Волкова Мария Вячеславовна
|
Другие персоны с фамилией Волкова
Другие персоны с именем Мария Кто родился в этот день 15.10 Кто родился в этот год 1902 |
[2(15).10.1902, Усть-Каменогорск — 7.2.1983, д.Оттервейер близ Баден-Бадена,
Германия]
— поэтесса.
Из потомственной казачьей семьи.
Отец В.И.Волков — генерал, командир 7-го Сибирского казачьего полка, участник
Белого движения, сподвижник А.В.Колчака. В нояб. 1918 В.И.Волков, комендант
г.Омска, возглавил военный переворот; в 1919-1920 — был представителем
Верховного Правителя России по формированию казачьих частей на Дальнем Востоке,
комендантом г.Иркутска (См.: Краснов П.Н. На рубеже Китая. Париж, 1939.
С.96-98; Клавинг В.В. Белая гвардия. СПб., 1999. С.248). Мать Волковой
происходила из старинного рода уральских казаков Толстовых.
Детство, отрочество и юность Волковой прошли в г.Джаркенте Семиреченской обл.,
недалеко от границы с Китаем. Она много путешествовала с полком отца.
Непродолжительное время жила в Петербурге. Революцию и Гражданскую войну
встретила в Омске.
В 1919 вышла замуж за казачьего офицера А.Эйхельбергера, сына лютеранского
пастора. После отступления армии А.В.Колчака Волковой удается перебраться в
Литву (местечко Волковыс). Здесь В. прожила 10 лет, затем переехала в Восточную
Пруссию (г.Гейдебрух).
Стихи писала с детства, печататься начала в 1929. Это были стихи о казачестве,
горечи пережитого, эмигрантской одиссее. Первый поэтический сборник Волковой
«Песни Родине» вышел в Харбине в 1936, в издательстве Войскового
представительства Сибирского казачьего войска. В предисловии П.Н.Краснов
обращал особое внимание на драматизм судьбы Волковой: «Страшный, неистово лютый
ледяной поход через всю Сибирь... до Байкала. В нем — ужасная смерть горячо
любимого отца (крах дела А.В.Колчака привел В.И.Волкова к самоубийству, жена
его умерла от тифа.— В.3.), потеря дочери-первенца. А потом изгнание, чужбина,
бедность, сознание своей неприкаянности». Как отмечала поэтесса в краткой
автобиографии, «жить приходилось на отшибе все время, в глухих уголках, в
условиях, не благоприятствовавших литературной работе» (Содружество. Мюнхен,
1976. С.515). Тяжело переносилась духовная изоляция в провинциальной глуши.
Только благодаря переписке сохранялась связь с друзьями и близкими ей по духу
людьми.
Второй сборник под названием «Стихи» вышел в 1944 в Париже, в издательстве
«Кружка казаков-литераторов», и остался не замеченным. Как и в первом сборнике,
тема судеб казачества в нем основная, несмотря на то что в стихах Волковой
звучат и другие мотивы, характерные для эмигрантской поэзии «первой волны».
С 1945 Волкова жила в г.Гемминштедте (Гольштиния) и д.Оттервейер близ
Баден-Бадена. Печаталась в газете «Русская мысль».
Начиная с 1955 ее стихи появлялись на страницах эмигрантских журналов
«Возрождение», «Современник», «Новый журнал», а также в казачьих малотиражных
изданий: «Сибирский казак» (Харбин), «Родимый край» (Париж). Стихи Волковой
включены в известные антологии поэзии Русского зарубежья «Муза диаспоры»
(Франкфурт-на-Майне, 1960) и «Содружество» (Мюнхен, 1976).
В 1991 в Германии был посмертно издан итоговый сборник Волковой, над
составлением которого она работала в последние годы своей жизни. В него вошли
150 стихотворений, преломивших жизненный и духовный опыт автора. По существу,
это книга поэтессы о себе, о пережитом и выстраданном, о чем говорят названия 6
разделов книги: «Так значит жить?», «Что в памяти живо» (это экскурсы в прошлое
Сибири, стихи-воспоминания, окрашенные ностальгическим чувством); «Минуты и
годы», «Сестры вблизи и вдали» (стихи о непростых женских судьбах в старой
России и совр. мире); «По самому краю» (размышления о жизни и смерти, о
творчестве, красоте и таинстве Божьего мира). Замыкает композицию сборника
раздел «О чужом».
Поэтическая мысль Волковой была постоянно устремлена в «страну отцов» — Сибирь,
землю, овеянную славой ее предков — казаков-землепроходцев («Землепроходцы»,
цикл «Стихи о Сибири», 1949; «Родине», 1962 и др.). Ностальгия высвечивала в
памяти милые черты далекой родины: «Ни жужжанья, ни птичьего крика. / Божий мир
и спокоен и прост. / Вкруг меня расцвела повилика / Сотней маленьких розовых
звезд. / Богословскою травкой-тимьяном / Сладко пахнет родная земля... /
Кратким счастьем, уплывшим в туманы, / Мне весна улыбнулась моя» («На сопке»,
1949, из цикла «Стихи о Сибири»). Духовными опорами в нескончаемом эмигрантском
кочевье для Волковой была вера, поэзия, воспринимаемая ею метафизически:
«Каждый творческий трепет твой — / Это вечность в тебе самом!», и родной язык:
«Слава высотам твоим и глубинам, / Дивная русская речь» («Крылья», 1947). Это
все, что осталось от родины, помогло выжить в годину скитаний. Свой поэтический
дар Волкова осознавала как долг. Она мучительно искала ответа на вопрос, как
следует жить, что есть жизнь. Жизнь без веры для нее была невозможна: «Кто
сказал, кто придумал это: / Жить без веры? — Значит без следа...» («Якорь»,
1950). Об этом и стихотворение «Лампада», 1958.
В стихах Волковой приземленное, обыденное тесно связано с
нравственно-философской проблематикой, осмысляя которую она стремилась к
простоте и ясности поэтического слога. По своему мироощущению В. близка
казачьим поэтам Н.Евсееву, А.Перфильеву, Н.Туроверову. Как и последний, Волкова
испытала влияние поэзии Н.Гумилева: «Память жестока и все припрячет, / Верный
смысл поможет отыскать / В том, что понимали мы иначе / Или не хотели понимать.
/ Память разгадает все загадки / И, над ними насмеявшись зло, / Боль как нож
вонзит до рукоятки, / Чтобы сердце кровью изошло» («Память», 1949).
По словам поэта Вяч.Куприянова, в творчестве Волковой «явлен русский
национальный стержень», не сломленный войнами и скитаниями, не погашенный чужой
речью...» (Новый мир. 1992. №12. С.284).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх