Бухов Аркадий Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Бухов
Другие персоны с именем Аркадий Кто родился в этот день 07.02 Кто родился в этот год 1889 |
[26.1(7.2). 1889, Уфа - 7.10.1937, по др. источникам — 1944 и 1946]
— поэт, прозаик, фельетонист, драматург.
Родился в семье железнодорожного служащего. В 1907 поступил на юридический
факультет Казанского университета и сразу же включился в революционное
студенческое движение. Был арестован, отчислен с 1 -го курса и сослан сроком на
1 год на золотые прииски Кочкарь, за Уралом.
В эти годы увлекается поэзией (его любимый поэт А.Блок) и сам пишет лирические
стихи — «искренние и скверные». Отбыв ссылку, возвращается в Казань, пытается
вернуться и в университет, но безуспешно. Обнаруживает в себе дар юмориста,
сочиняет смешные стихи, шуточные рассказы, отсылает их в петербургский журнал
«Стрекоза», где они были напечатаны в 1908.
Однако первая книга Бухова «Критические штрихи» (Казань, 1909) посвящена
поэзии, ее составили 2 статьи: «Без души» (о М.Кузмине) и «Поэт страдальческой
жизни» (о А.Блоке).
В том же году Бухов переезжает в Петербург, поступает на юридический факультет
университета, совмещает учебу с активным сочинительством. Его юмористические и
сатирические стихи, рассказы, памфлеты, фельетоны, пародии помещают на своих
страницах газет и журналов «Биржевые ведомости», «Солнце России», «Бич»,
«Журнал журналов», «Всемирная панорама», «Синий журнал» (одно время Бухов был
редактором этого журнала.). В «Сатириконе» (бывшая «Стрекоза», с 1913 — «Новый
сатирикон», в течение 10 лет лучший сатирический журнал) Бухов становится
штатным сотрудником. Он уходит с 4-го курса университета, целиком посвящает
себя литературе, быстро приобретает известность, становится любимцем публики
наравне с блестящими сатириконцами А.Т.Аверченко и Тэффи.
Бухов не утратил оппозиционности режиму; в 1914 его призвали в армию, но вскоре
демобилизовали как «политически неблагонадежного». Он тяготел к сатире, ему
было близко программное заявление редактора в первом номере «Сатирикона»: «Мы
будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые
царят в нашей политической и общественной жизни». Под цензурным гнетом
«Сатирикон» отошел от этой позиции, смех его стал «сытым»; в 1913 Бухов написал
«Письмо к редактору»: «Мучительно наше сегодня, / Где все — наболевший вопрос;
/ Редактор, не будьте же сводней / Сатиры и искренних слез. / Смеяться
нетрудно, но верьте, / Что жизнь — не пустой балаган, /Ив жуткой процессии
смерти / Противно пускаться в канкан». Самые острые политические сатиры Бухову
приходилось печатать в других изданиях — в «Солнце России», «Журнале журналов».
В сатирических памфлетах Бухов всегда опирался на документы и факты, извлекая
из них все, достойное язвительного разоблачения; он никогда не терял чувства
меры и вкуса; его сатиры злободневны, оперативны и очень смешны.
С 1914 начали выходить сборник рассказов Бухова: «Пять миниатюр» (СПб, 1914),
«Тихие неприятности», «Цветок в петлице», «Жуки на булавках» (все — Пг., 1915),
«Чертово колесо», «Точка зрения» (оба — Пг., 1916), «Кесарево-Кесареви» (Пг.,
1917), «Разговор с соседом» (Пг., 1918).
В рассказах Бухов а— наследник Чехова-юмориста и прилежный ученик Марка Твена и
О.Генри. У Бухова можно встретить персонажей из разных слоев общества, но в
основном это мелкие буржуа, литераторы и художники средней руки, благополучные
мещане, советские служащие. Его интересует не социология, а психология:
отклонения от человеческой нормы, отравляющие жизнь, а подчас и приносящие
страдания. Его любимый прием — выделить какую-либо черту характера или
поведения и, доведя чередой эпизодов проявления ее до трагикомического абсурда,
показать всю ее злокачественность. Чаще всего рассказы написаны от первого лица
— жертвы психической агрессии («Яд доброты», «Спокойствие», «Шаблонный мужчина»
и многие другие); рассказчик добродушен, кроток, терпелив, т.е. нормален,
человеческое несовершенство вызывает у него недоумение и грусть. На малой
площади короткого рассказа Бухов умеет многое вместить. Как он это делает,
Бухов описал в рассказе «Реферат о юмористике» (сб. «Чертово колесо»).
В 1918 «Новый сатирикон» был закрыт по политическим мотивам. Сатириконцы
остались без работы, многие, в т.ч. Аверченко и Тэффи, эмигрировали. Началась и
одиссея Бухова.
В окт. 1918 Бухов с семьей переезжает в Москву, оттуда в Минск, затем в
Вильнюс, где становится заведующим репертуаром случайной труппы, которая после
гастролей в Белостоке и Гродно распадается. Бухов вынужден давать частные
уроки.
Весной 1919, спасаясь от белополяков, возвращается в Литву, бывшую тогда частью
Литовско-Белорусской советской социалистической республики. Но уже летом 1919 в
Литве устанавливается буржуазная власть. Бухов оказывается в эмиграции, находит
пристанище в Каунасе, где на русском яз. выходила газета «Эхо», орган русских
эмигрантов. Бухов сначала входит в число сотрудников газеты, пишет статьи и
фельетоны в просоветском духе, а в 1925 выкупает издательские права, становится
редактором и придает газете ярко выраженное просоветское направление. На Бухов
со стороны литовских националистов сыплются угрозы физического уничтожения;
Бухов решает вернуться в Россию, получает разрешение, 1 дек. 1927 с женой и
дочерью приезжает в Москву и сразу включается в литературный процесс. Его новые
рассказы, памфлеты, пародии печатают журналы «Бегемот», «Бузотер», «Бич»,
«Смехач», газеты «Красоты штиля». Около года Бухов работает штатным
фельетонистом газеты «Труд», Выходят 2 сборника рассказов — «Извините» (Л.,
1928) и «Рассказы на предъявителя» (М., 1928). В рассказах этого периода
Бухова, как и прежде, защищает человеческое достоинство от покушений пошлости,
самодовольства, тупости, тщеславия, невежества и т.д.
В написанных в 1929-31 сатирических памфлетах и романах появляется новая тема —
разоблачение католицизма, объявившего крестовый поход против Советской России.
В эти годы Бухов сотрудничает с журналом «Безбожник». Там выходят сатирические
памфлеты «Когда они правят (католицизм у власти)» (М., 1929); «Папа, его
приятели и делишки» (М., 1930) — основанные на документах разоблачения
политических диверсий Ватикана и папы Пия XI, с экскурсами в позорную историю
пап; сатирический роман «История трех святых и некоторых посторонних» (М.,
1930) — фантасмагория первых советских лет, когда в царившей неразберихе
талантливые жулики различного социального происхождения устраивали свой бизнес
на простодушии верующих; роман перекликается с «Двенадцатью стульями» И.Ильфа и
Е.Петрова (Бухов дружил с Е.Петровым). К антикатолическим сатирам примыкает
памфлет «Дневник Ильи-пророка» (М., 1931) — едкая насмешка над полной
профанацией религии в капиталистическом мире, ставшей там крупной отраслью
промышленности, и роман-хроника «Черное кольцо» (М., 1931) — увлекательный
политический и антиклерикальный детектив.
С 1932 Бухов печатается в «Крокодиле», в 1934 становится заведующим редакцией
журнала. Это было время полного расцвета дарования Бухова. Он работал много,
легко, вдохновенно. Л.Ленч вспоминал, что при необходимости Бухов мог один
наполнить первоклассными материалами весь номер журнала.
В 1935 вышли сборники рассказов «Развязанные узелки», «Таинственный хулиган»
(М., 1935) и водевиль «Ничего не поделаешь» (Цедрам, на правах рукописи).
Произведения этих лет отличает уверенное мастерство, точность наблюдения и
слова, артистизм, овеянный лиризмом юмор. Бухов был репрессирован и погиб от
руки той власти, которой искренне служил.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх