Вознесенская-Окулова Юлия Николаевна
[14.09.1940]

  Другие персоны с фамилией Вознесенская-Окулова
Другие персоны с именем Юлия
Кто родился в этот день 14.09
Кто родился в этот год 1940

       [14.9.1940, Ленинград]
       — поэтесса, прозаик.
       Мать — врач. Отец — военный инженер-строитель. В младенчестве Вознесенская пережила начало блокады Ленинграда.
       В 1945-49 проживала в Германии, где ее отец восстанавливал военные аэродромы. Училась 1 год в медучилище, затем окончила 1 курс театроведческого факультета ЛГИТМИК им. Н.Черкасова.
       Начинала как поэтесса. Ранние стихи и первая публикация в газете «Смена» в 1964 вызвали одобрение известной переводчицы и поэтессы Т.Г.Гнедич, литературное объединение которой Вознесенская посещала. Активно участвовала в неофициальной культурной жизни Ленинграда. На квартире Вознесенской проходили художественные выставки, концерты бардов, чтения стихов и лекций по философии и истории. Вознесенская — составитель нескольких сборников самиздата, в т.ч. «Вторжение-68», о вводе советских войск в Чехословакию.
       В 1974-75 Вознесенская входила в редколлегию поэтического сборника «Лепта», в который были включены более чем 500 стихотворений 32 «неофициальных» поэтов Ленинграда. Сборник был отклонен в Ленинградском отделении издательства «Советский писатель», и в 1976 Вознесенская выступила соредактором машинописного журнала «Часы».
       В том же 1976 Вознесенская принимала участие в акциях протеста против разгона художественной выставки у Петропавловской крепости и работала над проектом альм, поэзии и графики «Мера времени» (проект опубликован в журнале «Посев». 1977. №3). Летом была арестована по делу художников Юлия Рыбакова и Олега Волкова, затем освобождена. После отказа «добровольно» выехать в Израиль Вознесенская была вновь арестована 21 дек. 1976 и осуждена на 4 года ссылки по статье 190.1 УК СССР («распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советское государство и общественный строй»). На суде Вознесенская заявила: «...я отвечаю за то, что каждое слово, вышедшее из-под моего пера — правда, одна только правда и только правда. Главный мой свидетель — Бог. Он мой главный защитник. И я вручаю свою судьбу не в руки суда, а в Его руки» (Антология... 1986. С. 422).
       За побег из Воркуты в Ленинград приговорена 29 июля 1977 к 2 годам лагерей.
       И в тюрьме, и в ссылке, и в лагерях Иркутской обл. Вознесенская писала стихи, опубликованные в самиздате (Часы. 1978. №10; Голос. 1978. №2,6) и зарубежных журналах (Грани. Мюнхен; Франкфурт-на-Майне. 1978. № 108; 1979. №111-112; Третья волна. Монжерон. Франция. 1979. №6; Вестник РХД. Париж; Нью-Йорк. 1979. №128), а также автобиографические очерки «Записки из рукава» (Поиски. Лонг-Айленд Сити. США. 1979. №1) и повесть «Ромашка белая», законченную и опубликованную позднее в эмиграции (Поиски. 1982. №4; 1983. №5-6).
       Наряду с главными мотивами «тюремных» стихотворений Вознесенской (разлука с близкими, одиночество, тоска и любовь к творчеству) звучит также тема христианского смирения, любви к Всевышнему: «Черных вишенок горстка, / словно яд на устах. / Тяжелей перекрестка / не бывает креста. / Поручи меня Богу — / без Него не снести! / Ты меня на дорогу / перекрести» («Полюбил ты разлуку...»). Поэтесса обращается к Богу: «Я не прошу: "На волю отпусти!", / но дай Ты мне друзей услышать снова. / Господь, Господь! Пошли хотя бы слово! / Рифмованное, Господи прости» («Записка Господу Богу»). В камере-одиночке ленинградской тюрьмы «Кресты», «где день и ночь горит кромешный свет», лирическая героиня Вознесенской держит в ладони нательный крестик и, обращаясь к нему, исповедует истинность своей веры: «В который раз друг друга мы спасаем; / здесь ты один — и совесть, и совет. / Да будет же твой свет неугасаем, / да сгинет здешний негасимый свет!» («Не одиночество, но просто — одиночка. ..»). Б.Иванов заметил: «О них невозможно говорить как о стихах "гражданских": в своих мистических порывах автор достигает того состояния свободы, которого не может дать никакой закон» (Самиздат Ленинграда. 2003. С.576).
       В автобиографических очерках «Записки из рукава» (о предварительном заключении и ссылке) Вознесенская приводит свои разговоры с другом по ссылке о вере и смысле страдания, упоминает о наставлениях священника. Лейтмотивом этого произведения могут быть слова Вознесенской: «и научусь не выживать, но жить». В повести «Ромашка белая», рассказывающей об этапе в лагерь, Вознесенская напишет: «Тюрьма весьма располагает к заразным заболеваниям души. Я решила не подпускать тюрьму слишком близко к себе, создать вокруг себя свою "зону" с оградами, "запретками" и "часовыми", чтобы никакое безобразие не смело подползти ко мне... Я знала, что мое главное спасение — творчество... Я собиралась в тюрьму, как в творческую командировку». (Поиски. 1983. №5-6. С.316-317). Творчество, Церковь и Бог в художественном сознании Вознесенской. 1970-х существуют независимо друг от друга, но она называет Евангелие единственной уместной в тюрьме книгой. И уже тогда раскрывается органическая способность автора жалеть людей и ненавидеть грех. «Пожалуй, основным качеством Юлии и является — доброта. Не слюнявая, не юродствующая <...>, а чисто женская, "жалкующая", материнская»,— написал о В.К.Кузьминский (Антология... 1986. С.6).
       Вернувшись из лагеря, осенью 1979 В. участвовала в составлении самиздатского альманаха «Женщина и Россия». Г.Григорьева вспоминает: «Сразу же после первого номера позиции авторов расходятся и возникают <...> два течения в женском движении. Первое — [близко] западному феминизму. Второе — совершенно новое, повергшее в изумление даже видавший виды Запад — появление журнала и клуба "Мария", в котором парадоксально, но органично сочетались феминизм и христианство...» (Самиздат. СПб., 1993. С.122). Вторая группа, в которую вошла Вознесенская, «заявила о своем разрыве как с "левым западным феминизмом", так и с русской... революционно-демократической традицией. Она ориентировалась на духовные ценности православия...» (Айвазова С. Истоки феминизма // Искусство кино. 1991. №6. С.23-24).
       Первый выпуск альманаха, вызвал резкую реакцию органов госбезопасности. Под угрозой отправки старшего сына Вознесенской на войну в Афганистан она 11 мая 1980 эмигрировала с сыновьями в Германию, где была встречена западной общественностью «как героиня и избранница» (Самиздат. СПб., 1993. С.122).
       В 1982 в поддержку Вознесенской на американском телевидении был снят фильм «Дневник Юлии».
       До 1984 Вознесенская жила во Франкфурте-на-Майне и работала в Международном обществе защиты прав человека. В зарубежной периодике выходили ее статьи о положении женщин и советских лагерях (Письмо из Новосибирска // Женщина и Россия. Франк-фурт-на-Майне, 1980; Женский лагерь в СССР // Грани. Мюнхен; Франкфурт-на-Майне. 1980. № 117; Домашний концлагерь // Мария. Л.; Париж. 1981. №1; Женское движение в России // Посев. Франк-фурт-на-Майне. 1981. №4).
       С 1984 Вознесенская составляла дайджесты советской прессы на радио «Свобода» в Мюнхене. В этот период написаны сборник новелл «Женский Декамерон» (1984-85) и повесть «Звезда Чернобыль» (1986), переведенные на полтора десятка языков.
       Название «Женский Декамерон» отсылает читателя к произведению Боккаччо. Десять рожениц во время 10-дневного карантина в роддоме рассказывают друг другу свои истории. Многие из 100 новелл этого «гневного и одновременно безудержно веселого сборника» (Бриджер С. — С.89) могли бы стать основой отдельной книги. Присущий Вознесенской дар рассказчицы, тонкие психологические наблюдения и выводы, меткие афористические высказывания, калейдоскоп персонажей, различных по убеждениям, социальному положению, образованию и характерам, беспощадная правдивость в обсуждении женских проблем не только обеспечили огромный читательский интерес, но и вызвали нарекания в прессе: «...трудно представить, что это написано верующей христианкой» (Бриджер С. — С.89). С другой стороны, ясные духовно-нравственные ориентиры, общий оптимистический тон произведения дали западной критике повод упрекать «Женский Декамерон» в недостаточном радикализме и приверженности патриархальной идеологии (Словарь поэтов Русского Зарубежья. СПб., 1999. С.363; Dictionary of Russian Women Writers. London, 1994. P.734). Действительно, в этой книге нет типичных феминистических призывов. В.прежде всего побуждает читателя быть чутким к чужой боли.
       Повесть «Звезда Чернобыль» посвящена драматическим судьбам трех сестер, в которых отразились последствия взрыва ядерного реактора. Книгу предваряет эпиграф из Апокалипсиса (8, 10-11): «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда...», а главы повести заканчиваются цитатами из советских газет и сообщений радио и телевидения. Размышляя о народе и власти, один из персонажей повести, врач, говорит, что это «не два разных организма, а один больной организм — общество, разъедаемое переродившимися клетками... в этом состоянии хирургическое вмешательство уже противопоказано. <...> Тут может быть два пути. Первый — это осторожная, продуманная терапия. <...> Второй — чудо» (Звезда Чернобыль. С. 147).
       Вознесенская — составитель антологии «Письма о любви» (Мюнхен, 1987. На немецком яз.). Это «подлинные письма русских девушек и женщин из ГУЛАГа, ...показывающие не только унижения... но и преодоление страданий благодаря духовному и религиозному началу» (Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М., 1996. С. 82). В это же время Вознесенская выпустила и сборник интервью «Что русские думают о немцах» (Мюнхен, 1988) (см. отрывки из сборника: Интервью // Двадцать два. 1990. № 70).
       В 1992-93 Вознесенская пишет серию криминальных повестей, из которых опубликованы только две. На русском языке выходит детектив «Любимых убивают все» (1992) о сложных взаимоотношениях эмигрантов «третьей волны», на немецком — «Русалка в бассейне» (1993), про молодых русских женщин, приехавших «завоевывать» Европу и переживших жестокие разочарования. Главная героиня детективов — графиня Апраксина, эмигрантка, привлекаемая немецкой полицией к расследованию «русских дел». Обнаруживая необычное для детективного жанра сострадание, она отправляется на раскрытие очередного преступления с молитвой: «Помоги, Господи, и мне, и этим несчастным!». Помимо острого сюжета, читателя увлекает яркая картина жизни соотечественников за рубежом и рассказ о «неофициальном» русском искусстве.
       В середине 1990-х, после смерти мужа и перевода радиостанции «Свобода» в Прагу, в результате длительного духовного пути (начавшегося в 1974, когда Вознесенская крестилась в Никольском соборе Ленинграда, а в эмиграции обогатившегося глубоким церковным общением — подробнее см.: Ильюнина Л.), Вознесенская становится трудницей Леснинской Свято-Богородицкой обители во Франции (Русская Православная Церковь Заграницей). Она переоценивает все созданное ею прежде и решает оставить писательство, однако, игумения (на покое) Афанасия убедила Вознесенская вернуться к литературному творчеству. Вознесенская открыто заявляет о себе как о православном писателе и создает непривычные для русской литературы XX в. произведения, вызвавшие у критиков противоречивые мнения.
       Повесть «Мои посмертные приключения» (2000) имеет, как и все произведения Вознесенской, документальную основу и опирается на учение Православной Церкви о загробной участи умерших. Главная героиня Анна — невоцерковленная, легкомысленная в духовном отношении женщина с общеинтеллигентскими представлениями о благородстве и порядочности — в самом начале повести умирает. Душа ее выдерживает загробные испытания, посещает рай. Повесть отличает характерный для Вознесенской, но неожиданный в страшных обстоятельствах юмор, и непредсказуемый финал. П.Басинский характеризует книгу как «прекрасное литературное сочинение церковного человека»: «Я давно не встречал такого увлекательного чтения, такой плотности событий, действия, такой завораживающей интриги. Это настоящий приключенческий роман, написанный красивым и свободным литературным языком» (Басинский П. В зоне отчуждения // Литературная газета. 2002. №44). С другой стороны, у некоторых критиков роман вызвал резко негативную реакцию: под сомнение ставятся и выбор темы, и стиль письма, и верность Священному Писанию (например: Бакулин А. В круиз по мытарствам // Православный Санкт-Петербург. 2003. №11). Среди читателей повесть сразу обрела популярность, выдержав 5 изд. за 5 лет (2000-04).
       Повесть «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» (2002) критики называли антиутопией, футурологической повестью, «православным фэнтези», историческим романом, дамским романом, восточно-христианской утопией. Действие этой книги разворачивается в государстве Мессии-Антихриста, главная героиня — девушка Кассандра — выходит из виртуальной реальности, в которой проводит большинство времени население планеты, и переживает целый ряд приключений. В мире, где царят технический прогресс и отчуждение, Кассандра обретает жажду жизни, настоящих друзей, веру и любовь. Вознесенская смогла не только создать произведение, пронизанное духом христианской любви, но и облечь его в увлекательную для современного читателя форму.
       Продолжением повести о Кассандре стал роман «Паломничество Ланселота» (2003). Норвежский рыбак Ларе Кристенсен в инвалидной коляске отправляется в Иерусалим, где Мессия-Антихрист проводит массовые исцеления инвалидов. Наиболее сильная часть романа — история восхождения Ланселота на вершину страшной Вавилонской башни — это гимн торжествующему добру, человеческой поддержке и благородству. Конец романа, по словам самой Вознесенской, «хороший. Это конец света» (см.: Ильюнина Л.).
       В 2004 В. закончила две повести для детей — «Юлианна, или Игра в киднеппинг» и «Юлианна, или Опасные игры». Главные героини обеих книг — девочки-близнецы. Самолюбивая и избалованная Юля решает избавиться от Ани, инсценировав похищение. В действии активное участие принимают бесплотные силы — Ангелы-хранители и бесы. Автор живо и динамично рисует жизнь невидимого мира, убедительно показывая, что все земные события связаны с духовной реальностью. Детские повести В. написаны ясным языком, избегают прямых нотаций, изобилуют живыми диалогами.
       Книги Вознесенской 2000-х — «совершенно новое и интересное явление современной литературы» (Старостин В.), отличающиеся прежде всего новизной творческого метода, выходом на иной уровень выражения «духовных реалий».
       Вознесенская — лауреат премии Министерства печати РФ «Алые паруса» за лучшее произведение 2003 для юношества («Путь Кассандры»). За эту книгу и за повесть «Мои посмертные приключения» Вознесенская также удостоена звания «Автор года» на Всероссийском конкурсе «Православная книга России-2003».
       С начала 2000-х Вознесенская живет в Берлине, ежегодно приезжая в Санкт-Петербург.

Псевдонимы:
      Тараповская Юлия Николаевна [14.09.1940] - поэтесса, прозаик

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:51:28 UTC