роман «На острове Буяне»). Книга «Крылатый дом» вошла в шорт-лист премии
«Национальный бестселлер» (2004).
Живет в Москве.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх