Ваншенкин Константин Яковлевич
|
Другие персоны с фамилией Ваншенкин
Другие персоны с именем Константин Кто родился в этот день 17.12 Кто родился в этот год 1925 |
[17.12.1925, Москва]
— поэт, прозаик.
Родился в семье инженера. 17-летним ушел в армию, служил в воздушно-десантных войсках, воевал на 2-м
и 3-м Украинских фронтах.
В 1953 окончил Литературный институт им. М.Горького. Первый сборник стихов «Песня о часовых» вышел
в 1951, в 2005 вышел сборник стихов «Поступок». Из последующих книг: «Подарок» (1952), «Портрет
друга» (1955), «Волны» (1957), «Лирика» (1959), «Солдатская судьба» (I960), «Окна» (1962), «Повороты
света» (1965), «Другу: Стихотворения, положенные на музыку» (1965), «Соловьиный коридор» (1967),
«Опыт» (1968), «Станция» (1970), «Прикосновенье: Стихи о женщине, о любви» (1972; 3-е изд., доп.
1984), «Характер» (1973), «Дорожный знак» (1977), «Поздние яблоки» (1980), «Десятилетье» (1980),
«Ветка» (1981), «Жизнь человека» (1983), «Примета» (1987), «Еще одно десятилетье» (1990), «Музыка из
окна» (1991), «Ночное чтение» (1994). Проза Ваншенкина представлена в сборнике «Как соловей лета»
(1975), «Повести и рассказы» (1976), «Воспоминание о спорте» (1978), «Рассказ о потерянном
фотоальбоме» (1985), «Графин с петухом» (1985); литературно-критические статьи, воспоминания о
писателях, композиторах и артистах в книгах «Непонятливая Лика» (1966), «Наброски к роману» (1973),
«Лица и голоса» (1978), «Поиски себя» (1985), «Зимняя дорога» (1986).
Основные темы творчества Ваншенкина обозначены в популярной песне на его стихи (музыка
Э.Колмановского) — «Я люблю тебя, Жизнь...» (1956). Ваншенкин чаще всего пишет о послевоенной жизни
в ее повседневных проявлениях, о своей армейской юности и о своих сверстниках, которые погибли,
защищая жизнь, а также о любви, о женщинах и детях, о родной природе; причем все эти темы предстают
в разнообразных взаимосвязях, объединенных индивидуальной неповторимостью их лирического
восприятия. Лирика Ваншенкина весьма своеобразна: в ней нет безраздельного господства субъективных
чувств, нет лирического эгоцентризма, она весьма чутка к жизни других людей и их переживаниям, т.е. к
эпическому миру, а также к миру природы. Эпическая жизнь изображается поэтом не в больших событиях,
а в повседневных эпизодах, не в монументальных повествовательных произведениях, а в коротких стих.,
имеющих характер бытовых зарисовок. Даже жизнь у смерти на краю описывается им как нечто
будничное, хотя и навсегда запоминающееся. В стихотворении «Земли потрескавшейся корка...» (1952)
поэт рассказал, как он со своим другом закуривал на передовой: «Слепил цигарку я прилежно / И чиркнул
спичкой раз и два. / А он сказал мне безмятежно: / — Ты сам прикуривай сперва... / От ветра заслонясь
умело, / Я отступил на шаг всего, / Но пуля, что в меня летела, / Попала в друга моего».
Лирика Ваншенкина строго реалистична, она близка к реалистической лирике И.Бунина, М.Исаковского,
А.Твардовского и Я.Смелякова. Влияние Бунина больше всего чувствуется в пейзажной лирике
Ваншенкина, Исаковского — в песнях, Твардовского и Смелякова — в изображении текущей
повседневности и в портретных зарисовках современников. Как реалисту Ваншенкину чуждо все
иррациональное, мистическое, демоническое, исключительное; он стремится запечатлеть только то, что
стало явленным, доступным непосредственному наблюдению и восприятию, достаточно определенно
оформившимся и закрепленным в психологии человека и обстоятельствах повседневной жизни. В его
лирике прозаические стороны жизни не противопоставлены резко ее поэтическим граням, сама жизнь — ее
смыслу. Поэт, конечно, видит, что качества жизни неодинаковы, разнообразны и диалектически
противоречивы, но он не драматизирует их, не разрывает их визуальных связей, не подчеркивает их
контрастность, а стремится в первую очередь выявить в них то, что их объединяет, делает
благоприятными для человека. Даже смерть — это часть жизни, залог ее постоянного обновления. Не
случайно в книге стихов «Дорожный знак», например, где поэт постоянно обращается к невозвратимым
утратам военной поры («Курсанты», «Баллада о последнем», «Больничная баллада», «Это правда»,
«Сверстники» и др.), много лирических размышлений о детях, о новом поколении («Новое поколение»,
«Одиночество ребенка», «Детский рисунок», «В детстве», «Дети в цирке», «Облака, мосты...», «Эти
дети»). Взаимодействие темы детства с темой военных утрат композиционно связывает эту книгу стихов,
подчеркивая диалектическую неразрывность прошлого, настоящего и будущего, жизни и смерти.
Немалое место в лирике Ваншенкина занимают пейзажные стихи. Здесь представлен весь природный цикл.
В стихотворении «Листопады и дожди.» (1975) сравнение чистой, быть может, родниковой, готовой
вот-вот покрыться льдом воды с темечком младенца оказывается настолько выразительным, что оно дает
возможность почувствовать живой, родственный человеческому, пульс матери-природы, пульс
затихающий, уходящий куда-то в глубину, но напоминающий своим упорным трепетанием, исходящим из
глубины, о неизбежности возрождения к новой жизни. В стихотвороении «Естественно развитие плода...»
(1974) поэт подчеркивает, что жизнь души и искусства, развиваясь по законам природы, не должна
испытывать на себе даже малейшего насилия, мешающего ее росту: «Естественно развитие плода, /
Души, строки, пульсирующей живо. / Конечно, это требует труда, / Но только без малейшего нажима. / Не
стоит разворачивать бутон, / Как зачастую делают на рынке. / Он сам легко раскроется потом, /
Отряхивая круглые росинки».
Видное место в лирике Ваншенкина занимают песни. Кроме знаменитой «Я люблю тебя, Жизнь...», им
написаны известные песни «Мы вас подождем...» и «За окошком свету мало» (музыка в обоих случаях
Э.Колмановского), «Женька» (музыка Е.Жарковского), «Я спешу, извините меня» (музыка Я.Френкеля) и
многие другие. Особая доля оказалась у песни «Алеша» (музыка Э.Колмановского): она стала гимном
болгарского города Пловдива, где русскому солдату Алеше, освободителю Болгарии от фашизма,
поставлен памятник.
Большой интерес представляют статьи и заметки Ваншенкина о поэзии, его воспоминания о старших
товарищах и наставниках (Твардовском, Исаковском, Смелякове, Антокольском, Мартынове, Рыленкове,
Бернесе и др.) и литературных сверстниках (М.Луконине, С.Гудзенко, А.Фатьянове, С.Орлове, В.Быкове,
Е.Винокурове и др.).
Многоликая поэзия Ваншенкина всегда пронизана раздумчивой философической нотой: «И единственной
мыслью беспечной / Каждый душу залечивать рад,— / Что лежит еще день бесконечный / Между вами,
восход и закат».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх